Развитие артикуляционной моторики у дошкольников (консультация для родителей).
консультация (старшая группа)

Килякова Светлана Александровна

Консультация для родителей.

Тема: Развитие артикуляционной моторики.

Килякова С.А.

Цель: Оказание помощи родителям, в овладении основными приемами артикуляционной гимнастики в домашних условиях и формирования понимания важности развития артикуляционной моторики.

Задачи:

  1. Активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  2. Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  3. Обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
  4. Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  5. Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki.docx19.83 КБ
Файл razvitie_rechevoy_motoriki.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: Развитие артикуляционной моторики.

Килякова С.А.

Цель: Оказание помощи родителям, в овладении основными приемами артикуляционной гимнастики в домашних условиях и формирования понимания важности развития артикуляционной моторики.

Задачи:

  1. Активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  2. Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  3. Обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
  4. Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  5. Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

Ход мероприятия.

2 слайд.Все люди умеют говорить, это и отличает нас от животных. Мы охотно общаемся между собой, передаем свои знания друг другу. Однако не все знают о том, как появляются звуки, которые мы издаём в процессе разговора. Между тем все речевые звуки образуются от деятельности так называемых артикуляционных органов.

3 слайд Предлагаю рассмотреть, что относится к органам речи, другими словами, что помогает нам произносить звуки, слова и предложения. Как вы видите на слайде, органы артикуляционного аппарата делятся на подвижные и неподвижные. К подвижным органам речи относятся губы, нижняя челюсть, мягкое небо, язык. К неподвижным относятся зубы(верхние и нижние), верхняя челюсть, твердое нёбо, альвеолы. 3аслайд Важную роль в формировании звуков играют голосовые складки и воздушная струя, образующаяся в легких и конечно же центральная нервная система(головной мозг, проводящие нервы), которая весь этот процесс – рождение звука, контролирует.

3б слайд Если органы артикуляционного аппарата работают, слажено, то человек произносит все звуки чётко и ясно. Если же нет, то звуки речи произносятся нечётко и непонятно. Для маленького ребенка, который только осваивает произносительную сторону речи, употребить новый звук в слове, использовать его нередко дело не простое. Тяжелее всего даются так называемые трудные звуки. Трудных звуков как правило девять – свистящие С, З, Ц,  шипящие – Ш, Ж, Щ, Ч и соноры Л, Р. Они позднее, чем другие звуки, осваиваются детьми, а некоторые из них вообще могут не получиться у ребёнка без помощи взрослого.

4 слайд Чтобы было удобно следить за своевременным появлением в речи ребёнка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Из таблицы видно, что к 5—6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьёзных опасений. 4а слайд Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. 4б слайд Но помощи специалиста в большинстве случаев и не потребовалось бы, если бы родители уделяли соответствующее внимание развитию двигательной сферы артикуляционного аппарата, развитию движений, способствующих формированию конкретных артикуляционных укладов в раннем возрасте.

5 слайд Достигнуть этого можно при помощи игровых упражнений, так называемой артикуляционной гимнастике.

Что такое артикуляционная гимнастика – система специальных упражнений для языка и губ.

6 слайд Условно артикуляционная гимнастика делится на пассивную и активную. При пассивной форме выполнять упражнения малышу помогает взрослый. Активная форма используется, когда ребенок может справиться с заданием самостоятельно. Помощь при пассивной форме заключается в использовании шпателя либо ложечки, которыми следует подправлять движения язычка и губ.

6а слайд Кроме того, упражнения могут быть динамическими и статическими. Во время статических занятий нужно фиксировать положение губ, а также языка. Динамическая форма подразумевает осуществление движения в течение всего отведенного времени.

6б слайд Существуют комплексы арт.упражнений общие и специальные. Специальные подготавливают органы артикуляции к произнесению того или иного звука. Именно на специальных комплексах для выработки трудных звуков хотелось бы сегодня остановиться подробней.

7слайд Для того, чтобы правильно произносить тот или иной звук, органы речи должны сформировать определенный артикуляционный уклад, т.е. занять положение во рту определенным образом.

8 слайд Например, для произношения свистящих звуков губы находятся в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка поднята к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, а по середине бежит холодной поток воздуха. Артикуляционный комплекс для выработки свистящих звуков направлен именно на отработку этого уклада. 8а слайд Такие упражнения как лопаточка, помогает удерживать язык широким, киска сердится или горочка – выработать подъем спинки языка к твердому небу и т.д.

9 слайд Основой произношения шипящих звуков является следующее положение органов артикуляции. Кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам(в виде чашечки), теплая воздушная струя выдыхается по середине языка, звук «Ш» произносится без голоса, звук «Ж» произносится с  голосом. Соответственно, выполняя артикуляционные упражнения, мы добиваемся правильного положения языка и губ, а именно язык чашечкой, а губы трубочкой. 9а слайд В этом нам помогают следующие артикуляционные упражнения.

