Проект "Волонтёры-вместе весело играть"
проект (младшая группа)

Воякина Алла Алексеевна

Младший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volontery_voyakina_a.a._1.docx658.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное отделение №2

МБОУ "СОШ № 18 с УИОП"

ПРОЕКТ

«Юные волонтеры - вместе весело играть».

C:\Users\User\Desktop\i (2).jpg

Творческая группа:

А.А.Воякина, П.С.Чебанова, Н.Н. Петрова, Н.Н. Печурина, С.В. Николаенко

2023г

Участники проекта:

- дети  группы раннего возраста (1-2 года), дети подготовительной группы (6-7 лет)

- родители;
- воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Тип проекта: познавательно-исследовательский,просветительский, развивающий, творческий. Включает в себя творческую, познавательную  деятельность.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 02.10.2023 по 29.12.2023г.

Актуальность проекта.

Работая с детьми раннего возраста, мы ежегодно сталкиваемся с проблемой их адаптации к условиям детского сада. Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Ведь поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, что приводит к необходимости адаптироваться к новым условиям жизни, устанавливать социальные связи. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни.

Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Малыш часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей.Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Ежегодно мы задавались вопросом, как облегчит адаптацию маленьких детей, что применить для организации успешной адаптации. Наблюдая за малышами на совместных со старшими дошкольниками прогулках, мы заметили, что малыши с интересом смотрят на старших ребят, а порой и по собственной инициативе подходят к ним, начинают общаться, и старшие дети не отталкивают малышей, проявляют элементы заботы и внимания. Мы решили для организации успешной адаптации малышей использовать технологию волонтерства старших дошкольников, основываясь на том, что дети раннего возраста не воспринимают старших детей как «чужих взрослых», как «угрозу себе». Объединившись с педагогами детей старшего дошкольного возраста, мы приняли решение разработать и реализовать проект «Юные волонтеры - Вместе весело играть».

А самые близкие  нам- это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.  Они уже могут провести настоящий мастер- класс  на разные темы.

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать " Дни помощи". Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед. Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам,  одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, одиноких пенсионеров. А потом ребята или сотрудники социальной службы поздравляют и вручают подарки.Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как " Посади свое дерево", " Сбереги елочку", " Мусор Земле не к лицу", развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача -научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.

Новизна опыта заключается в том, что создание волонтерского движения предполагается в условиях детского сада с целью организации успешной адаптации детей раннего возраста.

Идея проекта: Создание волонтерского движения детей приведет к более активному формированию у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как, милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.

Гипотеза: Привлечение старших дошкольников к организации жизни детей раннего возраста в детском саду существенно облегчит процесс их адаптации к условиям детского сада и будет способствовать формированию культурно – гигиенических и социально-коммуникативных навыков.

Цель проекта:

Внедрить  волонтерскую  практику в деятельность детского сада, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

-Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность.  

-Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

-Создание условий для реализации основных направлений ФОП, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

-Развитие коммуникативных навыков детей.

-Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Технология волонтёрства решает следующие задачи:

  • формирует у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
  • развивает коммуникативно - речевые умения и навыки обеих сторон;
  • помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей;
  • совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
  • Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, была разработана программа по обучению волонтеров, построенная на интерактивных методах обучения и проведена консультация для педагогов по их применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Прежде всего, это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и ребенка, а также детей между собой. Для того, чтобы вызвать у детей ощущение «взрослости», а на его основе стремление к решению новых, более сложных задач общения и деятельности: мы поможем научить малышей тому, что умеем сами; мы – помощники; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе.

Волонтерская деятельность это:

  • посадка цветов, кустов и деревьев;
  • помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, люди с ограниченными возможностями (инвалиды) и другие;
  • благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
  • помощь животным;
  • просветительские беседы;
  • благотворительные концерты и театральные выступления;
  • экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
  • пропаганда здорового образа жизни; и др.

Формы работы:

  • Наблюдение
  • Беседы
  • Совместная творческая деятельность
  • Чтение художественной литературы
  •  Подвижные игры
  •  Пальчиковые игры
  •  Дидактические игры
  • Физкультминутки
  •  Работа с родителями

Этапы реализации проекта

Роль родителей в реализации проекта:

  • Выставка рисунков совместно с детьми на тему:"Добрые руки".
  • Выставка поделок на тему:"Сердце добра".
  • Выставка рисунков детей на тему: "Волонтерское мастерство".

  • Консультация на тему: «Кто такой волонтер», «Как стать волонтером», «Что такое волонтерское движение».

Работа с воспитателем

  • Беседы на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро?»;
  • Чтение пословиц и поговорок «О добре и дружбе»;
  • Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»,  Успенский – «Крокодил Гена и его друзья» и др.;
  • Ситуативные игры: «Что тут хорошо и что тут плохо»;
  • Просмотр мультфильмов «Три кота «Бюро добрых дел»», «Лунтик» -  «Добрые дела», «Добрые дела», «Волшебный мешочек», «Планета добрых дел».
  • Разучивание подвижных игр: “Эстафета добрых дел”, “Волшебный стул”;
  • Акция «Поможем дворнику собрать листья», сбор сухих листьев с территории детского сада;
  • Акция «Покорми птиц зимой», родителям совместно с детьми покормить птиц и принести фото для фотоальбома «Добрые дела маленьких волонтеров»;
  • Акция «Сделай птичкам дом», родителям совместно с детьми изготовить и повесить на улице кормушки для птиц, и принести фото для фотоальбома «Добрые дела маленьких волонтеров»;
  •  Акция « Подарок малышам на Новый год от детей старшей группы».

