ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ
консультация (подготовительная группа)

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_zaikaetsya.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

ЕСЛИ   РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ

 

Заикание относится к нарушениям темпа речи. В мире от него страдают примерно 1% взрослых и 2–3% детей. Причем у мальчиков оно наблюдается в три раза чаще, чем у девочек.

К сожалению, с годами заикание само не проходит. Каковы причины этой проблемы? Как предотвратить у ребенка заикание или помочь ему избавиться от такого нарушения?

 

Это типично для дошколят 

Речевые возможности дошкольников часто ограниченны: их активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки. В то же время эти ребятишки находятся в том возрасте, когда они узнают для себя много нового и делятся своими впечатлениями с окружающими, отчего их действия и общение с другими людьми сопровождаются эмоциональным подъемом. Это ведет к тому, что речь малышей отличается повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и другими нарушениями.

Повторы, или физиологические запинки, в детской речи называются итерациями (от лат. iterare – «повторять»). В большинстве случаев такое нарушение является не патологией, а признаком, характерным для периода активного формирования фразовой речи (от 2 до 5 лет). На данном этапе итерация свойственна 80% детей. Постепенно она устраняется под воздействием воспитания и логопедической работы.

 

Проблемы и их причины 

У некоторых детей физиологические проблемы речи задерживаются. Причинами этого могут стать болезнь, травма, использование неправильных педагогических приемов или неблагоприятное речевое окружение. Неумение найти нужное слово, должным образом построить фразу, ясно произнести тот или иной звук – все это может нарушать плавность и темп речи, то есть вести к необоснованным паузам, спотыканиям, повторениям. Обычно это бывает, когда взрослые не помогают ребенку накапливать и правильно использовать новые для него слова, понятия, не стремятся постепенно знакомить его с внешним миром, не указывают ему на особенности окружающих предметов, событий, явлений. К тому же часто родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и культивируют их в семье. Различные несовершенства речи типичны для ребят, мамы и папы которых сами говорят неорганизованно, быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе. Отрицательное влияние на речь ребенка может оказать и неблагоприятный в данном отношении детский коллектив. Склонные к подражанию малыши повторяют ошибки сверстников.

 

Речевые судороги 

Некоторые специалисты считают начальным этапом заикания итерацию. Но неодинаковая распространенность данных физиологических запинок (80% детей) и заикания (2%) доказывает, что итерация практически не переходит в заикание. К обязательному же симптому заикания относятся запинки судорожного характера (речевые судороги). Они бывают различными по форме, месту образования и частоте. По форме речевые судороги бывают клоническими и тоническими. Если ребенок навязчиво повторяет несколько раз первый слог слова – у него клонические судороги. А сильное, длительное сковывание движения и застревание на первом звуке говорят о судороге тонической. Бывают случаи, когда одновременно встречаются оба этих вида судорог. В зависимости от места возникновения различаются артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные речевые судороги (артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые). Артикуляционная судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого неба, и тогда свободный речевой выдох «запирается». Обычно это происходит на смычных согласных (б, п, д, т, г, к).

Голосовые судороги охватывают мышцы гортани. В этом случае голосовые складки или плотно смыкаются, удерживая выход гласного, или остаются разомкнутыми, и тогда данный звук произносится шепотом. Из-за дыхательных судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и ребенок замирает с открытым ртом. Либо, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на недостаточном выдохе. Речевые судороги могут возникать на отдельных звуках и сочетаниях, они связаны с формой речи говорящего. Например, независимо от тяжести нарушения заикающиеся почти всегда свободно произносят фразы вместе с кем-нибудь или отраженно повторяют их за другими. Частота речевых судорог зависит от громкости речи, ее ритмичности, подготовленности, повторяемости, привычности ситуации.

Причины судорожных запинок условно можно разделить на предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся отягощенная наследственность, внутриутробные, родовые и послеродовые травмы, болезни, педагогическая запущенность. Среди вызывающих причин – сильное нервное потрясение, неправильное воспитание, неблагоприятное речевое окружение, задержки речевого развития.

 

Боязнь собственной речи 

Заикание начинается тогда, когда у ребенка появляется боязнь собственной речи. Как правило, большинство детских страхов связано с тем, что угрожает жизни ребенка или его родителей.

Конкретно с речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с рождением, то поначалу малыш не может ощущать потерю того, чем еще не владеет или владеет в незначительной степени. Кроме того, удовлетворение его физиологических нужд не зависит от качества речи. И лишь по мере развития новых, чисто человеческих потребностей, среди которых – общение и получение новых знаний, значение речи существенно возрастает. Эти особенности заикающегося малыша и должны использовать педагоги и родители. В момент сковывающей речевой судороги надо постараться снять с ребенка напряжение: приобнять его, попробовать угадать, о чем он хочет попросить, подсказать начало фразы. А потом повторить ее вместе.

Зарождение переживаний по поводу собственной речи у маленьких детей можно обнаружить с помощью рисунка. Если предложить ребенку изобразить на картинке себя и свое заикание, то можно будет увидеть, что в сравнении с другими картинками он применяет больше цветов. В подростковый период появляется зависимость размеров образа заикания от тяжести дефекта. Следует обсудить с ребенком его работу, спросить, почему он сделал те или иные детали, использовал тот или другой цвет. Довольно часто в начале коррекции дети рисуют заикание в виде трехглавого дракона, а в конце курса изображают его с двумя срубленными головами. Это хороший результат. Значит, ребенок настроен продолжать заниматься, без чего невозможно закрепление правильной речи.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ?"

Информация для родителей, у детей которых начинают появляться запинки в речи....

Если ребенок заикается

Что делать с заикающимся ребенком? В какие игры играть с ним? Как помочь?...

Консультация "Если ребенок заикается".

Консультация для родителей....

Если ребенок заикается

в статье расматривается вопрос помощи зикающемуся ребенку...

Если ребенок заикается

Консультация для родителей о причинах возникновения заикания у детей и о методах по преодолению данного дефекта речи....

Что делать, если ребенок заикается.

что рекомендуют специалисты......

Если ребенок заикается

Консультация для родителей о причинах возникновения заикания у детей и о методах по преодолению данного дефекта речи....