10 слайд К работе со звуком Р приступаем только если ребенок произносит шипящие звуки, т.к. в основе произношения лежит такое же положение языка как при звуках Ш и Ж. Губы открыты, кончик языка поднят к небу (альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам(в виде чашечки). Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол, воздушная струя сильная. Следующие подготовительные упражнения помогут подготовить мышцы языка для произношения этого сложного звука. 10а слайд Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

11 слайд Хотя наиболее распространенной ошибкой речи считается неправильное произношение звуков «р», «ш», и «с», некоторые дети испытывают трудности со звуком «л». 11а слайд С помощью артикуляционной гимнастики для звука л можно быстро справиться с проблемой.  «Пароход гудит» – занятие, помогающее освоить навык поднятия языка вверх. Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы». Издаваемый звук будет сильно напоминать «л».  Во время «Иголочки» рот нужно открыть и как можно дальше выдвинуть язык, сделав его узким. Такое положение удерживают около 15 секунд, после чего язычок прячут за нижний ряд зубов.  Естественно, это только малая часть комплекса, позволяющего выработать правильную речь

12 слайд Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.(гастрономическая гимнастика)

В настоящее время много разнообразной литературы, посвященной артикуляционной гимнастике. Сложности не составит подобрать нужный комплекс. 13 слайд Соблюдайте правила проведения гимнастики дома, представленные на слайде.

14 слайд От вас же, любящие родители, потребуется «совсем немного» - набраться терпения, заинтересовать ребёнка и включить его в целенаправленную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевой моторики у дошкольников. Килякова Светлана Александровна МАДОУ №25

Слайд 2

Речь является уникальной способностью, свойственной только человеку. Используя речь, человек способен понять окружающий мир, донести свои знания до других людей, сохранить ее для будущих поколений. Как появляются звуки?

Слайд 3

Звуки образуются от деятельности артикуляционных органов . Органы, направленные на создание звуков речи (гласных, согласных). Ротовая полость Подвижные Неподвижные Язык Губы Нижняя челюсть Мягкое небо Зубы Верхняя челюсть Твердое небо Альвеолы Гортань с голосовыми складками. Воздушная струя Центральная нервная система (головной мозг и проводящие нервы) Если органы артикуляционного аппарата работают, слажено, то человек произносит все звуки чётко и ясно. И наоборот, если один из элементов системы работает нечетко, то мы наблюдаем нарушение звукопроизношения.

Слайд 4

Время появления звуков (возраст) 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет Звуки а о э п б м и ы у ф в т д н г к х й с з ц ш ж ч щ Р л Сроки усвоения звуков речи Задержка в своевременном появлении звук ов говорит о том, что существуют особые причины , мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Но в большинстве случаев помощи специалиста не потребовалось бы, если бы родители уделяли соответствующее внимание развитию двигательной сферы артикуляционного аппарата.

Слайд 5

Основная цель нашей встречи: знакомство с основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях с целью выработки полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков . Артикуляционная гимнастика – система упражнений, рассчитанная на улучшение подвижности речевых органов.

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика Пассивная Активная Динамические Статические Артикуляционные упражнения Специальные Общие (выполнять упражнения малышу помогает взрослый) (ребенок самостоятельно справляется с заданием) (удержание артикуляционной позы в течение 6-15 секунд) (переключение из одного положения в другое) (готовят речевые органы к постановке звуков) (развивают подвижность артикуляционных органов)

Слайд 7

Трудные для произношения звуки Свистящие(С,З,Ц) Шипящие(Ш,Ж,Щ,Ч) Сонорные (Л,Р) Для того, чтобы правильно произносить тот или иной звук, органы речи должны сформировать определенный артикуляционный уклад, т.е. занять положение во рту определенным образом.

Слайд 8

Свистящие звуки С,З,Ц губы в улыбке зубы сближены кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним зубам воздушная струя холодная, направлена посередине языка звук «С» произносится без голоса звук «З» произносится с голосом

Слайд 9

Шипящие звуки Ш,Ж,Щ,Ч губы округлены и выдвинуты вперед кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. теплая воздушная струя выдыхается по середине языка звук «Ш» произносится без голоса звук «Ж» произносится с голосом

Слайд 10

губы открыты зубы разомкнуты кончик языка поднят к небу (альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам(в виде чашечки). Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка , кончик языка вибрирует у альвеол воздушная струя сильная Звук Р Артикуляционные упражнения для звука Ш, Ж

Слайд 11

губы открыты, принимают положение последующей гласной кончик языка поднят и упирается в верхние зубы воздушная струя умеренная и теплая, по бокам языка Звук Л

Слайд 12

Часто у ребенка вызывает сложность выполнение того или иного упражнения. Специалисты прибегают к различным уловкам, ориентируясь на рефлексы. сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер Гастрономическая артикуляционная гимнастика

Слайд 13

Правила проведения гимнастики дома. 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-10 минут, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными. 2. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме. 3. Родители должны следить за правильностью выполняемого упражнения. 4. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Слайд 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей. Консультация для родителей

В данной статье рассказывается о необходимости развития у детей мелкой моторики рук....

Игровые приёмы для развития артикуляционной моторики у дошкольников

Примерные задания по развитию артикуляционной моторики дошкольников...

Презентация. Игровые приёмы в развитии артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией

Цель: Коррекция речи дошкольников с помощью игровых приемов.Задачи:- воспитывать интерес у дошкольников к логопедическим занятиям через игровые приемы, способствующие их мотивации;- обеспечить благопр...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...

«Развитие мелкой моторики рук детей» (консультация для родителей)

Цель: Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста....

Дидактический практикум для педагогов ДОУ по теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Дидактический практикум для педагогов ДОУпо теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»...