Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)

Козлова Любовь Леонидовна

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 3-4 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_konsultatsiya_.docx755.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Обучение элементам грамоты детей 3-4 лет»

Как часто мы слышим от родителей желание выучить буквы с малышом. Но если вы зададите вопрос: "А что знает ваш малыш о звуках?", уверяю, в ответ будет тишина, или недоумение. А ведь как важно развивать умение малыша слышать и слушать звуки: окружающие нас, так называемые "неречевые", и звуки речи.

Малыш любит сказки. Вот и можно познакомить со сказкой о Веселом язычке, который любит играть, петь звуки-песенки. Для малыша - игра, а мы готовим артикуляционный уклад, развиваем артикуляционную моторику, готовим наш язычок произносить звуки четко. Как научить малыша выделять звук из слова, интонационно, изолированно. Можно петь "песенки" язычка: песенка Анечки "Аааа", песенка медвежонка "ООО", водичка льется "С-с-с" интересно подражать персонажу. Голосок звучит, тихо, громко; песенка долгая и короткая. Играя, объяснить ребенку, что звуки бывают разные:

твердые, мягкие, согласные, гласные. Конечно, не загружать дитя терминами. Твердый звук - "строгий, а мягкий - "ласковый".

Начинать эти игры уже в 3 года, а в пять лет, опираясь на основу знаний о звуках, ребенок легко овладеет звуковым анализом и синтезом, узнает буквы и начнет читать. Не менее важно, что ребенок научится слышать фонемы,

различать их по звучанию, а значит, мы заложили базу и развили

фонематический слух. Развитый фонематический слух исключит нарушение письменной речи в школе, а значит, обучение будет успешным, радостным.

Не секрет, что дети 3-4 лет — самый шустрый и любопытный народ. Маленьких непосед трудно усадить за занятия, уговорить заниматься тем, что им не нравится. Вот почему этот возраст особый: бурное развитие трудно поддается организации и дисциплине. А заниматься нужно, ведь у

многих  малышей речь малопонятна для окружающих, развивается с задержкой. Давайте попробуем предложить малышу такие игры для развития речи, от которых просто невозможно оторваться.

Вся работа по развитию речи малышей 3-4 лет состоит из 4 блоков:

  • расширение словаря и развитие связной речи;
  • развитие слухового внимания;
  • выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения;
  • пальчиковые игры.

Расширение словаря и развитие связной речи

Нет ничего важнее для ребёнка 3-4 лет, чем обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Чем больше вы уделите времени таким играм, тем легче ему будет учиться дальше, в том числе в школе. Занимаясь

расширением словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем пассивный словарь и активный словарь. Пассивный словарь всегда больше активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Услышав однажды слово «синхрофазотрон», мы, конечно, запомним его, но вряд ли когда-нибудь используем в активном словаре. Однако пассивный словарь помогает нам понимать речь окружающих. И чем богаче он станет, тем выше культурный уровень станет у ребёнка или взрослого.

Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните на спинки 2-х стульев простыню, посадите малыша напротив, а сами

спрячьтесь за такой импровизированной ширмой. Покажите спектакль

«Колобок» с куклами варежками. После показа дайте малышу потрогать все куклы, надеть их на ручку. Попросите показать, кого колобок встретил сначала, кого встретил потом. Пусть малыш покажет разными голосами, как говорил медведь, а как зайка, лиса. Не забудьте и про песенку колобка: вы поёте, а малыш весело хлопает в ладоши и пробует подпевать. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе.

Игрушки в миске с Фасолью

— замечательный развивающий материал. Закопайте разные мелкие

предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Малыш достаёт их и называет, кладёт рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек», «Возьми сначала машинку, а потом мячик», «Положи мячик в грузовик, а куколку посади на стульчик».

Игры с мелкими предметами.

Не спешите убирать игрушки! Следующая игра помогает развить умение удерживать последовательность действий, прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, как я скажу: дай машинку, мячик и ёлку».

Обобщения и классификации

— прекрасный способ расширить словарь. Положите перед малышом много разных фруктов (или картинки с их изображениями). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту).

Малышам постарше задание усложним: «Разложи картинки на 2 кучки. Фрукты — в одну кучку, а овощи — в другую». Или: «Найди среди всех картинок только предметы мебели (животных, птиц, цветы, инструменты и т.д.)». Формируем фразовую речь. Бывает так, что малыш и в 2, и в 3 года упорно не желает говорить предложениями. Для них существует очень хороший игровой приём.

Займитесь вместе с крохой изготовлением альбомчика с фотографиями самого ребёнка: как он ест, гуляет, спит и т.д.

