Семинар для родителей «Игры современного ребенка шести – семи лет дома. Радуют они нас или настораживают?»
методическая разработка (подготовительная группа)

Шумова Наталья Александровна

Семинар для родителей "Игры современного ребенка 6 - 7 лет дома. Радуют они нас или настораживают?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx240.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Радуга»

C:\Users\User\Downloads\за.jpg

Методическая разработка семинара с родителями

Тема: «Игры современного ребенка  шести – семи лет дома. Радуют они нас или настораживают?»

                                 

                                   Разработала:

                                                                      Шумова Наталья Александровна,

                                                  воспитатель МКДОУ

                                                             Детского сада №7 «Радуга»

2020 г.

Пгт. Козулька, Козульский район, Красноярский край

Тема семинара с родителями: «Игры современного ребенка  шести – семи лет дома. Радуют они нас или настораживают?»

    Актуальность: в последнее время родители детей 6-7 лет все чаще обращаются к воспитателям, педагогу - психологу с вопросами, которые  свяаны с особой привязанностью их детей  к компьютерным играм.  Наш обучающий семинар для родителей   поможет оказать родителям поддержку в решении этой проблемы. Будет полезен коллегам, которые сталкиваются с такими же обращениями родителей.

        Цель: Проанализировать вместе с родителями, часто встречающиеся, проблемные ситуации в общении с ребенком связанные с играми на телефоне или компьютере.

Задачи:

  • продолжать повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Познакомить родителей с некоторыми способами организации совместной  деятельности родителей с детьми дома, а также с современными развивающими играми, которые способны сделать досуг семьи увлекательным, веселым и полезным для интеллектуального развития старших дошкольников.
  • Продолжать формировать партнерские отношения ДОУ и семьи.

 Организационные условия: хорошо проветренный музыкальный  зал, большие стулья по количеству участников студии, мини – диван, расположенные полукругом, шесть столов,  мини – библиотека с литературой для родителей  по воспитанию, обучению и развитию детей дома, музыкальный центр, спокойная музыка, ноутбук, экран, проектор, сундучок с развивающими играми: «Хамелеон», «Быстрые стаканчики», «Дженга», «Квадрилион», «Скоростные фигуры», Мемо «Весь мир», видеоролики: «Устами ребенка», «Игры, в которые играют дети в детском саду».

Количество участников: 15-16 человек.

Форма проведения:  обучающий семинар для родителей (законных представителей) проводится в форме родительской   студии.

Содержание мероприятия:

    Вводная часть (пролог). 

     Родители проходят в музыкальный зал, рассаживаются там, где им удобно. Звучит спокойная музыка.

    Педагог: Здравствуйте, коллеги. Почему я обращаюсь  к вам именно так? Да потому, что искренне считаю вас всех своими партнерами по воспитанию, обучению и развитию наших детей. Спасибо всем, что нашли время прийти на нашу встречу. Тема её звучит так: «Игры современного ребенка шести – семи лет дома. Радуют они нас или настораживают?». Если вам знакома ситуация, когда ваш ребенок выпрашивает у вас телефон,  его невозможно «оттащить» от компьютера, если ваш ребенок кричит, ругается и шантажирует вас, когда вы отказываете ему и не даете играть в компьютер или телефон, и вы не знаете, что с этим делать, но хотите решить эти проблемы, тогда вы не зря пришли сегодня  в нашу родительскую студию. Мы вместе попробуем справиться с этими ситуациями и разобраться в  причинах их возникновения. Посмотрим с вами видеоролики с участием ваших детей. Поиграем в развивающие игры и поговорим о том, что вас волнует.

    «В какие игры играет ваш ребенок дома» -  однажды я спросила папу моего воспитанника, который пришел за своим сыном в детский сад.  И он ответил: «В те игры, которые делают его счастливым». Тогда я задумалась над его ответом…

   А для вас, родители,  что значит понятие «счастливый ребенок»? Давайте поразмышляем  вместе?

    Педагог заслушивает ответы родителей и записывает их на доске.      

    Примерные ответы родителей: счастливый ребенок – это:

- ребенок, у которого есть дом и семья, которая его любит и оберегает;

- здоровый ребенок;

- ребенок, у которого есть игры и игрушки, какие он хочет;

- ребенок, у которого есть друзья;

- ребенок, которого понимают и принимают таким, каков он есть;

- ребенок, которому уделяют внимание;

- ребенок, у которого есть возможность путешествовать.