Совместная деятельность с детьми:

  • Рисование
  • Лепка

Продукт проектной деятельности

  1. Этап: - подготовительный:
  • Сбор информации и подготовка методической литературы по теме моего проекта.
  • Подбор познавательной литературы.
  • Разработка мероприятия работы с детьми.
  • Подготовка нужного материала.
  • Составление перспективного плана мероприятий.
  1. Этап: - основной:
  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний детей о волонтерском мастерстве.
  • Разработка консультаций для родителей: «Кто такой волонтер», «Как стать волонтером»,«Что такое волонтерское движение».
  • Утренняя гимнастика с зайчиком.
  • Выставка детских рисунков:«Юные волонтеры».
  • Совместное изготовление детей с родителями поделок «Добрые волонтеры».
  1. Этап:- заключительный
  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Презентация проекта «Юные волонтеры - вместе весело играть».

План реализации проекта

Октябрь:

Консультация на тему:«Кто такой волонтер», «Как стать волонтером», «Что такое волонтерское движение».

1 занятие. Знакомство старших детей с малышами, совместные игры. «Научим малышей играть»

Старшие дети используют художественное слово — вместе с показом рассказывают потешки «Водичка – водичка..»«Ладушки ладушки с мылом моем ладушки..» 

2 занятие. Старшие дети занимаются с малышами в режимных моментах в первой половине дня:

Показывают, как правильно мыть руки; помогают одеваться на прогулку.

3 занятие.Старшие дети принимают участие в режимных моментах во 2 половине дня: помогают заправлять кровати; оказывают малышам помощь в одевании, играют с ними.

4 занятие. Старшие и малыши вместе выходят на прогулку.  Посадка цветов (анемоны, гортензии, флоксы). Помогают собирать листья; учат играть, водить хоровод.

Акция «Поможем дворнику собрать листья», сбор сухих листьев с территории детского сада;

Ноябрь:

Консультация на тему: «Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия;

 «Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

1 занятие. Старшие дети рассматривают с малышами книжки, рассказывают сказки по картинкам.

2 занятие. Старшие оказывают помощь в починке книжек.

3 занятие. Старшие дети приходят к малышам в группу с «концертной бригадой» – читают стихи, доступные для малышей, потешки, инсценируют песенки. Пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, поэтому старшие дети обучают малышей пальчиковым гимнастикам «Солнышко»«Моя семья»«Капуста»«Прятки»«Пальчик — мальчик». 

4 занятие. Старшие дети принимают участие вместе с малышами в конструировании из различных конструкторов. Тем самым передавая свой опыт.

Акция «Сделай птичкам дом», родителям совместно с детьми изготовить и повесить на улице кормушки для птиц, и принести фото для фотоальбома «Добрые дела маленьких волонтеров»;

Декабрь:

Консультация на тему: «Совершай добро» - учить детей бережно относиться к природе;

«Мы - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Я умею делать сам» - воспитание трудолюбия;

1 занятие. Старшие дети приходят к малышам в группу и показывают им, как можно заниматься индивидуальной музыкальной деятельностью: играют на металлофоне, ложках. Погремушках, дудочках.

2 занятие. Старшие дети на прогулке расчищают дорожки от снега на участке малышей, побуждая их к таким же действиям.

3 занятие. Старшие мастерят кормушки для птиц вместе с родителями, вывешивают их на участке малышей. Приходят на прогулку к малышам и совместно очищают кормушки от снега, кормят птичек и наблюдают за ними.

4 занятие. Старшие приходят на музыкальное занятие к малышам, оказывают помощь в построении круга, показывают элементарные музыкально – ритмические движения: пружинку, притопы, кружение, кружение в парах. В заключении исполняют для малышей небольшой концерт.

Так старшие дети проводят с детьми ясельного возраста подвижные игры и упражнения имитационного характера: «Пузырь»«Снежок»«Маленькие ножки бежали по дорожке». 

Акция «Покорми птиц зимой», родителям совместно с детьми покормить птиц и принести фото для фотоальбома «Добрые дела маленьких волонтеров».

Акция « Подарок малышам на Новый год от детей старшей группы».

Ожидаемый результат проекта:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

Спроектированная система волонтерского движения в МБОУ "СОШ №18 с УИОП" обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в МБОУ "СОШ №18 с УИОП".

Предполагаемые результаты реализации проекта: 

Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;

Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс МБОУ "СОШ №18 с УИОП";

Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного  образования;

Способствовать формированию заботливого отношения к малышам, закрепить понятие слова «Заботливость»;

Продолжать формировать дружеские взаимоотношения, представления о товариществе, взаимовыручке;

Закреплять умение договариваться, помогать друг другу в совместной деятельности.

