Советы родителям по коррекции и формированию лексико-грамматического строя речи у детей в домашних условиях.
статья

Курдина Зиля Равилевна

Материал содержит краткое описание нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ, а также подборку игр по коррекции и формированию лексико-грамматического строя речи у детей в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы логопеда по коррекции и формированию

лексико-грамматического строя речи у детей

Многие дети дошкольного возраста (это касается не только детей с речевыми нарушениями) часто испытывают трудности в собственной речи, например:

  • путают существительные по родам (папа пришла, пушистая заяц и т.п.);
  • затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени» и т.п.);
  • затрудняются в согласовании существительных с числительными (пять утков, пять конёв и т.п.);
  • неправильно используют падежные окончания;
  • не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик);
  • неправильно используют предлоги;
  • неправильно строят предложения.

Поэтому необходимо пристальное внимание к речи детей, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.

Обучение может осуществляться с помощью упражнений и игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, которые есть у вас дома.

«Играть в слова» с ребенком можно по пути домой или по дороге в детский сад, собираясь на прогулку, идя в магазин, перед сном и т.д. Важно, чтобы все игры с ребенком проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности. Необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. Также не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал» - и предложите правильный вариант ответа.

Включение разнообразных игр на развитие лексико-грамматического строя играет важную роль в речевом развитии Ваших детей.

Желаю удачи!

Игры на формирование и развитие

лексико-грамматического строя речи у детей

1.        Игра «Мой, моя, моё, мои». Игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)

2.        «Один-много». Взрослый называет один предмет, а ребенок – много таких предметов. (Можно использовать мяч). Например: шар... (шары), комар... (комары), гриб... (грибы), шкаф... (шкафы)

3.        «Назови ласково». Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – …» и т.д.

4.        «Чего много?» Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов; кукла — много кукол; гриб — много грибов; карандаш — много карандашей; ручка — много ручек;

5.        «Догадайся, что это». Взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. (Например: «Это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье».) Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.

6.        «Перестановка». Все члены семьи собираются вместе и решают сделать «перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.

7.        «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.

8.        Игра с мячом «Скажи наоборот». Взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово, противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий и т.д.

9.        «Кто подберёт больше слов». Ребенок должен назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:

–        Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)

–        Что можно надеть на голову? (Шапку, панаму, кепку и т.д.)

–        Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, бантик и т.д.)

10.        «Посчитай». Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными. Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их. Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров. (Примерный речевой материал: гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.)

11.        «Подумай и скажи». Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных. Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец        ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день ... Если на улице шум, то улица ... Если человеку сопутствует удача, то человек ... Если у человека талант, то человек ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка

В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...

"Использование пособия «Грамматические лупы» для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР"

Городской фестиваль педагогического мастерства«Профессия дальнего действия»    Зайчикова Лариса Александровна, учитель - логопедпервая квалификационная категорияМДОУ &l...