Методические рекомендации.Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей.
методическая разработка (подготовительная группа)
Сезон подготовки ребят к школе в самом разгаре. А многие родители заинтересованы в интеллектуальном развитии своих детей задолго до школы. В настоящее время наблюдается тенденция учить детей читать и писать совсем с малого. Родители гордо заявляют, что их ребенок знает все буквы в полтора года! Но вместе с сенсацией и удивлением окружающих вскоре в семью могут нагрянуть и беды — ребенок, скорее всего, будет грубо отставать в общем развитии от своих сверстников. Ведь, знания для такого "гения" ограничены лишь символами, а общее пространство, мир, люди остались неизведанными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_gotovit_rebenka_k_shkole_v_domashnih_usloviyah.docx | 103.54 КБ |
6_rekomendatsiy_dlya_roditeley.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Как готовить ребенка к школе в домашних условиях?
Практические советы для всех родителей
Сезон подготовки ребят к школе в самом разгаре. А многие родители заинтересованы в интеллектуальном развитии своих детей задолго до школы. В настоящее время наблюдается тенденция учить детей читать и писать совсем с малого. Родители гордо заявляют, что их ребенок знает все буквы в полтора года! Но вместе с сенсацией и удивлением окружающих вскоре в семью могут нагрянуть и беды — ребенок, скорее всего, будет грубо отставать в общем развитии от своих сверстников. Ведь, знания для такого "гения" ограничены лишь символами, а общее пространство, мир, люди остались неизведанными. Всему свое время. Мы твердим это буквально из консультации в консультацию. Поэтому если речь идет о подготовке ребенка к школе, то раньше 5,5-6 лет нет смысла активно обучать ребенка тем знаниям, которые он сможет получить в школе. Тем самым вы только отобьете у малого всякое желание учиться. Все просто — мозг ребенка, равно как и взрослого, преимущественно «работает» на удивлении. И все то, что интересно ребенку — он и будет усваивать (в том числе и в школе). Если же ребенок знает буквы с трех лет, потом научился читать в 4, писать по косой линии в 5 — проснется ли у него интерес к учебе? Конечно, нет! Недавно у меня состоялся разговор с представителем школы, в которой я училась. Мне пояснили, что в настоящий момент времени требования к детям перед поступлением в школу фактически сошли на нет! Если раньше от детей требовали чтение, письмо, знание букв, цифр и счета, то сейчас Вашего ребенка обязаны принять и без каких-либо школьных навыков. Следовательно, вывод — не стоит нагружать ребенка повышенным количеством такой подготовки. Если же Ваш ребенок проявляет интерес к буквам, цифрам — не будет ничего плохого, если Вы объясните в игровой форме, что это и зачем «придумано». Самое важное правило, которое должны усвоить родители на этапе подготовки ребенка к первому классу — так это отсутствие какой-либо дополнительной дисциплины во время домашних занятий. Не стоит ребенка в 4 года учить сидеть так, «как в школе», а в пять лет требовать от него полноценного занятия, длящегося 40 минут. В том, что Ваш ребенок в этом возрасте, вероятно, не сможет высидеть и 15 минут — совершенно нормальное являение, которого никоим образом не стоит пугаться. Всему свое время. Вы же помните? Как может выглядеть, так называемое, занятие с ребенком по подготовке к школе? Так называемое оно, потому как мы уже с Вами определились — сажать ребенка за стол вовсе не обязательно. Во-первых, попробуйте поиграть на кухне в цифры и счет. Играть можно на чем угодно. Конфеты, картошка, фасолины — отсчитайте 10 любых продуктов объясните ребенку, что существует не просто цифра два, а существует 2 предмета, которые этим числом можно назвать. Собственно цифры это не символы, которые ничего не обозначают, а цифры — это посчитанное количество. Таким образом ребенок быстрее в дальнейшем сможет научиться складывать и вычитать, да и Вы на тех же самых продуктах сможете наглядно показать ему, как можно из 10 яблок отнять 3. И вовсе не обязательно ограничивать «математическое» пространство только лишь кухней. Можно считать на фломастерах, на книгах, можно объяснять на пуговицах и даже обуви. Здесь Вашей фантазии не должно быть предела — чередуйте свои «счеты». Почему лично я против конкретных палочек, которые именуются, как счеты? Это совсем не включает фантазию, не участвует в воображении ребенка. Палочки — они бездушны, а с теми же фломастерами у ребенка может возникнуть четкий зрительный ассоциативный ряд. Грубо говоря, считая самостоятельно — он будет представлять себе фломастеры. Во-вторых, при помощи тех же подручных предметов попробуйте выкладывать буквы. Согласитесь, не так сложно из спичек выложить букву «А» или горошинами выложить букву «З». В ход снова может идти все то, что находиться у вас под рукой. Для закрепления результата ту же самую букву можно отобразить на блокноте или краюшке газеты. Так ребенок гораздо быстрее будет запоминать буквы. Мы снова подрепляем двумя компонентами — интересом и возникшим зрительным образом. Почему лично я против готовых книжек с буквами и яркими иллюстрациями и раскрасок с буквами? Раскраски, между прочим, вполне могут быть, но только как дополнительный игровой компонент и вовсе не сразу после того, как Вы «поиграли» в буквы. Но вот книжки, на которые «покупаются» родители, придуманы, скорее всего, тоже для них. Ребенок, увидев букву в окружении каких-либо сказочных персонажей на картинке обратит свое внимание... куда? Правильно, на