Разглядывая свои собственные фотографии (и, тем более, принимая участие в их изготовлении), малыш с большим удовольствием будет учиться говорить двухсловные фразы, чем по обычным картинкам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте: «Смотри-ка, что делает Ваня? Ваня спит. А тут Ваня кушает». Когда малыш научится отвечать на вопрос:

«Что Ваня делает?», можно сделать альбомчик о маме и о папе («Папа сидит», «Папа читает»). Вот и двухсловная фраза готова!

Развитие слухового внимания

Игры, направленные на развитие слухового внимания, помогают подготовить малыша к играм на развитие фонематического слуха. Фонематический слух

это способность различать звуки речи на слух. Например, если вас

попросят подсчитать количество звуков в слове СТОЛ, вы без труда скажете

4. Вот за эту способность человека и отвечает фонематический слух. Считается, что благодаря фонематическому слуху ребёнок не только учится чисто произносить звуки речи, но и овладевает чтением и письмом.

Игра «Что звучало?» с музыкальными игрушками. Положите перед малышом 4-5 музыкальных игрушек: металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать (сказать), что прозвучало.

Игра «Что не прозвучало?». Если предыдущая игра хорошо получается, усложните задание. Малыш отворачивается, слушает, как вы играете на всех инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не поиграли.

Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения

Развивая речь малыша, не забудем подготовить органы артикуляции к чистому произнесению звуков. Все звуки речи должны быть сформированы и произноситься без дефектов к 4-5 годам. Если у малыша 4-5 лет есть

нарушения звукопроизношения, не стоит пытаться ставить звуки

самостоятельно. Такую работу должен делать только специалист — логопед. Тут очень много тонкостей и нюансов, без знания которых можно навредить крохе и закрепить неправильное произношение. Все подготовительные

упражнения надо выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш мог сам

себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю минут по 5-7. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, доставляли удовольствие.

Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание. Чтобы не закружилась головка, предлагайте малышу только одну игру на занятии, контролируйте время игры.

 Игры с губками. «Трубочка»: покажите малышу, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи — не только повторить за вами это

упражнение, но и удержать «трубочку» 5-6 сек. «Улыбка»: учимся улыбаться

и удерживать улыбку 5-7 сек. Затем чередуем упражнения «Трубочка» и

«Улыбка».

Игры с щёчками. «Надуй шарик»: учите малыша надувать щёки и удерживать их в таком положении.

Самомассажик. Попросите малыша покусать зубками язычок, а потом и губки.

Дыхательные игры. «Подуй на свечку»: зажгите свечку. Завораживает малыша, не правда ли? Воспользуемся этим для формирования

максимальной сосредоточенности на занятии. Задача малыша — задуть свечу резким, коротким выдохом. Если малыш старше 3 лет, то попросим его дуть как можно тише, чтобы пламя свечи только отклонялось, но не гасло.

Игра «Снежинки»: положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выдоха подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол. То же самое делает и малыш со своей ладошки. Можете сдуть ватки одновременно — так получится целый снегопад! Игра

«Кораблики»: налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от настольного тенниса. Задача: так подуть на «кораблики» - шарики, чтобы они плыли, куда вам нужно.

Организуем домашние занятия по развитию речи

Многие слышали поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Для наших задач эта мысль подходит как нельзя лучше. Чтобы

предупредить любое нарушение речи, мама может сделать очень многое. Систематические занятия дома помогут нам в этом. Итак, для того, чтобы развить речь своего малыша как можно лучше и подготовить его к школе,

заниматься нужно не меньше трёх раз в неделю, а лучше — ежедневно по 15- 20 мин. Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, полочку с книжками и рабочими тетрадями, зеркало. Занятия должны нравиться ребёнку — это обязательное условие. Добиться этого не так сложно. Во-первых, выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует. Во-вторых, вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз. В-третьих, чувствуйте настрой малыша. Если игра кажется ему скучной — найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель всё-таки достигалась. Не стоит заставлять

маленького ученика заниматься насильно. Такие занятия неэффективны. Ведь, в конце концов, их можно перенести на улицу, на прогулку. Или проводить их не за столом, а сидя на ковре.

Творческий подход,

понимание и доброе отношение к малышу и его

проблемам — вот те качества,

которым обязательно нужно научиться любой маме.

Составители: воспитатели Козлова Л.Л., Васильева В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения элементам грамоты детей с ОНР

Здесь вы можете познакомиться с опытом комплексного подхода при изучении букв с детьми 4-5 лет в логопедической группе детского сада....

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семинар - практикум для воспитателей....

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

Консультация "«Обучение дошкольников элементам грамоты»

Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка яв...

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 6-8 лет"

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 6-8 лет"...

Консультация для родителей «Обучение элементам грамоты детей 3-4 лет»

Как часто мы слышим от родителей желание выучить буквы с малышом. Но если вы зададите вопрос: "А что знает ваш малыш о звуках?", уверяю, в ответ будет тишина, или недоумение. А ведь как важн...