Устранение речевых запинок.
консультация

Игнатенко Наталья Ефимовна

Памятка для родителей "Как помочь ребёнку преодолеть речевые запинки". В памятке даны общие рекомендации для родителей, представлен комплекс дыхательной гимнастики, подобраны релаксационные  упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_zapinki.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей (устранение речевых запинок):

1.  Создайте для ребёнка определенный и твердый режим дня, который поможет выработать у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, Чёткий режим дня устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.

2.  Соблюдайте режим дня неукоснительно, ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры (до 15-20 минут в день).

3.  Пересмотрите свои взаимоотношения с ребёнком: любой психологический перекос может спровоцировать запинки.

4.   Не заостряйте внимание на своеобразие речи, не просите повторить правильно слово, не сетуйте. Если ребёнок начал сильно запинаться, скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Обычно при пении и шепотной речи запинок нет.

5.  Контролируйте темп своей речи, темп игр, громкость голоса: желательно говорить тише и медленнее.

6.  Постарайтесь и сами успокоиться: запинки не приговор, а симптом. Более того, ребёнок буквально «считывает» ваше настроение, интуитивно чувствуя: «Со мной что-то не так»; эмоциональное напряжение возрастает.

7.  Включайте на ночь тихую инструментальную музыку, детские песенки. Правильно подобранная музыка оказывает очень хороший психотерапевтический эффект.

8.  Возможно, следует несколько "притормозить" развитие вашего ребёнка. Бывает, что нервная система не справляется с бурным интеллектуальным развитием, отсюда возникают запинки. Пускай ребёнок какое-то время, например, месяц, ничем не занимается, ничего не делает.

9. Постоянно надо говорить, чтобы ребенок не торопился сказать, все что хочет - "мы тебя слушаем, никуда не торопимся, говори медленно, внятно" - при успешных попытках хвалите-хвалите-хвалите.

10. Если вы не замечаете улучшений или же запинки в речи становятся сильнее, обратитесь к специалистам: невропатологу, логопеду, психологу.

Дыхательная гимнастика для детей.

     На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных.

     Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу.

     Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действиям, от которого лишь негативные эмоции.

Все в ваших руках!

                                     Почему дыхательная гимнастика нужна?

     Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Важно!!! Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»),

подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2- 3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть ребёнок сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОС.

Ребёнок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется –выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки

вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени,

опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 4. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоню (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Упражнение 5. КУРОЧКИ.

Выполняйте вместе с ребёнком. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 6. ЧАСИКИ.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Упражнение 7. БУРЯ В СТАКАНЕ.

В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой (соломинка должна лежать посередине языка)     и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

     Полезная  игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра – заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу.  Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Релаксационные упражнения.

     Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми старшего дошкольного возраста:

- Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут.

- Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц.

- Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил.

- Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей. восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения

- Завершение релаксации только на позитиве.

Обучающее занятие (основы расслабления)

Выберите место на ковре или теплом полу, где вы можете расположиться вместе с ребенком. Вы – рядом, но не касаетесь друг друга.

1.        Тебе надо лечь на спину, чтобы было удобно и приятно отдохнуть вместе со мной несколько минут. Мы просто поговорим и расслабимся, отдохнем. Ты видишь, что я тоже здесь, на коврике, вместе с тобой. Закрой глаза, и представь себе, что ты держишь в руках тяжелые мячики с песком. Сожми сильно «мячики» в кулачках, держи крепко, пока я считаю до десяти. Десять – отпусти «мячики» из рук. Ты чувствуешь, какие руки стали легкие? Расслабь кисти, пусть ладонь и пальчики отдохнут.

2.        Представь, что твои плечи стали крошечными, как у Дюймовочки (гномика). Сожми свои плечи, сделай их маленькими, прижми плечи как можно ближе к шее. Я сосчитаю до десяти, а на «десять» - расправь свои плечики, пусть они станут свободными, как крылышки у птицы. Почувствуй, как напряжение (усталость) уходят из твоих плечиков.