   Педагог:   Бесспорно, все нормальные родители хотят, чтобы их ребенок был здоровым и счастливым, стараются по мере своих сил и возможностей все для этого сделать. Но вот дети, что думают они, отвечая на тот же вопрос?

    Все смотрят видеоролик «Устами ребенка».

   Педагог так же записывает ответы детей.

   Педагог: Обратили внимание? В вопросе семьи и дома мы с детьми солидарны. А в остальном?

    А сейчас я предлагаю вам посмотреть, в какие игры ребенок играет в детском саду.

    Просмотр видеоролика «Игры, в которые играют дети в детском саду»

   Педагог: Большое разнообразие игр у детей в детском саду. А в какие игры играют ваши дети дома? Обратите внимание на вопрос, именно дома, не на улице.

   Примерные ответы родителей: игрушки, компьютерные игры, настольные игры (пазлы), шахматы, шашки.

   Педагог: я предлагаю вам задуматься:  делают ли эти игры ваших детей счастливыми?

Примерный ответ родителей: да.

А какие из перечисленных вами игр ваши шести – семилетние  дети предпочитают чаще всего?

Примерный ответ: компьютерные игры.

Педагог: Попробуем разобраться, почему?

Оновная часть (экспликация)

Мини - лекция

  Детская игра - замечательное явление. Наверное, нет ни одного человека, который бы в своем детстве никогда не играл. Многие известные педагоги и психологи изучали влияние игры на развитие, обучение и воспитание детей.  Они доказали, что игра – мощный инструмент всестороннего равития личности ребенка. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни», - писал К.Д.Ушинский.

     С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика. «В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется  механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения» - считал Д.Б. Эльконин. [4]  

        В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. [1]   

  Современные компьютерные технологии предложили нам свою форму игры для обучения и развития ребенка – компьютерную.

 Так что же это такое, компьютерная игра? Википедия дает нам такой ответ: «Компьютерная игра — это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса (геймплея), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра».

  Чем же компьютерная игра так привлекает детей? Давайте поразмышляем. Родители стараются ответить на этот вопрос.

 Педагог обобщает ответы:

- информация предлагается детям на экране компьютера в игровой форме,
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- в компьютерной игре много движения, она имеет звуковое сопровождение, содержит в себе мультипликацию, тайну, чем  надолго привлекает внимание ребенка;

- такая игра позволяет ребенку смоделировать такие жизненные ситуации, которые он не может увидеть в повседневной жизни (полететь в космос, опуститься на дно океана, увидеть живых динозавров и поиграть с ними), кроме того компьютерная игра сопровождается неожиданными и необычными спецэффектами,

- компьютерная игра всегда предлагает решить ребенку какие -то задачи, а также поощряет его при их правильном решении;

- все компьютерные игры построены так, чтобы держать ребенка в постоянном внутреннем напряжении: надо кого- то спасти, больше выиграть, куда -то успеть и т.д.;

- играя в компьютерную игру, ребенок получает возможность самостоятельно выбирать количество игровых или обучающих задач, темп их решения;

- играя в компьютерные игры, ребенок приобретает уверенность в своих силах, здесь его возможности не знают границ;

- компьютерная игра дает возможность ребенку  почувствовать волшебство: примерить такие роли, которые он не может проиграть в играх с игрушками или с друзьями.  Кроме того, такая игра дает ему возможность обладания такими предметами, которые существуют в сказках;

- один из самых больших страхов детей - это страх смерти, а игра дает возможность прожить несколько жизней;

- компьютер никогда не ругает ребенка, он всегда очень терпеливый и дает возможность ребенку исправить свои ошибки;

- компьютерные игры способствуют интеллектуальному развитию детей. Они развивают у ребенка внимание, память, воображение, мелкую моторку, мышление, быстроту реакции, зрительно – моторную координацию, обогащают словарный запас, учат ребенка соблюдать правила и воспитывают волю. Играя в такие игры, дети легче овладевают чтением и письмом, учатся считать и понимать множества, у дошкольников быстрее формируется способность ориентироваться на плоскости и в пространстве.

  Так почему же имея столько плюсов для развития детей, нас – родителей и педагогов  все больше компьютерные игры настораживают?

