Родительское собрание: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»
материал (младшая группа)

Ковалева Ирина Александровна

Родительское собрание посвящено вопросу сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей. успех такогосотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Велижа

Родительское собрание

«Внутрисемейные отношения

и эмоциональное самочувствие ребенка»

Ковалева Ирина Александровна

Воспитатель

2020

Родительское собрание

«Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»

Цель: - Прививать уважение к семье, как важнейшей ценности.
Задачи:
- Повышать педагогическую культуру и компетентность родителей;
-    Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, показать ценность семьи для каждого человека


Участники: родители, воспитатели
I Подготовительный этап.
1. Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о семье.
2. Оформление выставки рисунков воспитанников группы (совместно с родителями) на тему: «Моя семья».
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Основной этап.
3. Заключительная часть.

Ход мероприятия
1. Вступительная часть.

Воспитатель:

- Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и детского сада. Детский сад и семья – это два социальных института, от  которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

2. Основной этап.
Посмотрите друг на друга. Вы скорее одинаковые или разные люди?

Ответ родителей: - Разные.

Воспитатель:

- Согласна. Внешне – да. Тогда предлагаю игру. Я буду задавать вопросы. Если согласны – поднимайте руку. Итак, кто из вас родился весной (летом, зимой, осенью)? Кто из вас любит читать? Кто предпочитает фрукты на десерт? Кто с нетерпением ждет отпуска? Кто любит своего ребенка? Смотрите: вы все подняли руки. Значит, в этом Вы едины.

- А как вы считаете, детский сад является семьей? (Ответы родителей).

 - Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Игра — «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)

-У каждого из Вас есть зелёные листочки и цветочки. Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок или цветочек)

- Добрым, умным, хорошим, сильным, справедливым, здоровым, заботливым, внимательным.

- Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок –  злым и нервным, или счастливым, добрым и будет обладать теми качествами, что написаны на этих листках. Если мы, взрослые, правильно выстроим свое взаимодействие и совместную работу, то наши дети будут расти добрыми, эмоционально отзывчивыми.

- Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье.

Задача семьи – поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее

мнение о себе. Что мешает создать  атмосферу эмоционального благополучия ребёнка?

1. Факторы социально – культурного характера:

- Ускорение темпа жизни;

- Дефицит времени родителей;

- Неумение решать конфликты.

2. Социально – экономические факторы:

- Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия;

- Ранний выход матери на работу.

3. Социально – психологические факторы:

- Дисгармония в семейных отношениях и воспитании;

При отсутствии должного взаимного сотрудничества возникают следующие проблемы

  1. Родители не полностью выполняют условия и обязанности, прописанные в договоре.
  2. Не придают значения индивидуальной работе с ребенком.
  3. Мало обращают внимание на информацию в родительском уголке.
  4. Родители слабо проявляют интерес к воспитанию и развитию своего ребенка.

- Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести

к распаду семьи – это ссоры, конфликты, непонимание между супругами.

Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к

семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества

которых только начинают закладываться. У ребёнка в таких семьях может

появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к

лидерству и отгороженность. Психологический климат семьи выражается в том, какие в ней преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое, спокойное, тёплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя

равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным.

Родители должны быть очень внимательны к эмоциональному состоянию

ребенка.

Воспитатель:

Предлагаю Вашему вниманию некоторые ситуации. Скажите, пожалуйста, как Вы обычно реагируете? 

• Ребёнок шалил за столом, и, не смотря на ваше предупреждение,

пролил молоко. (Я же тебе говорила!  Ничего, бывает, иди принеси тряпку и убери за собой.)

• У вас важный разговор с приятельницей/приятелем. Ребёнок постоянно

вас перебивает. (Замолчи, не мешай!  Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что – нибудь, я скоро освобожусь и мы поиграем.)

• Вы торопитесь на работу. Ваш ребёнок медленно одевается и

отказывается надевать приготовленные вещи. (Опять копаешься!  Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь?)

Воспитатель:

- Чтобы достигать взаимопонимания с ребенком, необходимо правильно формулировать свои пожелания.

1. Взрослый чётко формулирует, что хочет от ребёнка, например: «Я хочу,

чтобы ты собрала игрушки и пошла в ванну». Часто взрослые

формулируют свои послания невнятно: «А может пора спать?», «Смотри,

уже темно».

2. Озвучиваем предполагаемые чувства ребёнка и проводим причинно –

следственные связи: «Видимо игра тебе очень нравится, и ты

расстраиваешься, когда надо всё заканчивать»

3. Ребёнку обещается то, что он любит делать (но не покупка игрушек,

деньги и сладкое): «Если ты сейчас пойдёшь в ванну, то сможешь поиграть

там в пиратский корабль (то я прочитаю тебе книгу подольше и т.д.). Мы

часто поступаем наоборот – угрожаем: если не сделаешь, то потеряешь.