Дети - волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания.У детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности.У малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми. Дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.В различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением. Многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни.Педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Итак, работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей раннего возраста с помощью  волонтерства дает положительные результаты. У детей старшей группы: сформированы позитивные установки на добровольческую деятельность. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным. Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее общаются со старшими детьми; с удовольствием слушают потешки, сказки, песни и т.д.; проявляют словотворчество, стали употреблять в речи больше сложных слов, задают много вопросов «Где?»«Кто?». Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Используемая литература:

Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д. п. н. проф. Н. Ф. Басова - М. :Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

 Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.

Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Кто такой волонтѐр?»

Волонтѐр (от лат. voluntarius — добровольный)

 1. Волонтѐр — человек, добровольно занимающийся за свой счет безвозмездной общественно полезной деятельностью.

 2. Волонтѐр — лицо, добровольно поступившее на военную службу. Волонтѐрство или волонтѐрская деятельность (от лат. voluntarius —добровольный) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчѐта на денежное вознаграждение. Понятием добровольческая (волонтѐрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость,  беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).  В ноябре 2017 года, указом президента РФ, был учрежден день добровольца (волонтера) - 5 декабря.

 Различают три типа волонтерства:

1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.п.

 2. Волонтеры-помощники. Волонтеры этого вида не прикрепляются к одному человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т.д., если работают в организации; могут работать и дома (отправлять корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить, убирать в квартире). 3. Волонтеры - прямой помощи. Они работают по принципу «клиент - волонтер», то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.  Волонтѐрская (добровольческая) деятельность:

 добровольческая деятельность, направленная на защиту прав и свобод

человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп

граждан;

 посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;

 помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодѐжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключѐнные и другие;

 благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

 помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

 просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании,

курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;

 благотворительные концерты и театральные выступления;

 экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоѐмов;

 пропаганда здорового образа жизни;

 интернет-добровольчество;

 работа в технической поддержке;

 помощь спасателям, медикам и т. п., например: участие в прочѐсе местности

при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.

 помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода;

 раздача просветительской литературы, направленной на улучшение

качества жизни человека и его окружения

 работа по защите прав человека в области психиатрии (Гражданская

комиссия по правам человека)

Волонтѐрский труд не оплачивается, однако организаторы работ на добровольной основе могут оплачивать волонтѐрам проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и страховые взносы на ДМС, которые не облагаются налогом. Волонтѐры — не только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтѐрская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Основные направления волонтѐрства:

В наши дни перед волонтѐрами стоит выбор, в какое направление волонтѐрства пойти. На самом деле, не все знают о том, какие направления волонтѐрства вообще существуют. Можем выделить НЕСКОЛЬКО основных направлений волонтёрства. Если говорить о каждом из них в двух предложениях, первое направление – это социальное волонтёрство, оно самое известное. Это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищѐнными. Социальное волонтѐрство – это исторически сложившееся направление. Сейчас очень много благотворительных фондов и волонтѐрских организаций занимаются именно социальным волонтѐрством. Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтѐром, первое, о чѐм он думает – это, как правило, вот о таком социальном аспекте. Но на самом деле волонтѐрство очень разное, и есть много других крупных, интересных направлений волонтѐрства. Если говорить про второе и по степени развитости, и по степени узнаваемости направление – это спортивное волонтёрство. Благодаря тому, что в России прошла в 2013 году Универсиада в Казани, в 2014 году – Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу в 2018 году, и другие крупные международные и российские спортивные события, которые прошли недавно, можно сказать, что спортивное волонтѐрство – отдельное состоявшееся направление. Спортивное волонтѐрство имеет свои отличия, поскольку здесь важны особые компетенции волонтѐра – например, знание иностранного языка, поскольку зачастую крупные спортивные события предполагают участие разных стран в соревнованиях. Это знание определѐнного вида спорта, особенно если это волонтѐрство на чемпионате, посвящѐнном определѐнному виду спорта. Это некая толерантность, открытость к миру, желание общаться с разными людьми.

Третье направление – это культурное волонтёрство. Это направление появилось не так давно, по сути, в конце 2014 года. Весь 2015 год оно развивалось как в столице, так и во всей стране. Его отделение в качестве особого направления связано с тем, что, во-первых, появилось много событий, связанных с искусством, культурой и кинематографом. Например, в 2015 году в России был год литературы, 2016 год – год российского кинематографа – темы, напрямую связанные с культурой. И, во-вторых, сами площадки – музеи, библиотеки, парки – они тоже видят, что волонтѐры способны оказать им очень большую помощь, поэтому они открывают свои двери и приглашают волонтѐров. Ещѐ одно достаточно узнаваемое направление – экологическое волонтёрство. И здесь мы говорим не только о сохранении природы в классическом еѐ понимании, но ещѐ и о защите флоры и фауны. И третий важный момент – это экология мегаполиса. Особенно это актуально для крупных городов. Здесь можно говорить и о просветительской работе, и об акциях, и о проектах; есть фонды и организации, занимающиеся экологическим волонтѐрством системно. Почему лучше вкрутить экономящую энергию лампочку, чем обычную? Почему не стоит выбрасывать батарейки и куда их сдавать? И ещѐ много подобных моментов, которые помогают человеку адаптироваться с точки зрения экологического следа, который он оставляет. Ещѐ одно направление, которое тоже можно считать классическим – это донорство. Очень многие хотят стать донорами и становятся ими. Но если рассматривать донорство как волонтѐрство, не только как сдачу крови напрямую, но и как большой просветительский блок – то конечно волонтѐры здесь очень нужны. Когда люди начинают узнавать и понимать предмет, они начинают по- другому к нему относиться. У нас очень часто не хватает доноров именно потому, что люди либо боятся, либо не знают о донорстве.

Ещѐ одно направление – это событийное волонтёрство, или эвент волонтёрство. Это волонтѐры, которые участвуют в крупных событиях –фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города. Это направление, наверное, интересно в первую очередь тем людям, которые хотели бы и дальше развиваться в индустрии организации крупных событий или в каких-то более узких специальностях. И приятным бонусом служит возможность посмотреть изнутри на то событие, которое организовывается. О корпоративном волонтёрстве сегодня тоже принято говорить, как об отдельном блоке. Это направление в первую очередь связано с компаниями, которые готовы включаться в добровольческую деятельность, привлекая своих сотрудников в нерабочее время. Это очень важный блок с точки зрения популяризации добровольческого, волонтѐрского движения в целом, поддержки благотворительных фондов. И для сотрудников компании важно понимать, что они не только выполняют свою работу, но и выполняют некую важную социальную функцию. Ведь эту социальную потребность человека не всегда удаѐтся «закрывать»... Если компания идѐт навстречу и готова развивать корпоративное волонтѐрство – конечно же, это здорово!

Волонтёры общественной безопасности – тоже узкое, уникальное направление. К сожалению, об этом волонтѐрском направлении заговорили, в том числе и на государственном уровне после достаточно трагических событий: наводнение в Крымске, стихийное бедствие в хабаровском крае, после природных катаклизмов. Те люди, которые тогда откликнулись, конечно же, очень сильно помогли. Здесь важно, чтобы волонтѐры, добровольцы понимали, на что они идут, на что они подписываются, и были подготовлены, обучены. Существуют специальные программы, которые готовят волонтѐров общественной безопасности. Они практически играют роль «аккредитации», когда волонтѐр может сказать: «Да, я знаю, как оказывать первую медицинскую помощь. Я знаю, что делать, если наводнение. Я знаю, что делать, если пожар». Но при этом всегда есть возможность поучаствовать не непосредственно на месте трагедии, а какими-то дополнительными действиями: например, сбором гуманитарной помощи, когда волонтѐры работают на складе – фасуют, сортируют, подписывают. Это тоже очень важная часть волонтѐрской работы в плане общественной безопасности, потому что такая помощь сильно разгружает организаторов.

Ещѐ одно новое, узкое, совсем ещѐ «зелѐное» направление в волонтѐрстве –это медиа-волонтёрство. Есть компетенции, знания и навыки, и человек готов их применить для того, чтобы рассказать о волонтѐрстве другим людям. Это фотографы, журналисты, люди, популярные в социальных сетях, дизайнеры... Они колоссально помогают не подопечным напрямую, а именно организаторам волонтѐрской деятельности – волонтѐрским центрам, благотворительным фондам, добровольческим волонтѐрским движениям...В России существует много направлений волонтѐрской деятельности. Возможно, в будущем направлений волонтѐрства станет ещѐ больше.

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Как стать волонтёром?»

Кто может стать добровольцем 

Добровольцем можно стать в любом возрасте. Правда, если ребенку еще нет 14 лет, его как волонтера должен сопровождать родитель или официальный представитель. Если юному добровольцу уже исполнилось 14, но он еще не достиг совершеннолетия, достаточно будет получить письменное разрешение от родителей или опекунов. Добровольчество доступно и людям старшего поколения. «Серебряное» волонтерство востребовано потому, что с выходом на заслуженный отдых многие пенсионеры чувствуют себя ненужными и не могут реализовать еще не растраченную энергию. Пожилому волонтеру, как и ребенку, не дадут слишком тяжелую работу, но и при небольшой нагрузке он сможет проявить себя как важное звено в социальном проекте, на фестивале или благотворительной акции .

Качества волонтераВ работе волонтера, как и в любой другой, важно сочетание реальных навыков добровольца и его личных качеств. Люди с определенным характером и набором ценностей охотнее других занимаются волонтерством, они больше вкладываются и реже выгорают. 

Социальная активность. Такому волонтеру по-настоящему не все равно, что происходит в обществе, он чувствует в себе силы что-то менять. Без этого «моторчика» внутри есть риск быстро перегореть и отказаться от своих обязанностей.

 Альтруизм. Волонтер готов ставить интересы других выше собственных и тратить ресурсы на помощь нуждающимся. Толерантность. Волонтеру не важно, чем его подопечный отличается от других, каких взглядов и ценностей он придерживается. Цель волонтера— помочь, оставаясь вежливым, доброжелательным и понимающим. Эмпатия. Волонтеру важно быть чутким к людям, разделять их заботы и расстройства. Но нужно найти грань между сочувствием и полным погружением в судьбу и переживания благополучателя, иначе психика может не выдержать такой эмоциональной нагрузки.

 Ответственность. Волонтер, конечно, никому ничего не должен — ему не платят зарплату и он не связан трудовым договором. Тем не менее, волонтер должен понимать, что его подопечные нуждаются в долгосрочной поддержке, они привязываются к своим помощникам и очень переживают, если волонтеры их покидают. К тому же, в команде активистов каждый полагается друг на друга, поэтому безответственные люди, которые быстро «сливаются», вряд ли смогут помочь доброму делу.

 Готовность к работе в команде. Именно на ней держится эффективная системная помощь. Волонтер-одиночка не сможет попасть в детский дом или больницу, не проведет акцию или субботник. Только с командой можно выстроить долгосрочные коммуникации с благополучателями и партнерами, прийти к ощутимому результату и получить психологическую поддержку в виде супервизий или просто дружеского плеча. Плюсы и минусы волонтерства.

Плюсы:

 Новые знакомства с людьми, близкими по духу, расширение круга общения.

 Возможность получить новый опыт, отточить навыки, попробовать себя в новом деле.

 Удовлетворение потребности «быть хорошим», возможность приносить пользу миру. Пополнение портфолио — при поступлении в вузы и при приеме на работу волонтерский опыт может быть хорошим плюсом. Возможность быть причастным к масштабным проектам, путешествовать. Минусы:

 Волонтерский труд отнимает много времени, но не оплачивается. Возможен риск эмоционального выгорания. Повышенная ответственность. Как стать волонтером

Для начала определитесь со своей мотивацией — почему вы хотите стать волонтером? Подумайте, что вы умеете делать и в какой области ваши навыки будут полезны. Изучите НКО и волонтерские сообщества в вашем населенном пункте. Список некоммерческих организаций в своем регионе можно найти в каталоге НКО. Помогать можно и удаленно, например, работать с документацией, вести социальные сети, разрабатывать сайт.

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Что такое волонтёрское движение»

Что можно рассказать ребенку о волонтерском движении

Волонтер – слово сложное и даже для взрослых не всегда понятное. При этом познакомить ребенка с принципами и причинами волонтерства необходимо, ведь это воспитание доброты, сопереживания, ответственности перед людьми и окружающим миром. Подскажем, как рассказать ребенку о сути волонтерства (добровольчества).

Что за волонтеры такие?

В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо, помог кому-то. Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест – организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам. Сейчас по всему миру насчитывается более 100 миллионов волонтеров. Фактически, конечно, больше – ведь есть такие, кто занимается волонтерством самостоятельно, воплощает собственные идеи. Еще немного статистики: каждый 2-й житель Норвегии, Люксембурга и Камеруна – волонтер, в России – каждый 10-й. Кстати, в России волонтерство существует давно, только раньше оно называлось иначе: в рамках православной религии всегда приветствовалась помощь нуждающимся, в советское время (когда наша страна называлась СССР) волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы, участники обществ охраны природы.

Чем занимаются волонтеры

Совершать добрые и нужные поступки можно по-разному. Так и волонтерство бывает разное.

Спортивное или событийное

Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных праздников и событий.

Военно-патриотическое

Волонтеры сопровождают шествия «Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.

Культурное (культурно-просветительское) Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством туристических и краеведческих маршрутов. Разновидность культурного волонтерства – арт волонтерство, когда творческие люди делятся навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например, организуют обучение или проводят концерты. Забота о животных Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие виды и др.

Экологическое

Включает работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об окружающей территории, организацию субботников, раздельного сбора мусора и т.п.

Образовательное

Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные, по рисованию, английскому языку и другим полезным внешкольным предметам) для детей и взрослых.

Социальное

Это самый распространенный вид волонтерства. Сюда относится уход за престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах, пунктах помощи бездомным, ликвидация последствий стихийных бедствий (например, помощь пострадавшим от ураганов, землетрясений, наводнений). Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть такое, в котором участвуют пожилые люди.

Зачем становиться волонтером

Есть много причин стать волонтером, и у большинства людей причины разные, например: стремление совершать добрые дела, делать жизнь чуть лучше4 желание развить профессиональные навыки, получить опыт, который пригодится в будущей карьере; интерес к чему-то новому, к новым занятиям и активностям; получение положительных эмоций, удовлетворения; решение важных для человечества проблем (например, проблем экологических); расширение круга друзей и знакомых – общие дела объединяют людей. Для людей старшего возраста волонтерство – это возможность и способ делиться опытом, передавать свои знания и умения.

Как стать волонтером

Выбирая направление волонтерства, важно помнить: делай то, что нравится – иначе результата не будет. Сначала необходимо узнать, как можно больше о вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию можно найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также сайт Добровольцы России. В крупных городах организованы занятия для будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров.