Примерные ответы родителей:

- дети заигрываются, их невозможно от игры переключить на другую деятельность;

- дети иногда начинают путать реальный и воображаемый (игровой) мир;

- становятся раздражительными и агрессивными;

- индустрия компьютернх игр предлагает ребенку оргомный выбор игр, в которые хочется ребенеку поиграть здесь и сейчас;

- есть компьютерные игры, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности;

- ребенок требует поиграть в компьютерные игры, когда ему захочется, несмотря на то, где он в данный момент находится, поэтому родитель испытывает неловкость за поведение ребенка в общественных местах;

- компьютерные игры влияют на осанку и зрение ребенка.

  Педагог: В самом начале нашей встречи я неслучайно попросила вас поразмышлять, что для вас значит понятие «счастливый ребенок», и рассказать в  какие игры ваш ребенок любит играть дома.

   Давайте, еще раз вернемся к перечню этих игр. И попробуем ответить: «В играх с игрушками, кто партнер ребенку по играм?»  Или ребенок играет сам, или его братья и сестры, при условии, что ребенок их принял в свою игру.

    Следующий вопрос: «В компьютерной игре, кто партнер ребенка по игре?» Чаще всего  это компьютерная программа, воображаемые игроки, но иногда и реальные игроки, только чаще всего такие компьютерные  игры совсем не для дошкольников.

   А настольные игры?  Практически всегда дома в них ребенок играет один.

  «В  шахматы, шашки,  домино, лото сможет ребенок - дошкольник играть один? В большинстве случаев, наверное, нет. Ведь для такой игры нужен взрослый – с ним играть в эти игры гораздо интереснее. Только нам взрослым, чтобы поиграть с ребенком не хватает чего? Времени! – говорите вы. Нам надо приготовить, постирать, уделить время себе, своей работе или отдохнуть после рабочего дня. И, потом обижаетесь на то, что ребенка начинает воспитывать, обучать и развивать компьютерная программа. У нее всегда есть время для вашего ребенка. А разве вы сами, когда даете ребенку телефон или разрешаете играть в компьютер, не ловите себя на мысли: «Пусть поиграет, хоть чуть – чуть посидит спокойно, не будет мне мешать».   И вот, ребенок счастлив: он получил, что хотел, в виртуальном мире его любят и хвалят, здесь у него практически все получается, ему интересно, здесь его принимают таким, каким он сам себя считает. Он ничего не хочет менять. А вы? Ваш ребенок, играя в компьютерные игры на телефоне или компьютере, счастлив. Не этого ли вы хотели в самом начале нашей встречи? «Нет! Не о таком счастье мы для него мечтали!» - возразите вы мне.  

    Что же нам теперь делать? Как дать понять ребенку, что мы желаем ему счастья, когда не даем или отбираем у него такие увлекательные,  уже полюбившиеся ему игрушки? Я, так же, как и вы, желаю вашим детям здоровья и счастья. Поэтому сегодня мы с вами попробуем вместе найти способы справиться с возникшей у нас проблемой.

(Пробы)   Мозговой штурм.

  1. Ситуация. Родителям предлагается ситуация «Ребенок в магазине требует телефон, чтобы поиграть» Ваши действия?
  2. Ситуация. Вечером вы пришли домой, ребенок поел, рассказал все свои новости и попросил поиграть в компьютер. Ваши дейстия?
  3. Ситуация. Вы устали, плохо чувствуете себя. Ваш ребенок подошел и стал приставать к вам с просьбой  поиграть в телефон или компьютер. Ваши действия?

  Родители вместе с педагогом  пробуют проиграть эти ситуации.

Затем педагог пробует обобщить все приемы, которые они вместе с родителями придумали для решения этих ситуаций:

