Развитие воображения дошкольника дома.
материал

Черенкова Наталья Леонидовна

Ни родители, ни воспитатели, ни другие взрослые воспитывающие детей, работающие с ними, не должны только спокойно созерцать и констатировать тот факт, что один растет фантазером, а другой может лишь повторить уже увиденное или сказанное другими. Есть и пути, и возможности помочь всем детям узнать радость собственных открытий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya_detey_doma.docx785.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения дошкольника дома.

                 C:\Users\DS001\Pictures\510.png         

    Ни родители, ни воспитатели, ни другие взрослые воспитывающие детей, работающие с ними, не должны только спокойно созерцать и констатировать тот факт, что один растет фантазером, а другой может лишь повторить уже увиденное или сказанное другими. Есть и пути, и возможности помочь всем детям узнать радость собственных открытий.

    Что же можно сделать дома, как родители могут помочь ребенку в развитии его воображения?

C:\Users\DS001\Pictures\konkurs_risunkov1.png

    Во-первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

    Во-вторых, это условия социально-эмоциональные, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

    В-третьих, это психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    И, наконец, в-четвертых, интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

    Роль взрослого заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условий.

    Надо отметить, что данный подход является одним из наиболее прогрессивных, так как он подразумевает не просто независимое от взрослого раскрытие некоторых природных творческих возможностей каждого ребенка, а подчеркивает влияние среды на развитие творчества у детей. Кроме того, совокупность описанных условий, создание их в семье – это реальный путь помочь ребенку в развитии его воображения.

     Но все-таки этот путь представляет собой пассивную позицию взрослого.

Взрослый должен создать некоторые условия, а затем уже как бы остаться в тени и просто не мешать свободному самовыражению ребенка. Но педагоги и психологи занимают другую позицию: мы должны не просто не мешать развитию малыша, но активно помогать ему в этом развитии, формировать те механизмы воображения, которые обеспечат наиболее быстрое и полноценное его развитие. Но для осуществления такого формирования необходимо знание этих основных механизмов. Существуют исследования, посвященные детскому художественному творчеству, и их результаты находят свое место на занятиях в детском саду.

    На занятиях по конструированию, рисованию, музыке и других детям даются творческие задания. Однако чаще эти задания направлены на развитие конкретной деятельности, а не общих способностей, которые могли бы везде использоваться ребенком. И часто бывает, что ребенок учится хорошо рисовать, петь, составлять рассказы, но при этом не формируется общая свобода его воображения, которая бы проявлялась во всей его деятельности. Например, он уходит с занятия по конструированию, где охотно и легко выполняет творческие задания, и превращается в пассивного члена ребячьей группы, лишенного инициативы в играх, беседах и других занятиях детей. Конечно у каждого ребенка свои склонности, свои интересы. Но должно формироваться и нечто общее, общая творческая свобода, которая будет проявляться независимо от того, чем малыш будет заниматься в своей уже взрослой жизни.

     Большое внимание этому уделяют наши педагоги, стремясь в игре, во всех других занятиях разбудить фантазию детей, их творческую свободу.  Но это в детском саду, а что же дома? С чего здесь начать? Воображение ребенка тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается в том, что материалом детской фантазии являются знания и представления малыша об окружающем его мире. Но как дать ребенку эти знания? Ведь часто, к сожалению, бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, но потом жалуются, что у него как говорится, все в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, когда у малыша нет интереса к тому, о чем ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть отсутствует то, что психологи называют познавательным интересом.

     Такие дети крайне медленно осваивают новые знания. Избегают активной мыслительной деятельности. Именно они боятся творческих задач, которые требуют от них напряженного поиска и самостоятельности. Проявляется это и в дошкольном и школьном возрасте.

     Один из психологов описывает типичный случай решения учебной познавательной задачи таким ребенком. Ему предлагалось ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал то «пять, то «десять» и абсолютно не интересовался задачей. Однако оказалось достаточным вывести эту задачу их чисто познавательной сферы в практическую, как она сразу же решилась. Стоило только спросить у мальчика: «Сколько будет у тебя конфет, если папа дал тебе одну конфету и мама одну конфету», как он сейчас же ответил: «Конечно две!»

    Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают заявлять о себе. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает своих детей с трех-четырех лет. Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от тех взрослых, которые окружают ребенка. прежде всего от его родителей.

     Надо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольника существует две основные линии. Первая линия-постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которые и вызывают познавательную активность дошкольника, чем больше у ребенка открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

      Вторую линию познавательных интересов составляет постепенное расширение познавательных интересов одной и той же сферы деятельности.

     Детей младшего возраста интересуют в основном отдельные предметы и их свойства. Дети трех-четырех лет чаще всего задают вопросы типа: «Что это?», «Кто это?», «Где он?», «Чье это?» и т.д. Естественно, отвечая на детские вопросы, беседуя с ребенком на разные темы, необходимо учитывать возрастную специфику развития познавательных интересов ребенка, ориентироваться в том, чем интересуется ребенок, а затем уже оказывать влияние на формирование его интересов.

