Мастер – класс для родителей «ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ» артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики
методическая разработка

Павлова Вера Юрьевна

Знакомство родителей с методом биоэнергопластики и обучение правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики с приминением метода биоэнергопластики. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнению, занчительно увеличит эффективность гимнастики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_govoryashchie_palchiki.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

«Детский сад №4 «Аленушка» города Новочебоксарска Чувашской Республики








Мастер – класс для родителей

 «ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»

артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики



Подготовила:

учитель-логопед Павлова Вера Юрьевна







Новочебоксарск,2022


Актуальность: 

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Отмечается зависимость движений руки, органов артикуляции и  активизации интеллектуальной речевой деятельности детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

На взаимосвязь общей и речевой моторики указывали И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия. В.А. Сухомлинский отмечал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка».

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, используется артикуляционная гимнастика, выполнение которой укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.  

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей, уменьшают результативность коррекционного процесса. Возникает необходимость поиска нетрадиционных методов коррекционного воздействия, способствующих повышению эффективности работы. Мы обратились к инновационной технике выполнения артикуляционной гимнастики - биоэнергопластике. Автором данной методики является кандидат педагогических наук - Курис Ирина Викторовна.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.


Цель: Организовать помощь родителям проводить работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.

Задачи:

Познакомить родителей с понятием «Биоэнергопластика»;

Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики с применением метода биоэнергопластики;

Способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по развитию у детей артикуляционной моторики.

Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса практические навыки для занятий с ребенком дома.

Материал: колонка с приятной музыкой, перчатки для изготовления «Перчаточных кукол» и подручный материал (нитки, ножницы, пуговицы, самоклеющаяся бумага, бусины, бантики, ленты и т.д.), корзинка, смайлики с различными эмоциями.

Ход мастер-класса

  1. Теоретическая часть

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь  ребёнка,  чем больше мастерства  в детской руке, тем ребёнок умнее.

 В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

1. Что такое биоэнергопластика?

2. Общие правила выполнения артикуляционной гимнастики с применением метода биоэнергопластики. 

Вступительная беседа.

Логопед: Добрый день, уважаемые родители!

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности, дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность, сила дифференцированности этих движений развивается у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Работа над  формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов  основным из которых является  артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики  укрепление мышц артикуляционного аппарата. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Термин «бионергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия - это энергия, которая находится внутри человека. Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.  В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, помогает длительно удерживать интерес ребенка, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

Образовательная деятельность с использованием артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает следующие этапы:

Первый этап: Подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Способ выполнения. Повторить за педагогом, рука в упражнения не включается.

Второй этап: Выполнение гимнастики по традиционной методике. Можно исползовать модифицированные игрушки (лягушка, зубастик, осьминог)  Способ выполнения. Повторить за педагогом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку.

Третий этап: Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике. Способ выполнения. Повторить за педагогом, педагог включает в упражнения свою ведущую  руку с перчаткой.

Четвёртый этап Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка). Способ выполнения. Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения ведущую  руку ребёнка с перчаткой. Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол вы можете в домашних условиях взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Пятый этап Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка). Способ выполнения. Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения другую руку ребёнка с перчаткой.

Шестой этап Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием обеих рук ребёнка). Способ выполнения. Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения обе руки ребёнка с перчатками.

Седьмой этап Выполнение артикуляционной гимнастики с
биоэнергопластикой с использованием обеих рук.
Способ выполнения. Педагог рассказывает сказку, дети самостоятельно выполняют упражнения обеими руками.

При проведении артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики следует придерживаться ряд общих правил:

  1. Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.
  2. Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.
  3. Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук.
  4. Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы, героев, используя атрибутику по биоэнергопластики.
  5. Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец).
  6. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.
  7. Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
  8. Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.
  9. Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть   доступен каждому ребенку по пониманию его и по произношению.
  10. Подбирая дополнительный речевой материал  к каждому этапу и каждой части комплекса,   следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей. Эти игры и упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей.

Практическая часть

  1. Знакомство с пособием «Перчаточные куклы».
  2. Изготовление своими руками «перчаточных кукол» для себя и ребенка и выполнение практических упражнений с использованием перчаток.

Логопед: На четвертом этапе работы при выполнении артикуляционной гимнастики с применением метода биоэнергопластики  (с использованием ведущей руки ребёнка). Мы с детьми применяем перчаточные куклы. Во время проведения упражнений на обе руки ребенка надеваем перчаточные куклы — девочка Луша и мальчик Шуша. Для изготовления кукол мы взяли пару детских перчаток прикрепили на внешней стороне глаза и улыбку, по желанию дети  украсили своих кукол шляпами, бантиками и т. д.

В чем же преимущества такой игрушки?

Перчаточная кукла способствует увеличению интереса детей к выполнению артикуляционных упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики.  В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. А, одевая куклу на руку, ребенок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. Такая гимнастика с куклой – перчаткой помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия. За счет того, что ребенок занимается в перчатках, происходит микромассаж рук, усиливается приток крови, что положительно влияют на структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Применение перчаточной куклы в артикуляционной гимнастики  позволяет достаточно быстро снизить и даже убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Логопед: Сейчас мы с вами сделаем игровые упражнения «Включалочки», чтобы немного отдохнуть. Эти упражнения содержат кинезиологические упражнения, развивающие межполушарные взаимодействие, повышающие обучаемость и направлены на включение детей в занятие, концентрацию внимания.

Все упражнения этой серии выполняются в исходном положении – сидя, руки на коленях.

