Народные традиции в воспитании детей
статья

Абдрахманова Алёна Фёдоровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_traditsii_v_vospitanii_detey.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Народные традиции в воспитании детей

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение её в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

- помочь ребёнку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

-чтить и уважать память предков;

-систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда ( сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берём в качестве отправной точки народную мудрость: « Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции, исполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Масленица – переломная пора, любимый народный праздник. Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий – обязательное исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села; долгое катание с гор на санях.

Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой –то взнос в организацию праздника. В наше время устраиваются ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома и в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение – блины.

Этот всеми любимый праздник восходит к традициям Древнего Рима 1 века до н.э. Богиня Юнона, супруга Юпитера, дарила людям хорошую погоду, урожай, удачу в делах. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребёнка. 1 марта женщины несли цветы к храму Юноны и просили счастья в семье. Мужчины дарили жёнам и подругам щедрые подарки, не обходили вниманием служанок и рабынь.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определённые педагогические цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребёнка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причём всё это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребёнок должен быть счастлив сегодня, а не завтра. Как ни парадоксально, ребёнок счастлив, когда поёт. Песни грустные поёт редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поёт этих песен, эти песни – не их, а о них. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви. Среди детей подросткового возраста были более всего распространены весёлые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют  свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми. Можно дать тексты песен родителям, показать, как можно изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

« Игры не пустое занятие.

Это первая школа для ребёнка.

С первых младенческих лет он привык вверх ногами ходить.

Он привык в недетские игры играть

Он как воин воспитан был».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, почти исчезают  сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так может возникнуть необходимость в создании кружка народных игр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно « Свой обычай в чужой дом не вноси», « Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», « Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времён они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

Также сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и весёлым юмором. Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года

Как передать маленькому человечку большую мудрость наших предков? Как рассказать ему о том, что источник воды священен и нельзя его загрязнять, что нельзя ломать деревья и жечь леса? Когда нужно начин...

Народные традиции в воспитании детей.

Нужно ли воспитывать ребенка в соответствии с народными традициями? Нужно ли знакомить малыша с народными обрядами и праздниками?...

Консультация. "Народные традиции в воспитании детей".

Консультация. "Народные  традиции  в  воспитании  детей"....

Значение народных традиций в воспитании детей.

Значение народных традиций в воспитании детей....

Консультация. "Народные традиции в воспитании детей".

Консультация. "Народные  традиции  в  воспитании  детей"....

Народные традиции в воспитание детей

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше п...

папка - передвижка на тему: " Народные традиции в воспитании детей"

Дошкольный возраст - один из самых важных периодов становления ребенка и его личности , формированания у него первых представлений об окружающем мире. Это период , когда ребенок переживает все то, что...