родительское собрание
классный час (младшая группа)

ИВАНОВА НАТАЛЬЯ РАФАИЛОВНА

мастер класс родительского собрания "Как ростить любознательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание26.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                Памятка для родителей по развитию любознательности .

Научите ребенка играть в шахматы или шашки.

Проводите в семье различные конкурсы.

Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.

Проводите постоянные прогулки на природу.

Мастерите с детьми поделки из природного материала.

Поощряйте экспериментирование детей.

Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.

Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.

Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать : «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Анкета для родителей

«Познавательные интересы»

Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?

Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

Что делается в семье для развития интересов ребенка?

Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Тема : Как растить любознательных?

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.

 Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любопытен все дети до одного относятся к любопытным. Их интересует все новое, неизведанное. Открытия у них каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность?(Ответы родителей)

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Итак, начинаем нашу игру. Уважаемые родители, возьмите конверт № 1, на карточке написано несколько вопросов, которые нередко задают дети.

- Задание командам: выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег?

7. Зачем надо учиться? Ребенок растет Возрастает его любознательность к окружающему , незнакомому. Часто возникают вопросы : что это? Для чего? Почему? Недаром детей называют почемучками.

Наша сегодняшняя встреча посвящена развитию любознательности у детей .

Основная часть :

Недаром их называют почемучками.

Послушайте стихотворение                                «Почему»

Чтение стихотворения «Почему»

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын вернулся вскоре …

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

После, некогда, отстань!

Снова сын пришел к папаше …

Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

А в ответ сверкнула вспышка :

У меня свои дела!

И, вздохнув побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына :

Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки –

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

В самом деле, почему?

Ведущий : Уважаемые родители , я предлагаю вам начать нашу работу.

Как вы думаете, любознательны ли ваши дети (Высказывания родителей .

. Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод? Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответыА как же отвечать на детские "почему", чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался? Возьмите конверт № 2.

Представьте такую ситуацию: Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: "Мама, почему идёт дождь?" что ответила мама: "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей)

Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет. 

Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию.

Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: "Мама, как называется эта бабочка?" Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам: "Для чего мама предложила это ребёнку?". На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд) Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

А мы с вами делаем следующий вывод: отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины.

сказки. Сказки читаются в любом возрасте.

- После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки.

- И уже начиная с 5-и летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадокОни учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами. Вы загадали загадку :

Кучерявые барашки

В белых меховых рубашках

Плавно по небу плывут,

Завтра там, сегодня тут.

Что за странные барашки?

Не причёсаны, в кудряшках.

Ребенок ответил «облака» .

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы ему зададите? (ответы родителей )

Уважаемые родители , мы хотим предложить вам совместно с детьми создать книжки малышки с загадоками, важно чтоб там были рисунки, аппликация, то, что ребенок сделает сам.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам. Придумайте загадку и загадайте её команде .

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька. Возьмите конверт № 6 и прочитайте загадку. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:

Послушаем отгадки на загадку "Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином".(Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

А сейчас отгадки на загадку "Зимой и летом одним цветом". (Ель, сосна, туя, кедр, пихта)

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: "Ура! Наши победили!"

Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди...

Да, действительно, компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т.д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Итак, последний вывод нашей дискуссии: необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

Итак, уважаемые родители! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей "Как развивать любознательность у ребёнка". Это и есть решение нашего родительского собрания.

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

Примерный вариант решения собрания:

  1. Создать условия для развития детской любознательности.
  2. Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников.
  3. Придерживаться рекомендаций памятки «Как отвечать на детские вопросы».
  4. Пополнить предметно-развивающую среду группы играми развивающего характера.

Памятка для родителей.

Как отвечать на детские вопросы.

  1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
  2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  3. Давайте кратные и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
  4. Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопросы встречным «А ты думаешь  как?».
  6. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
  7. Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.
  8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдёшь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...