«Качели»

И.П. – обе ладони смотрят вниз. На первый ударный слог стихотворения поднимается первая ладонь (запястье не отрывать), а вторая остается лежать на колене. На второй – поднимается вторая  ладонь, а первая возвращается в исходное положение и т.д.

На качелях – вот сюрприз –

Кто – то вверх, а кто-то вниз.

 «Ветер»

И.П. – одна ладонь смотрит вверх, другая – вниз. На первый и последующий ударные слоги стихотворения обе ладони поворачиваются, принимая противоположное положение.

Крутит, крутит листья ветер –

Это знают все на свете.

«Кулак»

И.П. – одна рука лежит на колене ладонью вниз, другая сжата в кулак. На первый ударный слог стихотворения ладони меняют положение – одна распрямляется, другая сжимается в кулак ит.д.

Грозит кулак: «Меня не тронь!

Я берегу свою ладонь!»

«Веера»

И.П. – обе руки ладонями вниз лежат на коленях, пальцы одной из них разведены. На первый ударный слог стихотворения разведенные пальцы сводятся вместе, а сомкнутые до этого на другой руке – разводятся и т.д.

Мы купили веера – не раскрыть нам сразу два.

Разрешила королева: либо справа, либо слева.

«Лодочка»

И.П. – правая рука лежит ладонью вниз на колене, а левая – выше по бедру ладонью вверх. Ладони двигаются: правая вверх по бедру, а левая – к колену. Дойдя до крайних точек, руки поворачиваются, и теперь уже правая рука скользит к колену ладонью вверх, а левая гладит ногу от колена вверх.

Мы ведем вперед ладошку, а обратно – гладим ножку.

То к вам лодочка плывет, то рука назад идет.

Спасибо большое, у всех очень хорошо получилось.

Такие упражнения можно с детьми делать и дома. Прочитайте ребенку четверостишие и покажите движения. И ребенок с радостью включиться с вами в эту игру и даже не заметит, что вы занимались.

А сейчас мы с вами попробуем изготовить для себя перчаточную куклу. Перед вами на столах лежит все необходимое: перчатки, пуговицы, самоклеющаяся бумага, бусины, нитки и т.д. Приступаем к работе.

Логопед включает приятную тихую музыку во время работы.

Когда работа у всех завершена. Логопед предлагает родителям опробовать свои перчаточные куклы, одев их на руки и проиграть фрагмент сказки «Утро Зайчишки Тошки»:

Сопряженная гимнастика для языка и пальцев

№ п/п

Содержание

Движения артикуляционного аппарата

Движения кистей и пальцев рук

1

На лесной опушке

«Блинчик»

Ладони, локти соединить

2

В маленькой избушке

Широкий передний край языка положить на верхнюю губу

Руки «домиком»

3

Жил-был зайчишка Тошка

«Заборчик»

«Зайчик»

4

Каждое утро мама-зайчиха пекла для него вкусные бублики

«Бублик»

Пальцы соединены, образуя круг

5

Тошка за обе щёки уплетал бублики

«Пожевывание»

Поочередное надувание щек

Пальцы рук сжимаются в кулачки и разжимаются.

6

Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах разносился по всему лесу

«Чашечка»

Пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»

7

В гости к зайцам заглянула веселая змейка. Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке: ш-ш-ш, а после угощения благодарила: ш-ш-ш И отправилась к себе домой.

Произнесение звука  [ш] длительно, коротко

Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук [ш], выполняется волнообразное движение руками вперед

  1. Заключительная часть
  1. Обсуждение, обмен мнениями, обратная связь

Логопед: Уважаемые родители!

Сегодня я познакомила вас новым инновационным методом биоэнергопластики, который мы  применяем наряду с традиционной артикуляционной гимнастикой.

Надеюсь, что этот мастер-класс был для вас интересным и полезным.

Вы увидели, а также практически закрепили знания применения метода биоэнергопластики в игровых упражнениях. Они легки в исполнение и в них не стоит цель в заучивании стихотворений. Главное это эмоциональный контакт и поддержание интереса у ребенка. Такие игровые упражнения вы можете делать с ребенком и дома и на улице.   Мы с вами многое можем сделать для своего ребёнка. Тем самым создавая условия для успешности своего малыша в развитии речи.

Результаты применения метода биоэнергопластики заключается в положительной динамики в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве, значительное облегчение постановки и введения звуков в речь, обеспечение успешности ребенка, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма, благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо»:

- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающегося смайлика.

- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустного смайлика.

- Спасибо Вам за активное участие в мастер - классе. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи ваших детей.

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

  1. Воронина Л.П.,Червякова Н.А.Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2018.
  2. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г Бушлякова.- М.: Издательство Детство-Пресс, 2011. - 240с.
  3. Крупенчук О.И. Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика / Крупенчук О.И. – ООО «Издательский дом «Литера»,2020. – 65с.
  4. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. Полный справочник [Текст] / М.А. Поваляева. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат,2010 – 608 с
  5. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / 2013.- 19с.
  6. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский.- Питер: Родителям о детях, 2017.- 29

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....

Мастер - класс для родителей «Говорящие пальчики»

Мастер - класс для родителей «Говорящие пальчики»....

Мастер - класс для родителей «Говорящие пальчики»

Мастер-классдля родителей в младшей группы«Говорящие пальчики»         Выполнила: воспитатель Софьина Е.С....

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ»

Цель мастер – класса:Привлечение интереса педагогов к использованию  ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста  и побуждение к дальнейшему их применению в практической пед...

Презентация к мастер-классу "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ"

Презентация к мастер-классу Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ...

Артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь....