"Десять упражнений для пополнения словарного запаса у детей"
консультация (подготовительная группа)

Потапова Ольга Геннадьевна

Вашему ребёнку 6 лет, идёт последний год перед школой. Слово “школа” почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребёнок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основной дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь!                      Предлагаю десять упражнений для развития словарного запаса у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_uprazhneniy_dlya_popolneniya_slovarnogo_zapasa.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Десять упражнений для пополнения словарного запаса у детей.

Словарного запаса нет ни у кого, НО он может улучшаться до

бесконечности – чем больше вы развиваете свою грамотность и знания, тем

лучше ваши тексты, и тем выше ваш авторитет в сообществе. Для этого

особенно важно иметь широкий и развитый словарный запас. Упражнения

помогут перейти на следующий уровень вашего словарного запаса.

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова- существительные в

именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются

только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать

имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5

секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о

существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б –

барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …». Проделайте то же самое, называя

сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно

усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну

букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. В Десяточку

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для

радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему.

Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не

больше 7 слов. Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое

следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось

предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь

выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так:

«Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое

января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

Упражнение учит доносить свою мысль короткими и простыми

предложениями.

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение,

стимулирует мыслить шире. У каждого человека существует своя ассоциация

для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения

звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета.

Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10

первых ассоциаций, которые придут вам в голову: “Лампочка – это свет, вечер,

мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов.”

4. «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память,

расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы

называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран.

Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее,

называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите

любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя

использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь

вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в

мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого

количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к

игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик.

Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память

относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую

букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в

единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия

городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания

остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает

поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет

через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как

можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной

категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия

животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву.

Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от

того, что именно вам нужно прокачать.

8. Монофон

Произнесите связанную речь, используя слова, начинающиеся на одну букву.

Например, на букву «П». Речь не обязательно должна быть осмысленной, но в

ней должны логично связываться существительные, глаголы, прилагательные

наречия и другие части речи. Например, Прекрасный патрульный

поворачивается проворно, провокации пресекает, преследует преследуемых

по простым правилам. — Хороший результат – минута непрерывной речи.

9. «Закончи слово»

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По...»

(Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че.

10. История в Существительных

Расскажите короткую историю, использую исключительно существительные.

Утро, работа, выход, подъезд. Ключ, машина, зажигание… неудача! Повтор – неудача возобновление… отчаяние… предвкушение опоздание, начальство негодование! Смекалка- решение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса у дошкольников»

Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием бу...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развитиясловарного запаса у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития  словарного запаса у детей дошкольного возраста...

Пополнение словарного запаса у детей.

В моей статье рассказано, сколько слов должен знать ребенок старшей группы, как важна помощь родителей в пополнение словарного запаса. В какие игры могут родители поиграть с детьми....