4. Произносится та, же фраза, но более грозным тоном.

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить – то

объявляется тайм – аут. Важно понимать, это не наказание. Это пауза – для

того, чтобы успокоится и продолжить общаться адекватно. И в то же время

это обозначение «границ». Перерыв объявляется на несколько минут,

сколько лет ребёнку. Объясняем так: «Я вижу, мы не можем договориться,

поэтому объявляется перерыв на 3 минуты. Нам надо успокоиться. И тебе,

и мне».

Тест  “Какой Вы родитель?”

Родителям предлагается выбрать из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми:

1.Сколько раз тебе повторять!

2.Посоветуй мне, пожалуйста.

3.Не знаю, что бы я без тебя делала?!

4.И в кого ты такой уродился?!

5.Какие у тебя замечательные друзья!

6.Ну, на кого ты похожа?!

7.Я в твое время!

8.Ты моя опора и помощница (к)!

9.Ну, что за друзья у тебя?!

10.О чем ты только думаешь?!

11.Какая ты у меня умница!

12.А как ты считаешь, сынок (доченька)?

13.У всех дети как дети, а ты?

14.Какой ты у меня сообразительный (ая)!

После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:

1 - 2      8 – 1

2 – 1     9 - 2

3 – 1     10 -2

4 - 1     11 – 1

5 – 1     12 – 1

6 - 2     13 – 2

7 – 2     14 - 1

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз.

Сообщаются оценочные суждения:

5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас.

Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.

11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее.

Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Правила общения с ребёнком в семье.

1. Начинайте утро с улыбки.

2. Не думайте о ребёнке с тревогой.

3. Умейте " читать" ребёнка.

4. Не сравнивайте детей друг с другом.

5. Хвалите часто и от души.

6. Отделяйте поведение ребёнка от его сущности.

7. Испытывайте радость от  совместной с ребёнком деятельности.

8. Дайте понять ребёнку, что он самый любимый и желанный в семье.

9. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.

10. Старайтесь не показывать детям  свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.

11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребёнок может проявить своё негативное поведение.

12. Как можно больше хвалите ребёнка даже за незначительные успехи.

13. Если хотите развить у ребёнка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.

Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

• От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

 • Соблюдайте режим дня ребёнка.

 • Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

 • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

• Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

 • Создайте в семье атмосферу радости и любви. Одно из основных условий полноценного развития ребёнка – психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребёнка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребёнка дошкольного возраста.

Пословицы о семье

В дружной семье и в холод тепло.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье дружат — живут не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

При солнышке тепло, при матери добро.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сестра с сестрою, как река с водою.

Воспитатель:

-Попрошу Вас высказаться и поделиться своим опытом воспитания, создания хороших отношений в семье. Я уверена, Вам есть чем поделиться.

Высказывания родителей, обмен опытом, вопросы. Проект решения родительского собрания. Протокол.

  1. https://iknigi.net/avtor-elena-kudryavceva/73941-detskiy-sad-i-semya-metodika-raboty-s-roditelyami-posobie-dlya-pedagogov-i-roditeley-elena-kudryavceva/read/page-6.html 
  2. https://www.art-talant.org/publikacii/5792-roditelyskoe-sobranie-osobennosti-obscheniya-s-rebenkom-v-semye
  3. https://ped-kopilka.ru/blogs/ana-nikolaevna-knis/roditelskoe-sobranie-v-dou-na-temu-semeinye-cenosti.html 
  4. https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2022/11/13/kartoteka-poslovits-o-seme-i-smeynyh-tsennostyah 
  5. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fall-mongolia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fe%2F5%2F5%2Fe55340b14d876e606630e5d3ee9fce1e.jpeg&lr=12&pos=4&rpt=simage&text=пословицы%20о%20семье%20и%20семейных%20ценностях%20для%20детей%20доу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе "Внутри семейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка"

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;Задачи: Помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу...

Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУ Тема: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУТема: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»Форма проведения: беседа-диалог с элементами игрового-тренинга.Цель...

Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка.

Презентация на тему "Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка"....

Беседа – диалог с элементами практикума: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка

Беседа – диалог с элементами практикума:«Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка...

Консультация для родителей «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»

Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Чувства играют исключительную роль в его жизни. Они окрашивают его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается от...

консультация для родителей "ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЁНКА"

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.Задачи: помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу; обсудить вопрос о том, как внутрисемейные отн...