27 января каждого года «День воинской славы России — День полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады» (1944 год) — Она продолжалась
долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со
взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. Отмечается
в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года No 32-ФЗ «О днях
воинской славы (победных днях) России».
Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей
страны, потому что стойкость жителей явила величайший пример духовного единства фронта
и мирного населения в стремлении отстоять свою Родину и свои идеалы.
Рассказывая детям о Великой Отечественной войне, важно сделать акцент на
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВОЙНЫ, СТРАДАНИЙ И ПОБЕДЫ. Потому что, в отличие
от сказочного пространства, победа не была предопределена. И не было бы победы, если бы
не ежедневный подвиг каждого.
Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и
помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше,
следующим поколениям.
Эти громкие слова постичь сердцем поможет замечательная книга К.В. Ползиковой-
Рубец «Они учились в Ленинграде» (1954 г.). Ксения Владимировна была учительницей
истории, во время блокады она не прекращала работы в школе. Книга Ксении Владимировны,
составленная на основе ее дневника, рассказывает о жизни учителей и школьников в
осажденном городе.
Вот что пишет К.В. о себе:
«Мне надо подготовиться к завтрашним урокам. Руки стынут и опухли. А работать
надо. Нужно так подготовить урок, чтобы мой рассказ врезался в память. И еще хочется
найти что-нибудь такое, что могло бы развлечь учеников, вызвать на их лицах улыбки... Я
НЕ МОГУ, Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА ДАВАТЬ ПЛОХИЕ УРОКИ. (15 декабря 1941 года)».
Из этих слов видно, что школьный урок перестал быть явлением обыденным – он
приобрел экзистенциальное значение. Ведь и для самих учителей, и для учеников уроки во
время блокады – это связь с самой жизнью, отказ умирать!
Все – и ученики, и учителя – поддерживали друг друга, не давая низринуться в бездну
отчаяния. Только так – преодолевая каждый самого себя, но ощущая внутреннее единство –
можно было выжить.
«В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов
отвечать урок.
Тот, кто отказался, на следующем уроке непременно
напоминает: “Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в
прошлый раз отказался”.
Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы
дисциплины больше не тревожат учителей. Ребята учатся
по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет
«посредственно».
ВОТ КАКОВО МУЖЕСТВО ДЕТЕЙ! (21 января 1942 года)».
Школа, о которой говорится в книге, это гимназия No239, располагавшаяся тогда в
«доме со львами» (особняк Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади). Эти львы, на
которых некогда Евгений из «Медного всадника» спасался от наводнения, стали
свидетелями веры ленинградцев в победу:
«Тетя Саша, уборщица школы, приносит с улицы мраморный хвост одного из наших
«львов сторожевых». “Пусть полежит в кладовке; кончится война — починят, —
невозмутимо говорит она”. (27 ноября 1941 года)».
У льва оказался отбитым не только хвост, но и нижняя челюсть. Эти осколки
тетя Саша хранила вплоть до реставрации дома в начале 60-х годов.
Книга оформлена в виде коротких дневниковых
заметок – можно начать и кончить чтение в любом месте.
Текст удобен для детского восприятия, поскольку речь
идет о школе – так детям легче будет осознать реальность
происходившего и представить себя на месте ребят в
окруженном городе.
Книга предназначена для среднего и старшего школьного
возраста.
Вот подборка книг, которые можно почитать детям и с детьми о блокаде Ленинграда:
Г. Черкашин «Кукла» Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из
блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в
осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях —
хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.
Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрыва
снарядов, голода... Но осязаемо встаёт перед глазами всё то большое
несчастье, случившееся с нашей страной. В нехитром, незамысловатом
сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих
ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге.
Книга «Кукла» – это не только рассказ о девочке и её игрушках. Это рассказ
о беспримерном подвиге жителей и защитников города на Неве, об
истинных человеческих ценностях.
Ю. Герман «Вот как
это было»
Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не
публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны
периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о
Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы
победили. В повести многое документально, основано на исторических
фактах.
Это не только памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду,
эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, не только
бомбёжка госпиталя... Так, например, стихи «Над Ленинградом нависла
блокада», помещённые в главу «Школа в подвале», — это не стилизация,
не подделка под детское творчество — это подлинное стихотворение
одного ленинградского школьника тех суровых годов, подаренное
писателю на встрече с юными читателями в одной из школ Ленинграда.
Повесть для детей дошкольного возраста.
Т. Цинберг «Седьмая
симфония»
Блокада Ленинграда... Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего
мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы
жить дальше.
Повесть Тамары Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную
историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же
означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной
войны.
В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о
том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но
героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и
врач из госпиталя, и девочка Катя — все они боролись за общее дело, за
счастье народа.
Она — о любви, о человечности, о сострадании.
Е. Верейская «Три
девочки»
Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о
том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой
Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба
помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать
суровые испытания блокады Ленинграда.
Повесть “Три девочки” – это трогательная история трёх девочек,
переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с
недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе,
мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и
приобретениях.
Э. Фонякова «Хлеб той
зимы»
Автобиографическая повесть современной петербургской
писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с
которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным
языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» — это
честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Книга
переведена на многие языки, в том числе вышла в Германии и США.
«Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке
известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе
с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится
узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога
и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что,
оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из
столярного клея.
«Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во
многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная
история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не
оставивших окружённый город.
Л. Пожедаева «Война,
блокада, я и другие»
«Книга обжигает и потрясает... Горе и радость, мужество и трусость,
верность и предательство, жизнь и смерть, голод, одиночество, жгучий
холод были «блокадными подружками» маленькой девочки Милы...
...Она должна была погибнуть в той страшной бомбежке, ее должны были
раздавить железные гусеницы прорвавшихся немецких танков, она
должна была умереть еще много раз, потому что такого не может вынести
даже взрослый и сильный человек. Но, наверное, души и судьбы
маленьких, таких же, как она, девочек и мальчиков оставили ее жить,
чтобы она могла нам сегодня рассказать о той страшной войне, которую
вели блокадные дети, большие и маленькие, как могли... и часто без
взрослых, закрывая и спасая своими худенькими тщедушными тельцами
нас, сегодняшних...
Эта книга — укор о забытом долге перед ними, детьми Ленинградской
блокады, умершими, замерзшими, раздавленными фашистской танковой
атакой, разорванными самолетной бомбежкой... И нам нужно этот долг
отдать и живым, и мертвым...» Александр Конюшин, директор «ДОМА
сотрудничества с ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области»
Л. Никольская «Должна
остаться живой» Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного,
месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года.
Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество,
переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения,
помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации,
повесть наполнена светлым оптимизмом.
Книга рассчитана на детей и взрослых.
М. Сухачев «Дети
блокады»
Михаил Сухачев, автор книги «Дети блокады», двенадцатилетним
мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде
Ленинграда в 1941–1944 годах. Эта книга не просто литературное
произведение, она рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о
борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых
страданиях от голода и холода. У многих ребят в блокаде умерли все
родные.
Но это книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не
струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные
бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на
заводах наравне со взрослыми... Они быстро повзрослели и стремились
сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором
ленинградцы умирали, но не сдавались.