  1. «Ребенок, требует у вас телефон». Чем ребенок громче,  тем вы тише. Спокойно объясняете, что в данный момент это невозможно. Проговариваете причины. Договариваетесь с ним, что он обязательно поиграет, но не здесь и не сейчас.
  2. «Ребенок просит поиграть в комьютер или телефон». Попробуем переключить внимание  ребенка на что – то другое. Начинаем рассказывать ему о чем – то или обращаем внимание ребенка на какой – нибудь интересный объект. А может, пофантазируем? Не говорим «нет», пробуем обхитрить: «твои игры компьютерные очень интересные, но я знаю игру интереснее, твоей» или  «твоя игра, наверное, интересная, но я мечтала, что мы проведем время вместе и будет делать…».
  3. Вырабатываем стратегию поведения для всех членов семьи. Обговариваем, что ребенок будет играть в компьютер или телефон всегда в одно и то же время, максимум 30 минут. Потому что больше времени ему играть за компьютером нельзя: портится зрение и становится кривым позвоночник, а телефон – это тоже маленький компьютер. Мы тебя любим и хотим, чтобы ты был здоровым.
  4. Тщательно отбираем компьютерные игры для ребенка. Игра не должна вредить психическому здоровью детей, она не должна наносить вред нравственному развитию детей. Ведь в дошкольном возрасте ребенок усваивает и нормы поведения.
  5. Четко устанавливаем правило, если ребенок начинает кричать, требовать, вести себя агрессивно, в этот день ребенок компьютер или телефон не получает.
  6. В крайнем случае, можно отключить ИНТЕРНЕТ.
  7. В детский сад приносить телефоны не будем. Детский сад - это территория реального общения и реальных игр, поэтому детям и без телефонов всегда есть чем заняться.
  8. Мы не можем совсем убрать компьютер или телефон из его жизни. Все – таки это технологии, которые нам предлагает современный мир и ребенок, часть этого мира, он должен иметь о них представление, уметь с ними обращаться. Мы должны помнить, что компьютерная игра может быть и очень интересным способом обучения и развития ребенка. А для того, чтобы ограничить время вашего ребенка за компьютером или телефоном, надо постараться  сделать вашу с ним жизнь интересной и увлекательной.

 Педагог:  Что ребенок - дошкольник любит больше всего? Играть! Так давайте играть вместе. Замените компьютер собой. Ваше общение и совместная игра может быть для ребенка гораздо интереснее компьютерной игры. В настоящее время существует много интересных развивающих игр. И сегодня я хочу понакомить вас с некоторыми из них. Вот мой замечательный сундучок. В нем развивающие игры, которые могут заменить ему компьютерную игру. Но у всех этих игр есть условие: в эти игры надо играть вместе с ребенком. Давайте, сегодня попробуем в них поиграть. Я предлагаю вам пройти за столы. Столов всего шесть и игр сегодня будет тоже шесть. Условия такие: за каждым столом должно оказаться не менее двух игроков. После игры вы должны будете дать короткий отзыв  об игре, в которую вы играли, чтобы другие родители могли с ней познакомиться.

   Далее, родители рассаживаются за столы, а те, кто не хочет принимать участие в играх, просто остаются на своих местах и наблюдают за игрой других участнков. Игра длится примерно 5-10 минут. Педагог тоже  принимает участие в одной из игр. Далее родители делятся впечатлениями об играх.

    Затем педагог говорит: «Мне тоже, понравилось с вами играть».   Надеюсь, что какие – то из этих игр станут любимыми в вашей семье и помогут отвлечь ваших детей от компьютеров и телефонов. Но все дело в том, что чем бы вы не занимались со своим ребенком: играли в развивающие игры, мастерили что – то из бумаги и неоформленного материала, рисовали, пели в караоке, отправлялись путешествовать по своему поселку или городу, читали книги, придумывали тему каждому дню, смотрели какой – либо познавательный фильм, играли с игрушками -  все эти совместные занятия должны быть интересны вам самим. Ваши совместные игры и занятия дадут почувствовать вашему ребенку, что он вам интересен, что вы его любите. А раз вам с ним интересно, вы хвалите его за успехи, вы любите его – разве он не будет чувствовать себя счастливым? Но, конечно, если вы плохо себя чувствуете, устали, радражены, у вас плохое настроение, тогда не стоит заниматься чем – то с ребенком. Объясните ему причину, того что вы сегодня совсем не можете с ним поиграть, и предложите ему чем – то занять себя самостоятельно. Ребенок всегда посочувствует вам. Ведь он тоже любит вас. Но он будет с нетерпением ждать вашей следующей совместной деятельности.

   Затем педагог спрашивает: «Может у кого – есть вопросы, на которые он не получил ответы во время нашей встречи?»

    Если у родителей остались вопросы, педагог старается ответить на них. Понятно, что на некоторые он просто не может знать ответ, тогда он благодарит за вопрос, и обещает, что сделает все возможное, чтобы узнать ответ  и познакомить с результатом. А может и обратиться за помощью к родителям.

Заключительная часть (дискуссия).

Педагог: Наша сегодняшняя встреча подходит к концу и  мне бы хотелось уточнить некоторые моменты.

  Для этого я попрошу ответить вас на вопросы:

- Поможет ли вам наша сегодняшняя встреча справиться с трудностями, возникающими в  общении с детьми по поводу телефона или компьютера?

- Узнали ли вы что – то новое для себя, чего не знали раньше?