Важные качества волонтеров 

Каждый человек может стать волонтером – вне зависимости от пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде важно выработать такие качества характера, как: щедрость, то есть готовность дарить свои силы, внимание и время людям и значимым проектам; способность быстро учиться; психологическая устойчивость; ответственность.

А что дети?

В последнее время все активнее развивается Российское движение школьников, которое в том числе занимается волонтерством. Дети сажают деревья, помогают пожилым людям, участвуют в субботниках, мастерят скворечники. Даже если ребенок еще не ходит в школу, он может стать волонтером: поучаствовать в благотворительном концерте или экологическом субботнике. И конечно, ребенку по силам стать «помощником волонтера» – мамы или папы.

Разберемся, что такое волонтерская деятельность, и в чем ее отличие от любой просто общественной работы. Волонтерство — это когда человек бесплатно и добровольно отдает свои опыт, навыки, знания или оказывает помощь нуждающимся. Ключевое слово — помощь и участие. По зову сердца, по призванию: помогая другим людям, человек сам становится лучше. Известно, что когда что-то отдаешь искренне и бескорыстно, будешь и получать обратно ту же «монету». Для человека потребность быть нужным совершенно естественна. Опыт участия в такой деятельности помогает, многому учит и остается с человеком на всю жизнь. К волонтерству не принуждают, а идеи движения в развитых странах популяризируют. История волонтерства в мире часто имеет религиозные или военные корни. Во время военных конфликтов волонтерами впервые начали называть тех, кто уходил на службу не по призыву, а добровольно, из чувства долга, за награду, за славу или за трофеи. Волонтерство примерно выглядело так: сначала граждане уходили на фронт как добровольцы, а потом уже бывалые солдаты помогали восстанавливать города, разрушенные войной. История волонтерского движения в России: Наша история знает огромное количество примеров, когда люди бескорыстно помогали тем, кто нуждается, а иногда отдавали жизнь за жизнь других людей и за свою страну. История возникновения волонтерского движения в России во многом связана с деятельностью Русской церкви. Сложно сказать, в каком году появилось волонтерство. Издавна существовала бескорыстная помощь монастырям, безвозмездное преподавание в церковных школах, попечительские советы для бедных, различные благотворительные заведения, совместный сбор средств, а потом — строительство храмов «всем миром». Зарождение волонтерского движения в России многие связывают с монахинями Свято-Никольской обители из Москвы, женщины стали чуть ли не первыми в мире сестрами милосердия, когда поехали на фронт помогать раненым во время Крымской войны.  Развитие волонтерского движения в России происходило и при советской власти, тогда адресную помощь людям организовывали комсомольцы и пионеры. Правда, ту помощь называют добровольно-принудительной. И все же существовал ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), ОДВФ (Общество друзей Воздушного флота), Добровольное общество любителей природы и много других обществ.  Но все эти организации развалились вместе с развалом страны, низкий уровень жизни и сместившаяся шкала ценностей создали хаос в стране, тут было не до добровольных обществ. В волонтерском движении наступила пауза. В новой истории России впервые волонтеров определили в 1995 году, когда президент Ельцин подписал соответствующий закон, где указывалось, что «добровольцы — это те, кто в безвозмездной форме осуществляет благотворительную деятельность». С середины двухтысячных годов в нашей стране начинает активно возрождаться волонтерское движение. Сегодня Правительство России обеспечивает господдержку волонтерских организаций. Сейчас в нашей стране по указу Президента установлен день волонтеров – 5 декабря.

 C:\Users\User\Desktop\6CA954B4-580E-4B33-AD35-E77543D9CFD2.jpeg

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Что в тебе и во мне общего - доброжелательное отношение к людям»

Когда мы говорим о волонтерской группе и отношениях в ней, то сразу надо понимать — в группу приходят очень разные люди, мотивация у всех уникальная, опыт отношений и навыки общения с детьми и взрослыми тоже.

Позитивным отношениям в группе больше всего помогает доброжелательное общение координатора с волонтерами и организация общения волонтеров друг с другом, со специалистами, поддерживающими группу. Очень важно обсуждать с волонтерами их ожидания, чувства, задумки не только на собеседовании, но и перед каждой встречей с детьми. Три-пять минут такого разговора с группой — дело не сложное, но очень позитивное и под силу каждому координатору. Конечно, мотивация и способности каждого волонтера проявляется в процессе встреч с детьми. И, все же, общее основание должно быть. Волонтерам очень интересно, что же движет каждым из них, кто и почему и для чего пришел? Поддерживать эту тему, делиться своим опытом, учить этому волонтеров — дело координатора.

Координатору, необходимо с каждым волонтером общаться. Конечно, не с утра до вечера и не как с родственниками. Но по приятельски, доброжелательно, ради общего дела. Примерно так, как общаются сокурсники в институте или коллеги (где общее дело — учеба или работа), которые совместно обсуждаются планы, задачи, распределение обязанностей и какие-то дела.