сказочных персонажей и всё то, что окружает букву. Закрепление зрительного образа не состоится, а удивление вызовут только сказочные персонажи. Сказки и скороговорки с буквами — могут быть, но опять же не сразу после Вашего знакомства с буквами на подручных средствах. Пусть сказка будет на ночь, а скороговорку Вы расскажете ребенку по пути в магазин или детский сад. Это будет гораздо более эффективно, нежели усадить ребенка за стол и пытаться заставить его выучить скороговорку, к примеру. Убедительная просьба к родителям обратить внимание не столько на буквы и счет, сколько на общие знания окружающего пространства, которые нужны ребенку гораздо больше. Так, стоит объяснить будущему первокласснику понятия «длиннее», «короче», «ближе», «дальше». Особые трудности бывают у детей в понимании времен года, месяцев, времени суток. Постарайтесь объяснить ребенку эти понятия, вновь используя подручные средства. Детей буквально завораживает следующее зрелище. Берем с Вами апельсин, яблоко или мандарин (любой фрукт круглой формы). Даем объяснение: «Это наша планета. Мы с тобой живем вот здесь». На указанном ребенку месте ставим точку или крепим иголочку (что либо, чтобы было понятно, где мы находимся). Далее насаживаем фрукт на шпажку или карандаш, чтобы было в дальнейшем удобно вращать «планету» вокруг своей оси. Зажигаем свечку. Гасим общий свет в помещении. Показываем, что свечка — это солнце. И если «солнце» светит на то место, где мы живем (указанная на фрукте точка), значит у нас — день. Теперь вращаем фрукт. Ситуация изменилась. Теперь там, где находится наша точка — вовсе нет света. А значит у нас — ночь. А вот этот процесс смены дня с ночью и называется «сутки». И есть два времени суток — день и ночь. Ребенок будет в восторге. Тоже самое касается любых предметов. Не бойтесь играть с ребенком, рисовать ребенку или показывать на подручных средствах то, что ему интересно узнать. Возраст «почемучек» - это 4-6 лет. Постарайтесь не отталкиваться от ребенка и полностью отвечать на вопросы, которые он задает. Ведь, вы не просто удовлетворяете любопытство ребенка — Вы открываете для него мир. На основании Ваших пояснений у ребенка сложится целая картина устройства мира и своего места в нем. Не скупитесь на покупку карты мира. Желательно, чтобы две карты мира висели в комнате у ребенка — и географическая, и политическая. Так, вы сможете объяснить ребенку, где Вы живете, что такое страна, что такое континенты. Снова подкрепляйте работу с картой — игрой. Любое действие, любую покупку в магазине постарайтесь связать с изучением карты. Вы чистите картошку? А попробуйте вместе с ребенком найти информацию о том, откуда же в Россию пришла картошка и пометьте эту страну канцелярской кнопкой. Вы любите футбол? А попробуйте ка сказать ребенку, какова родина футбола! И так далее. Вещи из магазина тоже имеют страну происхождения, равно как и многое многое другое. Так изучение стран будет интересным, а кругозор ребенка будет с фантастической скоростью расширяться. Еще один важный компонент подготовки к школе — развитие воображения, фантазии. Здесь вовсе не обязательно покупать дорогие игрушки, фломастеры, пластилин необычной текстуры. Снова все гениальное просто. Благодаря тем игрушкам, которые есть у ребенка — моно развернуть настоящий спектакль и придумать собственную сказку (поверьте, большего восторга, чем от сказки, которую придумали родители, дети мало от чего испытывают). Благодаря остаткам старых обоев можно создать настоящий мольберт для рисования красками. Причем рисовать самой обычной гуашью можно пальцами, от чего дети неслыханно счастливы (рекомендую предварительно смазать пальцы ребенка детским кремом — это защитит от раздражения, а краски будут легче смываться с кожи рук). А для лепки можно использовать тесто на основе муки и соли (рецепт можно найти в интернете). Более того, вылепленные фигурки в дальнейшем можно раскрасить гуашью или акриловыми красками. Заметьте, не надо покупать ни пальчиковые краски, ни альбомы для рисования, ни пластилин в большом объеме. Благодаря здравому подходу к творческому процессу, используя минимальное количество ресурсов вы получаете фантастический эффект. Развивается фантазия, развивается моторика, развиваются и ваши отношения с ребенком. Он видит в Вас не только человека, который «хочет» и «требует», но и того, кто способен быть с ним на равных. Целью этой статьи было объяснить Вам, родителям, что «не так страшен черт, как его малюют». Подготовка к школе — это не столь сложный процесс, как его многие описывают. Все можно выучить, узнать, познать и в домашних условиях. Главное — большая поддержка, помощь родителей и их колоссальный интерес в развитии детей. Дополнительные траты — не всегда оправданны. Так, пальчиковые краски могут не заинтересовать ребенка, а если Вы будете пользоваться гуашью, то она пойдет и на другие цели. Если Ваш ребенок захотел начать шить — вовсе не обязательно скупать половину магазина тканей — попробуйте начать с лоскутов от старой одежды. Все это не только развивает Вашего ребенка, но и готовит к серьезному этапу в его жизни, к школе... |
Предварительный просмотр:
6 рекомендаций для родителей, которые хотят подготовить ребенка к школе
Если до этого мы говорили о том, что нужно знать детям перед первым классом, то теперь речь пойдет о родителях. Психологи отмечают: многие из мам и пап хотят как можно лучше подготовить ребенка к школе, но в то же время сами к ней не готовы. Чтобы это исправить, мы составили список правил для родителей первоклашек.
