Консультация для родителей "Предупреждение речевых запинок"
консультация
Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Он может быть нормальным, быстрым, замедленным и прерывистым.
Прерывистый темп речи выражается в запинках, спотыканиях, паузах в словах и фразах. Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками не судорожного характера (интерации) и судорожного характера (заикание).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предупреждение речевых запинок»
Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Он может быть нормальным, быстрым, замедленным и прерывистым.
Прерывистый темп речи выражается в запинках, спотыканиях, паузах в словах и фразах. Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками не судорожного характера (интерации) и судорожного характера (заикание).
- Запинки несудорожного характера.
Физиологические интерации (повторения) характерны для детей 2-5 лет, когда идет активное формирование фразовой речи. Если нет осложнения, эти повторения проходят по мере развития речи. Физиологически запинки, повторения в речи ребенка – это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Активный словарный запас еще невелик, движение речевых органов нечеткие, но ребенок уже многое понимает и хочет сказать. Его общение с окружающими сопровождается эмоциональным подъемом. Все это приводит к тому, что в речи ребенка появляются повторы, перестановки, спотыкание, нечеткость фразового оформления мысли.
Неумение сразу найти нужное слово, правильно построить фразу, четко произнести звук – все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи малыша.
Эти физиологически несовершенства детской речи надолго задерживаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.
- Запинки судорожного характера (заикание).
Причин появления заикания много. Одна из них - закрепление в речи запинок не судорожного характера и перерастание их в судорожные на фоне ослабленной нервной системы.
Часто причиной срыва нормальной нервной деятельности у детей являются неправильные воспитательные приемы. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры взрослых, неровное отношение их к ребенку: внезапные переходы от ласки к наказанию. Не меньший вред может принести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание.
Нередко срыв высшей нервной деятельности наступает вследствие сильной психической (испуг) или физической травмы.
Одной из наиболее распространенных причин заикания является чрезмерная речевая перегрузка.
Не менее опасна для детей и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться в речи.
Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка. Но если речь малыша не развивать специально, то мыслительные процессы будут превышать его речевые возможности. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые могут перейти в заикание.
Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки.
Предупреждение речевых запинок
Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться о развитии речи и упорядочении его поведения. Необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи. В первую очередь – это определенный режим дня, который нормализует работу высшей нервной деятельности.
Капризы, истерики также истощают нервную систему ребенка. Чтобы избежать их, нужно окружить его ласково-требовательным отношением всех членов семьи.
Чтобы ребенок не затруднялся в выборе нужного слова, необходимо постоянно увеличивать его словарный запас. Также необходимо воспитывать у ребенка привычку говорить неторопливо, спокойно. Для этого очень важен личный пример родителей. Большое внимание следует уделить правильному произношению звуков. К концу 5-го года жизни ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка.
Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевых дефектах, смеются, упрекают и даже наказывают. Этого нельзя допускать в общении с ребенком. Нужно терпеливо и тактично обучать малыша правильному произношению, построению фразы. Необходимо поощрять его успехи.
Для нормализации плавности и темпа речи у детей, необходимо, чтобы взрослые четко и конкретно формулировали свои вопросы к ребенку. Очень полезно, чтобы ребенок сопровождал речью свои игры и занятия (рисование, лепка, конструирование).
Общаясь с ребенком, взрослые должны помнить, что их речь служит образцом для детей. Поэтому спокойная, плавная речь взрослых помогает предупреждать и устранять речевые запинки у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...
Предупреждение и устранение речевых запинок у детей
Консультация для родителей...

Консультация для педагогов " Предупреждение и устранение речевых запинок"
В статье рассматриваются вопросы речевго развития дошкольников с нарушениями речи....

Устранение речевых запинок.
Памятка для родителей "Как помочь ребёнку преодолеть речевые запинки". В памятке даны общие рекомендации для родителей, представлен комплекс дыхательной гимнастики, подобраны релаксационные...

Работа над устранением речевых запинок у дошкольников
В работе представлены методы и приемы устранения речевых запинок у детей дошкольного возраста....

Внимание, речевые запинки!
Консльтация для родителей. Речевые запинки,когда стоит обратить внимание!...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗАПИНОК
Взрослые, желающие уберечь ребенка от данных проблем, должны создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливой, спокойной речи....