Поскольку, качество отношений в волонтерской группе зависят прежде всего от двух вещей: личности координатора и от применяемых им методов сопровождения группы, то все начинается с общего собеседования с кандидатом в волонтеры. У новичка происходит сопоставление своего понимания, ожиданий, смысла добровольческой деятельности и правил, смыслов, опыта, традиций волонтерского движения и конкретной группы, создаются рамки — что приемлемо, что нет.

Общаясь с волонтерами об их участии в посещениях наших подопечных, я считаю важным подчеркивать, что в посещениях важно участвовать «от щедрот»: обязательно когда человек здоров и хорошо себя чувствует, чтобы не заразить детей или других волонтеров, когда позволяет время свободное от личных обязательств, работы, учебы, чтобы время, проведенное с детьми было подарком, а не замещением или убеганием от решения жизненных вопросов.

Взаимная свобода волонтеров и координатора своего выбора участия в общем деле позволяет группе твердо стоять на ногах и выстраивать позитивные и плодотворные отношения внутри группы и с подопечными, их ближайшим окружением — сотрудниками учреждений, родственниками детей, чиновниками. Со стороны координатора важно предупредить волонтера — новичка, что он может встретить отказ на продолжение волонтерского участия. Такое случается крайне редко. За 5 лет координации мной волонтерских групп и знакомства с сотнями волонтеров к отказу приходилось прибегнуть всего 2 раза. Важно, что отказ возможен без объяснения причин, хотя я сторонник разговора. Волонтер так же может в любой момент не объясняя причин перестать участвовать в деятельности группы, когда посчитает нужным. При этом, в моей группе волонтеры чаще всего сообщают о своих планах и причинах, что для меня — свидетельство того, что в группе сложились добрые открытые отношения.

Для меня обязательно уважительное отношение к свободе человека и его выбору. Если волонтер плохо себя чувствует, у него дела и работа или учеба или что-то дома, или сердце неспокойно, то я не настаиваю на посещении детей и даже советую пропустить эту встречу. Относительно пропусков, у меня к волонтерам всегда единственная просьба — ставить меня известность: придут или нет, опоздают или нет. Если опоздание может повредить посещению — то я могу отказать.

Пусть человек раз-другой не придет, зато потом встретится с детьми со спокойной душой, от щедрот. И такое общение будет более позитивно, чем встреча на надрыве, только из чувства долга, в невротическом состоянии: я везде должен успеть и прочее.

Если волонтеры понимают, что они не должники координатору, другим волонтерам и даже детям, что они делятся из состояния свободного выбора, делятся тем хорошим что у них есть — своим временем, своим желанием играть, общаться, гулять вместе с детьми, устраивать праздники, делать мастер-классы, тогда это общение происходит в доброжелательной атмосфере и приносит много удовлетворенности.

Управляя волонтерской группой, работу следует организовывать на общем для всех фундаменте доброжелательных и позитивных отношений с детьми (подопечными). По отношению к каждому волонтеру я стараюсь найти слова одобрения, поддержки. У новичков стараюсь не забывать и спрашивать — что было трудным в посещении, что порадовало, даю рекомендации. Видя это, и другие волонтеры откликаются и делятся своим опытом и пониманием происходящего во время встреч с нашими подопечными детьми.

Для меня очень важно поддерживать инициативу волонтеров. Каждый из них может проявить себя, конечно, если это на пользу детям и одобрено администрацией учреждения. Так мы, к примеру, сажали цветы, декорировали рамки. Для доброго и позитивного климата в группе очень хорошо, когда волонтеры видят результаты своих инициатив. Это поддерживает воодушевление и дружественную творческую атмосферу.

Важно всегда делиться с волонтерами своими откликами на их несогласованные действия. Волонтеры нуждаются в такой обратной связи от координатора. Это все таки не группа по интересам, а волонтерская группа, главная задача которой — доброе участие в жизни подопечных детей. К примеру, если был договор, что придет один новичок, а он приводит друга, без справок, которые требует учреждение от волонтеров, без собеседования, на котором оговариваются правила и цели наших посещений — появляется необходимость провести дополнительную работу, отнять часть времени от встречи с детьми. Такие ситуации нехороши. Конечно, наша цель не оттолкнуть, а обозначить границы, правила и традиции которые продиктованы задачей и опытом группы. Конечно, благодарить и положительно оценивать волонтеров и их дела — неотъемлемая задача координатора. И если волонтер ответственный — то и критику и положительный отклик он воспринимает с благодарностью.

Волонтеры регулярно видятся, общаются, делают доброе дело с людьми которые близки по взглядам и по ценностям. Такое общение очень ценно и его развитию нужно помочь. Полезны общие нерабочие встречи волонтерской группы. И если координатор участвует в их организации — это хорошо. Я организую праздники: день рождения группы, пикник на майских праздниках, откликаюсь на предложения волонтеров по совместному проведению времени вне посещений. Мы ходили на концерты классической и современной музыки, устраивали посиделки с настольными играми в кафе, чаепития, недавно наша группа волонтеров участвовала в экскурсии по Данилову монастырю. Волонтеры всегда остаются очень довольны, благодарят. На будущее у нас много планов.