    Для возникновение устойчивых интересов недостаточно познакомить ребенка с новой сферой деятельности. У него должно возникнуть положительное отношение к новому, а этому способствует включение дошкольника в совместную со взрослым деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему сделать что-нибудь по дому, сколотить кормушку для птиц.  Возникающее в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности. Но во всех этих ситуациях следует будить собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов в освоении новых знаний.   Можно спросить у малыша: «Почему вода в морозилке стала твердой?», «Что будет лучше прыгать мячик или деревянный шарик?» и т.д. Главное разбудить интерес ребенка, вызвать активное отношение к новому, желание самому думать и открывать это новое.

    Но накопление знаний - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное. Что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

     Первые творческие шаги делаются в игре. Значит, одно из важнейших направлений в развитии воображения дошкольника – это обогащение игр ребенка, включение в его игру творческих элементов.

    Первоначально игра малыша носит предметный характер, то есть это действия с различными предметами. И на этом этапе очень важно. Чтобы ребенок мог видеть разнообразные способы использования одних и тех же предметов. Ведь часто, к сожалению ребенок усваивает один из увиденных шаблонов и дальше применяет только его. Он укладывает спать куклу только в определенную коробочку, котлетками у него могут быть только камушки определенной величины и формы, лошадкой – только половая щетка и т.д. Такое действие по шаблону сразу же сковывает фантазию ребенка, и если на это не обратить внимание, оно может тормозить развитие воображения в дальнейшем.

    Попробуйте предложить малышу самую простую игру «Что это такое?» Для этой игры нужно подобрать несколько предметов. Не имеющих своего четкого предназначения. таких как кубики, палочки, коробочки. Покажите ребенку один из таких предметов и спросите его, что это такое. А потом предложите ему придумать, во что с этим можно играть, чем этот предмет может быть в игре. Как ни странно, но не все дети могут справиться с этим заданием. Как правило, малыши ограничиваются одним, в лучшем случае, двумя ответами:

- Палочка может быть ложкой.

- А еще?

- Еще вилкой.

- А еще?

- Еще не знаю.

- Камушек может быть котлеткой.

- А еще чем?

- Котлеткой и все.

И тут можно помочь ребенку, для начала просто подсказать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Например, кубик может быть и столом, и стульчиком, и машиной, и домиком, потом можно поиграть в разные игры, показать, как можно действовать с одним и тем же предметом в разных игровых функциях. Вот палочка – это ложка, которой можно накормить куклу – дочку. Вот эта же полочка – градусник в руках строгого врача. Вот эта же палочка становится волшебной, и добрая фея может творить чудеса…

    Одно, два, три таких превращения, и игра ребенка станет более свободной и разнообразной. И вместе с ней разнообразнее станут его представления, будет свободно и творчески проявляться его фантазия. Пусть пока только не в сложных играх, потому что вне игры воображение ребенка предельно бедно и скованно.

    В обычном. Повседневном общении с ребенком давайте ему больше инициативы, ставьте новые неожиданные задачи. Куда мы пойдем гулять? Во что будем играть сегодня? Кем ты будешь в игре, и кем буду я? Что я должна делать и говорить? А ты? Пусть решает сам. Пусть сумеет вообразить не только новые предметы и их сочетания, но и другие характеры, особенности поведения других людей.

C:\Users\DS001\Pictures\12997572874eac4662c78174_76617980.gifЧто будет делать Буратино в гостях у Вини – Пуха? А в замке Леопольда? А как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах? А теперь представь себе, что к тебе прилетел Карлсон, что вы будете делать? А если ты встретишь Маугли?

    В ответах на эти вопросы и зарождается проникновение в другую личность, складывается собственная активная позиция по отношению к другим людям, ко всему миру.

    Конечно, ребенку трудно разобраться в многообразии поворотов сказок и столкновений персонажей. Но тут вы опять должны сначала вместе с ним ответить на вопросы, вместе придумать новую сказку, вместе нарисовать замок Синей Бороды, к которому в гости пришла Красная Шапочка. Конечно, вы должны быть рядом, помогая в трудные моменты, но никак не перехватывая инициативу. Это не просто, но постараться стоит.

     Очень важно не форсировать творческие достижения ребенка. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои. Уже во многом сложившиеся особенности.

     Внимательно присмотритесь к своему ребенку. Может быть, если он смелый и категоричный, уже можно прививать ему некоторую критичность к своим творческим продуктам. Если ребенок застенчив и не уверен в себе, то лучше пока просто подбодрить и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро поменять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы научить его задерживаться на одном задании, находить новые интересные детали, насыщать знакомое новым содержанием, усматривать более глубокие связи, чем те, которые выступают на первый взгляд.

    Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий всё развитие личности ребенка, развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных особенностей.

    Надо самим взрослым расшевелить себя, разбудить свое, может быть уже уснувшее воображение и тогда рука об руку с ребенком вы войдете в прекрасный мир неизведанного.   И доброго вам пути!!!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены вели...

Развитие воображения дошкольников при помощи сказки.

Как развить в ребенке творческий потенциал, фантазию, воображение? Лучший помощник в этом- сказка....

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Статья о том,как влияют нетрадиционные техники рисования на развитие воображения ребенка....

Консультация для родителей "Развитие воображения дошкольников"

Советы для родителей о том, как развивать воображение, фантазию....

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...

Развитие воображения дошкольника

В статье отображены основные принципы развития воображения в дошкольном возрасте....

Коллекция дидактических игр на развитие воображения дошкольников

Дидактические игры на развитие воображения...