Консультация для родителей "Как рассказать детям о блокаде и подвиге ленинградцев?"
консультация
Консультация для родителей "Как рассказать детям о блокаде и подвиге ленинградцев?"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ И ПОДВИГЕ ЛЕНИНГРАДЦЕВ?
27 января каждого года «День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» (1944 год) — Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. Отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России». В 2020 году мы отмечаем 76ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны, потому что стойкость жителей явила величайший пример духовного единства фронта и мирного населения в стремлении отстоять свою Родину и свои идеалы. Рассказывая детям о Великой Отечественной войне, важно сделать акцент на ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВОЙНЫ, СТРАДАНИЙ И ПОБЕДЫ. Потому что, в отличие от сказочного пространства, победа не была предопределена. И не было бы победы, если бы не ежедневный подвиг каждого. Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям. Эти громкие слова постичь сердцем поможет замечательная книга К.В. ПолзиковойРубец «Они учились в Ленинграде» (1954 г.). Ксения Владимировна была учительницей истории, во время блокады она не прекращала работы в школе. Книга Ксении Владимировны, составленная на основе ее дневника, рассказывает о жизни учителей и школьников в осажденном городе. Вот что пишет К.В. о себе: «Мне надо подготовиться к завтрашним урокам. Руки стынут и опухли. А работать надо. Нужно так подготовить урок, чтобы мой рассказ врезался в память. И еще хочется найти что-нибудь такое, что могло бы развлечь учеников, вызвать на их лицах улыбки… Я НЕ МОГУ, Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА ДАВАТЬ ПЛОХИЕ УРОКИ. (15 декабря 1941 года)». Из этих слов видно, что школьный урок перестал быть явлением обыденным – он приобрел экзистенциальное значение. Ведь и для самих учителей, и для учеников уроки во время блокады – это связь с самой жизнью, отказ умирать! Все – и ученики, и учителя – поддерживали друг друга, не давая низринуться в бездну отчаяния. Только так – преодолевая каждый самого себя, но ощущая внутреннее единство – можно было выжить. «В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Тот, кто отказался, на следующем уроке непременно напоминает: “Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался”. Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет «посредственно». ВОТ КАКОВО МУЖЕСТВО ДЕТЕЙ! (21 января 1942 года)». Школа, о которой говорится в книге, это гимназия №239, располагавшаяся тогда в «доме со львами» (особняк Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади). Эти львы, на которых некогда Евгений из «Медного всадника» спасался от наводнения, стали свидетелями веры ленинградцев в победу: «Тетя Саша, уборщица школы, приносит с улицы мраморный хвост одного из наших «львов сторожевых». “Пусть полежит в кладовке; кончится война — починят, — невозмутимо говорит она”. (27 ноября 1941 года)». У льва оказался отбитым не только хвост, но и нижняя челюсть. Эти осколки тетя Саша хранила вплоть до реставрации дома в начале 60-х годов. Книга оформлена в виде коротких дневниковых заметок – можно начать и кончить чтение в любом месте. Текст удобен для детского восприятия, поскольку речь идет о школе – так детям легче будет осознать реальность происходившего и представить себя на месте ребят в окруженном городе. Книга предназначена для среднего и старшего школьного возраста. Вот подборка книг, которые можно почитать детям и с детьми о блокаде Ленинграда: Г. Черкашин «Кукла» Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии. Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрыва снарядов, голода… Но осязаемо встаёт перед глазами всё то большое несчастье, случившееся с нашей страной. В нехитром, незамысловатом сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге. Книга «Кукла» – это не только рассказ о девочке и её игрушках. Это рассказ о беспримерном подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях. Ю. Герман «Вот как это было» Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. В повести многое документально, основано на исторических фактах. Это не только памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду, эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, не только бомбёжка госпиталя… Так, например, стихи «Над Ленинградом нависла блокада», помещённые в главу «Школа в подвале», — это не стилизация, не подделка под детское творчество — это подлинное стихотворение одного ленинградского школьника тех суровых годов, подаренное писателю на встрече с юными читателями в одной из школ Ленинграда. Повесть для детей дошкольного возраста. Т. Цинберг «Седьмая симфония» Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше. Повесть Тамары Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны. В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя — все они боролись за общее дело, за счастье народа. Она — о любви, о человечности, о сострадании. Е. Верейская «Три девочки» Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда. Повесть “Три девочки” – это трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях. Э. Фонякова «Хлеб той зимы» Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» — это честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Книга переведена на многие языки, в том числе вышла в Германии и США. «Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея. «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город. Л. Пожедаева «Война, блокада, я и другие» «Книга обжигает и потрясает… Горе и радость, мужество и трусость, верность и предательство, жизнь и смерть, голод, одиночество, жгучий холод были «блокадными подружками» маленькой девочки Милы… …Она должна была погибнуть в той страшной бомбежке, ее должны были раздавить железные гусеницы прорвавшихся немецких танков, она должна была умереть еще много раз, потому что такого не может вынести даже взрослый и сильный человек. Но, наверное, души и судьбы маленьких, таких же, как она, девочек и мальчиков оставили ее жить, чтобы она могла нам сегодня рассказать о той страшной войне, которую вели блокадные дети, большие и маленькие, как могли… и часто без взрослых, закрывая и спасая своими худенькими тщедушными тельцами нас, сегодняшних… Эта книга — укор о забытом долге перед ними, детьми Ленинградской блокады, умершими, замерзшими, раздавленными фашистской танковой атакой, разорванными самолетной бомбежкой… И нам нужно этот долг отдать и живым, и мертвым…» Александр Конюшин, директор «ДОМА сотрудничества с ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» Л. Никольская «Должна остаться живой» Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года. Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом. Книга рассчитана на детей и взрослых. М. Сухачев «Дети блокады» Михаил Сухачев, автор книги «Дети блокады», двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах. Эта книга не просто литературное произведение, она рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. У многих ребят в блокаде умерли все родные. Но это книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как рассказать ребенку о блокаде и подвиге ленинградцев?»
Практические материалы для родителей и педагогов, пример литературных произведений для чтения детям, рассказы очевидцев о блокаде Ленинграда....

Консультация для родителей «Ленинград в годы ВОВ. Как рассказать детям о блокаде»
Как рассказать детям о войне? Как рассказать ребенку о войне и Дне Победы? Для нас очень важно сохранить память о подвигах наших дедов и привить нашим малышам уважение к ветеранам.Не все вз...

Консультация для родителей. "Как рассказать детям о Блокаде?"
Консультация для родителей. "Как рассказать детям о блокаде?"...

"Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда" Консультация для родителей
Рекомендации родителям «Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважен...

Консультация для родителей «Как рассказать детям о Блокаде»
Материал будет полезен для родителей и воспитателей, рассказывает о том, как рассказать детям о блокаде....

Консультация для родителей "КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ И ПОДВИГЕ ЛЕНИНГРАДЦЕВ?"
27 января каждого года «День воинской славы России — День полногоосвобождения Ленинграда от фашистской блокады» (1944 год) — Она продолжаласьдолгие 872 дня и унесла жизни полут...
Как рассказать детям о блокаде и о подвиге ленинградцев?
Необходимо очень серьезно и вдумчиво отнестись к использованию наглядного материала: фотографий, фильмов, картин, художественной литературы. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные бл...
