Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников
статья

Тебенькова Евгения Игоревна

Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, сегодня приходится констатировать снижение интереса к  исторической преемственности с прошлым, как одной из составляющих духовно-нравственных ценностей народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_semeynyh_traditsiy_kak_duhovno.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тебенькова Евгения Игоревна,

Воспитатель

МКДОУ д/с № 19 «Сказка» г. Омутнинска

Кировской области

Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей  у младших  дошкольников

Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, сегодня приходится констатировать снижение интереса к  исторической преемственности с прошлым, как одной из составляющих духовно-нравственных ценностей народа.

 В связи с этим, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным издан Указ от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно - нравственных ценностей».  Новая федеральная образовательная программа дошкольного образования   имеет своей целью - всестороннее развитие ребенка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традиций.

В методологическую основу   Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  заложена  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где основополагающим принципом дошкольного воспитания  выступает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

     Духовно-нравственное развитие есть процесс формирования нравственных и духовных ориентиры, самосовершенствование в служении добру. Цитата английского философа Френсиса Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи», указывает на ту величайшую ценность, что закладывает  духовную основу, нравственные ориентиры ребенка дошкольного возраста, начиная с личного до общечеловеческого. Специфическая особенность этого процесса заключается в том, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

        Семья - это тот  самый первый и  главный институт социализации ребёнка,  который играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Семьёй определяются уровень и содержание развития личности ребёнка в нравственном и социальном аспектах.  

Под семейными традициями понимается атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех её членов, многие из которых передаются из поколения в поколение. А младший дошкольный возраст - самый благоприятный период для начал наследования семейных ценностей и самый естественный способ  воспитания любви к семье, малой родине, Отечеству.

      К сожалению, приходится признать факт, что   напряженная профессиональная деятельность многих родителей сегодня, связана с материальной стороной, и выражается в  необходимости заработать средства к существованию, а это неизбежно ведет к устранению их от воспитательного процесса. Отсюда  дефицит свободного времени для общения и совместных занятий с ребенком, тем более передачи семейных традиций.

        Данное утверждение  подчеркивает актуальность проблемы возрождения семейных традиций  и направляет на поиск эффективных путей  формирования духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников.

Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования требует создания единого образовательного пространства  между семьёй и образовательной организацией, а  в качестве одного из  ведущих выступает принцип  партнерского взаимодействия с семьями воспитанников.  

Объектом исследования является процесс формирования семейных традиций как духовно – нравственных ценностей у младших дошкольников.

Предметом исследования стали условия формирования семейных традиций как духовно – нравственных ценностей у младших дошкольников, что выступает в качестве

Цели работы.

        Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать созданию системы взаимодействия семьи и ОО для повышения компетентности в вопросах формирования семейных традиций;
  2. Стимулировать родителей к поиску и внедрению наиболее эффективных форм работы по проблеме формирования семейных традиций у детей младшего дошкольного возраста.

       Новизна опыта заключается в поиске и апробации  форм взаимодействия с семьей в реализации  проблемы формирования семейных традиций как  духовно-нравственных ценностей  младших дошкольников.

     Основная идея опыта заключается в системно - деятельностном подходе, предложенном Львом Семеновичем Выготским. Данный подход актуален в свете изменений образовательной системы, отвечает запросам современного общества.   Ключевое место  в системно - деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. 

        Гипотеза:  Мы предполагаем, что применение эффективных форм взаимодействия с семьей, будет способствовать формированию семейных традиций как  духовно-нравственных ценностей у  младших дошкольников.

Методы, используемые при реализации поставленных задач

Для решения поставленной цели и задач  использовались следующие методы исследования: теоретический анализ   педагогической и методической  литературы по исследуемой теме, педагогическое наблюдение,  анкетирование, беседы, учет активности родителей,  анализ результатов деятельности.

      Практическая значимость результатов определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе   работы могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию традиционных семейных ценностей у младших  дошкольников.

                                           

                       Технология работы

         На начальном этапе взаимодействия ОО с семьей была разработана анкета, состоящая из ряда вопросов, направленная на выявление уровня сформированности семейных традиций. В анкетировании приняли участие 25 родителей. Результаты анкетирования родителей младших дошкольников показали в основном низкий и средний, что говорит о недостаточной педагогической компетентности родителей по вопросам формирования семейных традиций, и указывает на необходимость взаимодействия семьи и ОО по данной проблеме.

           В ходе индивидуальных бесед воспитателей с родителями были изучены пожелания и предложения родителей в вопросах взаимодействия с ОО. Большинство родителей признают необходимость  сотрудничества с ОО для оказании методической и практической помощи в вопросах формирования  семейных традиций как начал духовно – нравственного воспитания младших дошкольников, готовы к реализации деятельности в разных формах.

          На основании выявленных проблем для родителей был организована дискуссия «Традиции нашего детства», в ходе чего выяснилось, что традиционный уклад семьи, поддерживаемый предками сохранялся, но сегодня он постепенно утрачивается, нарушаются семейные и родовые межпоколенные связи и отношения  почитания, уважения старших, сходят на нет навыки совместного с ребенком проживания событий жизни семьи.

      Высказаны мнения о том, что важно последовательно возрождать семейные традиции, начиная с праздников: дни рождения, поздравления к торжественным дням, семейные традиционные обеды и пр.

      Подчеркивалась  важность совместных семейных прогулок и спортивных игр, чтения книг и их обсуждения, изготовления поделок, организации индивидуальных выставок, досуговых мероприятий.

         На практическом этапе с целью повышения компетентности родителей и обогащения семейных традиций  нами были подготовлены теоретические и практические  материалы «Cемейные традиции для счастливой жизни».  К апробированию части материалов активно привлекали родителей:

1. Рекомендации «Традиции на каждый день»: «Секретное рукопожатие», «Общее застолье», «Семейные объятия», «Читаем на ночь»«Вечерняя прогулка» 

2. Буклеты: «Еженедельные традиции»: «Воскресный завтрак», «Поход за покупками», «Выход на стадион».

3. Выставки и вернисажи: «Семейные реликвии», «Предметы из игр нашего двора», «Как мы отмечаем праздники», «Наша дружная семья».

4. Встречи в семейной гостиной: «Семейный фотоальбом», «Маленькие праздники», «Детские игры родителей».

5. Фоторепортажи: «Поход в природное окружение», «Экскурсия по городу», «Как мы лето провели», «У бабушки в деревне», «Герои нашей семьи».

6. Семейная мастерская «Умелые ручки»: «Чудеса из ненужных вещей», «Мастерим кормушки для птиц».

7. Организация Семейного совета: «Разрешение семейных конфликтов между детьми», «Дизайнерские решения», «Семейные правила».

        Результативность опыта

     Целью нашей работы было создание условий формирования семейных традиций как духовно- нравственных ценностей у младших дошкольников. К реализации цели активно привлекали семьи воспитанников, что способствовало повышению их компетентности в вопросах возрождения семейных традиций,  восстановлению преемственности семейных поколений.

Поиск и апробация форм  совместной деятельности семьи и ОО по реализуемой проблеме доказали свою эффективность. Родители  проявляют искренний интерес к  совместной творческой деятельности с детьми, повысилась культура  межличностного взаимодействия между семьями воспитанников и ОО.

Список литературы

  1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  2. Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 753-755
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60 — 68.
  4. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007 . – 265с.
  5. Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2.
  6. Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка// Воспитание и дополнительное образование. — 2004. — №3.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании

Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...

«Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)ВведениеОбщество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, котор...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.В этой статье речь идет о повышении родительской компетенции, формирование этических представлений о ценно...

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании детей.

Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании детей....