- Хотелось бы вам, чтобы развивающие игры, в которые мы с вами поиграли, стали частью ваших совместных занятий с ребенком?

Спасибо всем еще раз и на прощание  мне бы хотелось прочитать вам  отрывок замечательного стихотворения Марии Лангер: 

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Я всем вам и вашим детям  желаю удачи и здоровья.  До новых встреч.

Список использованной литературы:

  1. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М.: «Просвещение», 1975 – 239с.
  2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268с.
  3.  Рубинштейн, С. Л. Основа общей психологии. Т.2., М: "Педагогика", 1989  - 260с.
  4.  Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: «Владос» 1999 – 360с.

 

Приложение

Краткое описание игр:

Хамелеон

«Хамелеон»   - простая, быстрая, веселая детская игра для развития памяти, внимания, быстроту реакции. Это игра с карточками.  На каждой карточке есть цвет, цифра и картинка. Игроки получают по такой карточке-заданию и начинают собирать свой набор. Для этого надо внимательно смотреть и быстро хватать подходящие карточки. Ну, совсем как хамелеон хватает свой завтрак. 

  «Дженга»  - настольная игра, в которой надо построить башню из деревянных брусочков . В ней надо будет вытягивать брусочки из нижних этажей, чтобы поставить их наверх. Это очень веселая игра, которая хорошо развивает мелкую моторику, интеллект и  пространственное мышление. Дженга

 

«Быстрые стаканчики» – очень веселая, активная, развивающая, очень шумная и полезная игра . Яркая и простая игра на внимательность и скорость Получив набор разноцветных стаканчиков, игроки готовятся быть максимально внимательными и проворными. Каждому необходимо повторить цветовое сочетание со случайно вытащенной картинки: будь это мороженое-рожок или набор фантиков. Задание надо выполнять быстро, последовательно и точно, а потом звонить в колокольчик. В игре побеждает самый точный и внимательный участник.https://tango-cash.ru/spree/products/16866/large/2972971.jpg

   

«Скоростные фигуры» -  игра на ловкость рук и остроту глаза. Она способствует развитию зрительно-моторной координации движения, развитие памяти, концентрации внимания, зрительного восприятия, а также эмоционального развития. Заставит всех участников провести время весело и с пользой.

  Самый юный участник начинает игру. Он раскрывает карту из колоды. Игроки на скорость должны повторить комбинацию, указанную на карте-задании. Тот, кто первый выполнил задание, нажимает на звонок. Если задание выполнено правильно, игрок забирает карту. В случае если задание выполнено игроками неверно, карта кладется обратно в середину колоды.
  Игрок, собравший большее количество карт, побеждает. 

 

 

Мемо «Весь мир» - игра, которая поднимает настроение. Она интересная и удивительно полезная. Мемо "Весь мир"

Это игра с простыми правилами, где дети могут выиграть без «поддавков» у взрослых!

Игра расширяет кругозор, развивает внимание, тренирует память, позволяет путешествовать по миру с удовольствием!

      «Квадриллион»  -  игра - головоломка, в которой надо расположить детали на игровом поле согласно правилам. Эта игра не даст скучать, заставит работать мозг в поисках верных решений. Она очень увлекательная и временами сложная. А еще она развивает логическое мышление и познавательные способности, фантазию, мелкую моторику, тренирует память, способствует развитию концентрация внимания, креативности мышления, учит принимать верные и быстрые решения. https://1001nastolka.ru/upload/resize_cache/iblock/e8d/750_420_1/e8d7a44927a5a3946cfb0dd36eb6f9f6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Развивающие игры в кругу семьи"

Семинар-практикум « Развивающие игры в кругу семьи» Цели:- познакомить родителей с особенностями игры детей стар­шего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному...

Взаимодействие с социальными пертнерами. Семинар для родителей общественной организации "Молодая семья"

Семинар направлен на организацию сотрудничества с родителями, дети которых не посещают ДОУ....

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Квест-игра"-современные игровые технологии в ДОУ

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия .Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образоват...

Семинар-практикум для родителей "Игры современных детей"

Цель: Знакомство родителей с условиями использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.Задач...

семинар-практикум "Квест -игра - современные игровые технологии"

Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест- технологии в условиях реализации ФГОС ДО...

Семинар-практикум "Квест-игра - современные игровые технологии в ДОУ"

Существует три формы проведения квестов: линейная, штурмовая, кольцевая.Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.Линейный - основное содер...