Правило №1. Не очерняйте учителя в глазах ребенка
Если вам кажется, что преподаватель поступает неправильно, лучше оставьте мысли при себе до личного разговора. Не стоит критиковать его при ребенке — так учитель потеряет авторитет в его глазах.
Правило №2. Больше общайтесь
С приходом школы в вашу жизнь ребенок будет проводить меньше времени с родителями. Ваша задача — все время поддерживать эмоциональную связь. Всегда спрашивайте, как прошел день и что было на уроках; внимательно слушайте его истории, участвуйте в диалоге. Объясните ребенку, что готовы помочь ему, если случилось что-то плохое. Тогда вы сохраните взаимное доверие, и у сына или дочери не будет причин лгать или отдаляться от вас с возрастом.
Правило №3. Не ругайте за плохие оценки
Этот практический совет поможет родителям ребенка подготовить себя к системе оценок в школе.
Запомните — оценки нельзя считать показателем интеллекта и творческих способностей детей. Ссорами из-за них вы не сделаете лучше, а только испортите отношения, заставите сына или дочь бояться вас и лгать.
Дети усваивают информацию с разной скоростью. В условиях общеобразовательной школы, где на 28–30 человек только один учитель и универсальная программа, нельзя одинаково хорошо всем объяснить материал. Всегда будут лидеры и отстающие. Это не значит, что ребенок глупый или плохой. Просто ему нужен другой подход и чуть больше времени.
Лучшее, что вы можете сделать в такой ситуации, — это найти хорошего репетитора. Он поможет развить интерес к предмету и восполнить то, что ребенок не усвоил в школе.
Правило №4. Не наказывайте, лишая отдыха
Это правило вытекает из предыдущего. Если ребенок принес из школы двойку, не запрещайте ему отдыхать. Помните, что хобби и подвижные игры со сверстниками на улице — это тоже отдых. Лишая их ребенка, вы теряете его доверие, с первого класса воспитываете неприязнь к учебе и не даете развиваться физически, творчески и социально. Это только сделает успеваемость хуже.
Правило №5. Не читайте учебники до занятий
Ребенку бывает интересно полистать новый учебник летом, но не заставляйте его учить что-то раньше времени. Так ему станет скучно на уроках.
Правило №6. Не смейтесь над ребенком
Запомните: все вопросы, которые задает дошкольник, он считает серьезными. Не смейтесь над ним, даже если слова кажутся глупыми. В этом возрасте дети ранимы, а насмешка со стороны взрослого — особенно того, кому они так доверяют — может привести к неуверенности в себе. В будущем у такого ребенка может развиться комплекс неполноценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
Каждая семья, отправляя ребенка в школу, искренне желает, чтобы ребенок хорошо учился, был прилежным и организованным. Но одних желаний недостаточно. К этому надо готовить ребенка задолго до пос...
Родителям будущих первоклассников "Как готовить ребенка к школе"
В материале представлены советы родителям будущих первоклассников о подготовке ребенка к школе....
Как готовить ребенка к школе. Практические рекомендации.
Чтобы ребенок мог успешно учиться, к моменту поступления в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с самого н...
" Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? " Памятка для родителей
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 -7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую дея...
Анкета для родителей "Как вы готовите ребенка к школе?"
Анкета для родителей "Как вы готовите ребенка к школе?"...
Методические рекомендации по подготовке ребенка к школе.
При подготовке ребенка к школе очень важно дать ему базу, которая будет основой успешного школьного обучения. Это не знание прописных букв и математических действий, а память, внимание, мышление...
Методическая разработка (консультация для родителей) "Подготовка ребенка к школе в домашних условиях"
Данная публикация поможет родителям лучше разобраться как готовить дошкольника к поступлению в первый класс....