3.        Снова закрой глаза. Теперь мы будем расслаблять мышцы лица, поэтому открой свой ротик широко, как можно шире, а я считаю – раз, два, три – расслабь ротик, закрой его. Правда, хорошо? Подними язычок во рту вверх и прижми его к небу, крепко прижми и напряги челюсти, сильно! Раз-два-три – опусти язычок. Лицо стало спокойным и расслабленным. А теперь постарайся сделать «страшное лицо»! Сморщи свой носик, нахмурь брови, сердито сожми губы! – Раз, два, три – Улыбнись, ты же просто пошутил, правда? Все мышцы лица расслабились, чувствуешь, как легко стало твоему личику?

4.        Закрой снова глазки. Представь, что тебе надо быстро-быстро пробежать по дорожке. Ноги напряглись, животик подтянулся, и ты «побежал»! Я считаю до десяти, а ты держи ножки и животик в напряжении, как будто ты все еще бежишь. Десять – ты прибежал, конец дистанции, ты – первый! Теперь можно отдохнуть и расслабиться, ножки стали теплые и усталые, животик мягкий и тяжелый – отдохни, пусть ножки и животик тоже отдохнут и расслабятся.

5.        Глазки твои закрыты. Послушай, что я тебе расскажу: Мы с тобой сейчас оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается твоего лица, ручек и всего тела. Тебе очень тепло и приятно, ты – отдыхаешь, расслабляешься. (Звучит негромкая музыка релаксации – «Звуки природы»).

6.        Я сосчитаю от десяти до одного, и когда прозвучит «один» - ты откроешь глаза, и все силы вернутся к тебе, настроение будет радостным и бодрым.

     Занятия по релаксации и релаксационные упражнения могут проводить не только педагог, но и родители детей.

1. Релаксация «Воздушный шарик»

(Дети (ребёнок) сидят на стульчиках)

Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

2.  «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе

А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

3. «Необычная радуга»

(Упражнение выполняется лежа)

Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

4. «Лифт»

Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.

5. «Глубокое дыхание»

(Упражнение делается сидя на стульчиках, спина ребенка опирается на спинку стула, расслаблена)

На счет 1,2,3,4 – делайте глубокий вдох носом, на счет 4,3,2,1 – выдыхайте через рот. Время выполнения 2-3 минуты

6. «Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы.

Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

7. «Муравей»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе).

Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

8. «Пчелка»

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела.

Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

9. «Качели»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз.

Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

10. «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

11. «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

(Выполнить это же упражнение левой рукой)

12. «Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Артикуляционная гимнастика.

     Чтобы сформировать у ребенка правильное произношение звуков или исправить имеющиеся нарушения звукопроизношения рекомендуются занятия  артикуляционной гимнастикой.

     Артикуляционная гимнастика  - это упражнения для органов артикуляционного аппарата: губ, языка. При регулярных выполнениях упражнений развивается точность, сила и дифференцированность  движений органов артикуляции, ребенок четче переходит от одной артикуляционной позы к другой, точнее удерживает нужное положение языка и губ, необходимое для правильного произнесения звуков в речевом потоке.

Рекомендации к проведению упражнений:

•        Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

•        Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

•        Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

1. «Заборчик»

Цель: формировать умение удерживать губу в улыбке.

Губы растянуть в улыбке, зубы обнажены и сомкнуты. Удерживать 5 – 10 сек.

2. «Наказать непослушный язычок»

Цель: вырабатывать умение при расслаблении мышц языка удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыв рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя».  Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 (увеличивая до 10).

3. «Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержать его в таком положении под счёт 1 до 5 (увеличивая до 10).

4. «Почистим зубы»

Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Обратить внимание!

Ребёнок не должен раздувать щеки, на первых порах, пока у него это не получается,  щеки можно придерживать пальцами.

5. «Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

6. «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, длительно произнося звук [ф], сдуть ватку.

7. "Снежинки".  

Ребенок берет снежинку за ниточку, плавно дует до отклонения снежинки назад.  

«Сдуем снежинки». На ладошку ребенка необходимо положить «снежинки» (небольшие кусочки ваты, поролона, кусочки бумаги и т.д.), ребёнку необходимо их сдуть.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Предупреждение и устранение речевых запинок"

В  статье рассматриваются вопросы речевго развития дошкольников с нарушениями речи....

Работа над устранением речевых запинок у дошкольников

В работе представлены методы и приемы устранения речевых запинок у детей  дошкольного возраста....

Внимание, речевые запинки!

Консльтация для родителей. Речевые запинки,когда стоит обратить внимание!...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗАПИНОК

Взрослые, желающие уберечь ребенка от данных проблем, должны создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливой, спокойной речи....