ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗАПИНОК
консультация

Взрослые, желающие уберечь ребенка от данных проблем, должны создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливой, спокойной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_rechevyh_oshibok.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗАПИНОК

 

  Взрослые, желающие уберечь ребенка от данных проблем, должны создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливой, спокойной речи. К их числу в первую очередь относится организация режима, который вырабатывает у малыша привычку к чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятно сказывается на работе всего организма. Нормализации поведения также содействуют уравновешенная атмосфера в семье, доброжелательное отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают домашние ссоры и скандалы, свидетелем которых становится ребенок. Особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых не в состоянии полностью осознать. В итоге ребенок вырастет нервным, раздражительным, неустойчивым в своих желаниях, безвольным. Нельзя кричать на ребенка и поднимать на него руку. Наказание должно не устрашать, а воспитывать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины и лишение какого-нибудь удовольствия. В детских капризах, истериках, резко выбивающих ребенка из колеи, истощающих его нервную систему и служащих почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии, обычно виноваты взрослые. Неумение или нежелание родителей с первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением, потакание всем его прихотям, избалованность приводят к тому, что ребенок не может или не хочет понимать, что ему дозволено, а что нет.

Уравновешенное поведение не только важно для психического развития ребенка, но и является необходимой предпосылкой нормализации его речевого общения с окружающими. С этой целью полезно формировать у ребенка умение подолгу заниматься каким-либо одним делом или игрой. Это приучает его к осмыслению своей деятельности и уберегает от слишком частого переключения с одного занятия на другое, тем самым устраняются возможные причины неусидчивости, суетливости, несобранности. Говоря о вредности резкого переключения от интересного занятия к чему-то другому, тем более диктуемому извне, И.П. Павлов писал: «Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т.е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.».

Таким образом, помимо воспитания увлеченности каким-либо делом, следует формировать у ребенка умение безболезненно переходить на другой вид занятий. В преддверии таких ситуаций всегда надо заранее говорить ребенку о подобной необходимости. Если же он излишне плаксив, раздражителен, неспокоен, то мать с отцом должны обратиться к неврологу или психиатру. Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и правильной грамматически, выразительной – желание каждого педагога и родителя. И особое значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, – для тех, у кого наблюдаются запинки, перестановки, недоговаривание звуков и слов.

 

 

 

Задачи взрослых при работе над речью ребенка

 

  1. Расширение у ребенка понятий и представлений с одновременным увеличением словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение правильно оформить свою мысль словами. Это может зависеть от недопонимания ребенком того, о чем он хочет рассказать (потеря логической последовательности изложения, возникновение сумбурности речи), или от ограниченного словарного запаса (затруднение в выборе нужного слова, выражения). Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие предметы и явления, объяснять их сущность и назначение. Важно также регулярно беседовать с ребенком, читать и рассказывать ему сказки и разные истории, разучивать с ним стихотворения. При этом необходимо избегать перегрузок от многообразия литературы, так как это может привести к возникновению (или усугублению) речевых запинок вплоть до заикания. Поэтому, рассказывая, читая или демонстрируя ребенку что-либо, не нужно стремиться к его быстрому переключению на новый материал. Гораздо полезнее окажется углубленная работа с одним произведением, когда можно будет более подробно изучить его содержание, узнать новые понятия и слова, выполнить пересказ по вопросам и целиком, провести сопоставления со знакомыми представлениями, сделать выводы. Спустя некоторое время полезно попросить ребенка пересказать то, что он слышал раньше. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, картинке, объяснению...) не только принесет ребенку огромную радость, но и расширит его словарный запас и выразительные средства.
  2. Предупреждению и устранению речевых запинок поможет работа, направленная на развитие у ребенка способности последовательно излагать свои мысли, желания. К запинкам, недоговариваниям и хаотичности речи ведет неумение правильно распределять внимание между мысленным содержанием и речевым выражением излагаемой информации. Поэтому взрослые должны формировать у ребенка умение говорить неторопливо, спокойно; строить фразы, личным примером демонстрируя должный темп.
  3. При предупреждении или устранении запинок нельзя недооценивать и значение звуковых нарушений, поскольку они могут мешать правильному оформлению и течению детской речи.

Нормализации плавности и темпа речи способствует конкретизация излагаемого материала. Взрослые должны как бы намечать опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование его мыслей, построение ответа, сообщения. Полезны наводящие вопросы. В качестве опор можно применить всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка, и то, о чем он собирается рассказать. В начале появления судорожных запинок обычно приветствуется режим молчания. Для его эффективного проведения необходимо учитывать интересы ребенка, занимать его спокойными делами. На следующих этапах сначала вместе с ребенком, затем в вопросноответной форме нужно «оречевлять» всю его предметную деятельность – рисование, лепку из глины, пластилина, аппликацию, конструирование, собирание пазлов и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Капризы, их причины, меры предупреждения и устранения

Иногда родители жалуются, что их маленькие дети ночью часто пробуждаются, неспокойно ведут себя, капризничают, раздражаются, плачут из-за каждого пустяка.Капризы детей, как правило, результат их нервн...

Заикание, его предупреждение и устранение.

Заикание относится к распространненым расстройствам речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и, при отсутствии необходимой помощи, может сохранятся долгие годы. Заикание проявляется в нарушении рит...

Предупреждение и устранение дисграфии у детей дошкольного возраста

Чтение и письмо является сложным, многоувровневым психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного и речеслухового) и различн...

Консультация для педагогов " Предупреждение и устранение речевых запинок"

В  статье рассматриваются вопросы речевго развития дошкольников с нарушениями речи....

Устранение речевых запинок.

Памятка для родителей "Как помочь ребёнку преодолеть речевые запинки". В памятке даны общие рекомендации для родителей, представлен комплекс дыхательной гимнастики, подобраны релаксационные...

Работа над устранением речевых запинок у дошкольников

В работе представлены методы и приемы устранения речевых запинок у детей  дошкольного возраста....