Консультация для родителей: «Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
консультация (старшая группа)

Ахмадова Элина Жамалаевна

Формирование духовно-нравственного отношения к семье, поселку, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_patrioticheskaya.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»

дошкольное отделение детский сад №51

(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад Nº51)

Консультация для воспитателей:

«Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Составил:

Воспитатель Ахмадова Элина Жамалаевна

Горки-10, 2023 г.

Цели:

Формирование духовно-нравственного отношения к семье, поселку, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

- создать условия для патриотического воспитания в ДОУ;

- воспитать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формировать бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитать уважения к труду

- расширить представления о России, регионах, городах России;

- познакомить детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны, республики;

- формировать чувство уважения к другим народам, их традициям.

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Времена меняются, но понимание своей истории и национального достояния остается неизменным. Мы, педагоги, несем ответственность за формирование гражданской идентичности наших воспитанников и их пониманию своей роли в развитии России, как многонационального государства. Давайте вместе обсудим, какие этапы, формы и методы могут помочь нам достичь этой цели и помочь нашим детям стать настоящими патриотами и гордостью нашей страны.

С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе - ФОП ДО, в которой основной упор сделан на Патриотическое воспитание.

Как отмечено в указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотическое воспитание –

  • это взаимодействие взрослых и детей, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности;
  • приобщение к истокам национальной культуры; природе родного края;
  • воспитание чувства сопричастности, привязанности к окружающим. 

Основные этапы патриотического воспитания дошкольников включают 4 ступени:

  • предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); · 
  • художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); · 
  • когнитивно-эмоциональный (направлен на развитие интереса к своей стране и ее культурному наследию)
  • эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности). 

В своей работе в детских садах традиционно используют следующие методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Исключительное значение в патриотическом воспитании дошкольников придается активной и разнообразной деятельности. Ведь быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно вкладывать усилия в её благо.

Для достижения этой цели используются разнообразные формы работы, включая целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, а также организацию праздников, викторин, вечеров досуга. Непосредственно-образовательная деятельность (занятия) является основной формой работы.

Знания, полученные в ходе образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне занятий. Мы регулярно возвращаемся к ранее изученным темам в течение всего года, придавая им новый уровень сложности. Такой подход способствует углублению знаний и их постепенному развитию.

В работе с детьми используются различные методы воздействия, направленные на эмоциональное и нравственное развитие. Мы применяем игровые, театрализованные, совместные и образовательные активности, развивающее обучение, проблемно-игровые методы, методы проблемного изложения, практические ситуации, а также личностно-ориентированный подход, который формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

Проект "Патриотический уголок" в нашей группе стал успешной практикой. Он позволяет детям погрузиться в мир основных символов России, формируя у них чувство гордости за свою страну, любовь к ней и уважение к соотечественникам. В уголке присутствуют герб, флаг, гимн, национальные костюмы и другие элементы, помогающие детям лучше понимать историю, культуру и традиции своей страны. Регулярное взаимодействие с патриотическим уголком способствует глубокому восприятию его элементов, что способствует формированию патриотических чувств среди маленьких граждан.

Патриотизм — это не только любовь к стране, но и уважение к своей семье. Создание "Семейного альбома" представляет собой отличный способ сочетания патриотического воспитания и семейных ценностей. В альбоме размещаются фотографии родственников, их истории и достижения, что помогает детям лучше понять важность знания и уважения своих корней. Этот проект также способствует развитию творческих навыков детей и укреплению семейных связей.

Взаимодействие с родителями - важная часть совместной работы детского сада и семьи. Родители активно участвуют в мероприятиях по уборке участка, сооружении снежных фигур, озеленению территории детского сада, праздниках и развлечениях.

Проведение фольклорных праздников в детском саду - это одна из форм патриотического воспитания детей. Народные праздники помогают детям лучше понимать свою историю и национальную идентичность, а также укрепляют связи в семье и обществе.

Празднование Широкой Масленицы – это один из самых ярких и веселых народных праздников, который отмечается во многих регионах России. Этот праздник не только наполнен традициями и обрядами, но и является важным элементом патриотического воспитания детей. Проведение мероприятий на основе народных традиций помогает детям почувствовать себя частью большой и дружной семьи – России.

Русские народные сказки являются неотъемлемой частью культуры нашего народа и содержат множество ценных уроков, которые могут помочь формировать правильную мировоззрение у малышей. Чтение народных сказок и их театрализация являются одним из методов патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Как можно воспитать у детей патриотизм и любовь к Родине? Один из способов - показать им, что наша страна занимает ведущие позиции в научно-техническом прогрессе. История полетов в космос - яркий пример того, как Россия делает важные открытия, осваивает космические просторы и продвигает человечество вперед.

Проведение различных мероприятий, посвященных Светлой Пасхе, например выставки. Благодаря выставки воспитанники нашей группы прикоснулись к народному творчеству. Тематические выставки по народному творчеству - важный инструмент патриотического воспитания, который позволяет дошкольникам узнать и полюбить свою культуру и традиции.

Рисование матрешки – это не только развитие художественно-эстетического восприятия, но и путь к сохранению культурного наследия. Матрешка - это национальный символ России, который отражает красоту и уникальность русской культуры. Рисуя и украшая матрешек, дети изуают историю и культуру своей страны, узнавать о русских традициях и народных промыслах.

Проект "Огород на окошке" является одной из форм патриотического воспитания дошкольников. Он помогает детям познакомиться с миром растений, природы и заботиться о своей родной земле. Дети учатся сажать и выращивать овощи, ухаживать за растениями, получают начальные знания о правильном использовании почвы и воды. Этот проект помогает детям осознать важность заботы о своей родной земле и ее ресурсах, а также прививает патриотические чувства к своей стране и ее природе.

Игра в больницу также является отличным способом познакомить детей с миром медицины. Через эту игру дети учатся проявлять заботу о здоровье, а также осознают важность работы медицинских специалистов для благополучия общества. Они знакомятся с инструментами, используемыми в медицине, и учатся их правильному использованию. Кроме того, игра в больницу помогает развивать эмпатию и сострадание к больным людям.

Воспитание патриотизма в условиях культурного многообразия является важной задачей для детского сада. Для достижения этой цели необходимо знакомить детей с культурой различных народов, их историей, традициями, обычаями, искусством и языками. Важно показывать, что многонациональность России - это ее сила и богатство, а уважение и терпимость к другим культурам является неотъемлемой частью нашего патриотического духа.

Результаты патриотического воспитания:

  • У детей значительно расширились знания о родном городе, Республике.
  • Познакомились с символикой России.
  • Появилось стремление поддерживать порядок в группе и на участке детского сада.
  • Познакомились с устным народным творчеством, потешками, праздниками, с героями сказок и их подвигами.
  • Расширились знания детей о профессиях.
  • Сформировалось бережное отношение к природе.
  • Значительно расширился словарный запас.
  • Повысился уровень самоконтроля и самооценки ,за счет приобретенных знаний.
  • Возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания

Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого,  означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку  - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где о...

"Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

В презентации раскрываются цели и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников; описаны формы и методы....

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Доклад о современных формах и методах нравственно патриотического воспитания дошкольников....

Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В данной презентации освещаются цели и задачи, а также методы и формы патриотического воспитания в ДОУ,...

консультация для родителей «Современная детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

       Современным детям необходимы песни – детские,  светлые, задорные. Песня, это путеводная звезда, без неё нам взрослым было бы скучно жить на свете...