Очень важны для волонтеров и участие в общих даниловских мероприятиях, учебных и творческих занятиях и встречах психологической поддержки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Делу время - потехе час»

Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог к.Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком либо труде, человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко подтвердил это. Он у самых «трудных» подростков воспитывал чувство человечности, честности, правдивости. С большим мастерством А.С. Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение, воспитательное воздействие.

Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Только на основе общего туда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.

Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.

Чрезвычайно важное значение имеет труд для правильного физического развития, укрепления и улучшения здоровья детей. Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, и их движения совершенствуются, при этом регулируется деятельность сердца, ускоряется кровообращение, создаются благоприятные условия для сна и отдыха.

Трудовое воспитание – одна из важнейших задач семьи. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или заправлять утром свою постель, они будут это делать без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых.

Создание привычек – важнейший результат правильного трудового воспитания детей. Для этого полезно установить, начиная с дошкольного возраста, обязанности детей. Никто не должен, например, убирать игрушки – нужно приучить детей самих это делать, необходимо научить их правильно одеваться и раздеваться, правильно укладывать свои вещи на место, специально отведенное для этого. «Каждой вещи – свое место» - это должно стать правилом. Но выполнение его нужно требовать не только от детей, оно в одинаковой степени обязательно для всех членов семьи.

В трудовом воспитании важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поручений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.

Неправильно поступают те, кто, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать пол, освобождают мальчиков от домашних забот, считая, что это – женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к работе по дому. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что связано с домашним трудом.

Задача трудового воспитания детей в семье – приучить их к труду не зависимо от пола и возраста, научить каждого из них выполнять в семье посильную работу, прививая им нужные навыки. Детей необходимо обучать всякой работе. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве (мол, сами научатся, когда станут взрослыми), - неправильно понимают любовь к ребенку. Любить детей  - это не значит отстранять их от труда. По-настоящему любят своих детей те родители, которые заботятся о всесторонней подготовке их к жизни.

C:\Users\User\Desktop\IMG_20231018_160217_125.jpg

C:\Users\User\Desktop\IMG_20231023_104143_136.jpg

C:\Users\User\Desktop\IMG_20231023_104320_114.jpg

C:\Users\User\Desktop\IMG_20231023_104820_647.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Будь здоров»

Дошкольное детство - самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей - это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Таким образом, детский сад сегодня это та социальная структура, которая в основном определяет уровень здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду приоритетное направление деятельности всего коллектива, включает в себя:

- создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

- реализацию здоровьесберегающих технологий;

- обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через специально подобранные комплексы упражнений и игр с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- формирование привычек здорового образа жизни;

- реализацию рационального здорового питания детей;

- разработку и осуществление системы закаливания детей;

- регулярный контроль за состоянием здоровья детей

Наибольшие положительные результаты эта важная многоплановая работа может принести только при условии тесного взаимодействия с семьёй. Невозможно оценить роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребенка. Основы здоровья закладываются в дошкольном возрасте и являются необходимым фактором благополучной жизни любого человека. Неслучайно великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Закаливание - это тренировка иммунитета кратковременными холодовыми раздражителями.

В любое время года и взрослому человеку, и ребёнку необходимы закаливающие процедуры. У нас в детском саду они проводятся под руководством медсестры. Закаливающие воздушные процедуры и ходьба босиком по массажным коврикам.

Установлено, что человек, регулярно принимающий закаливающие процедуры, гораздо реже болеет, особенно простудными заболеваниями, а также легче переносит любое заболевание, быстрее выздоравливает.

Благодаря закаливанию совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, но также и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие.

Положительный эффект закаливания детей, воспитывающихся в семье, может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих правил:

  • индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур;
  • постепенность увеличения силы раздражения;
  • систематичность и постепенность закаливания.

Обширное умывание проводится прохладной водой. Этот вид закаливания можно применять с 3-х лет.

Ребёнок должен открыть кран, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз», то же самое проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказав «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговые движения по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

Обливание ног. Ребёнку в ванной поочерёдно обливают ноги водой. Температура воды 38 - 28 - 36 градусов. Лить воду нужно ковшом, начиная с колен. Температура воды постепенно снижать и довести до 26 - 18 - 36 градусов. Заканчивается процедура всегда тёплой водой. Затем ноги хорошо растирают мокрым полотенцем.

Можно применить контрастные ванны.

В ванной поставить два тазика с водой и предложить ребёнку сначала встать в тёплую воду, а затем в холодную, потом снова в тёплую. Температура воды 38 - 18 - 38 градусов. Ноги тщательно растереть полотенцем.

Закаливание воздухом осуществляется следующим образом.

В холодное время года продолжительное проветривание повторяется 5 - 6 раз в сутки, обязательно перед сном (20 - 30 минут); воздушные ванны (поясное или частичное обнажение кожных покровов) до 10 минут 3 - 4 раза в день.

Длительность прогулки должна быть 1, 5 - 2 часа, в зависимости от погодных условий.

Закаливающие процедуры, помимо повышения сопротивляемости к холоду, способствуют улучшению регулирующей функции головного мозга. Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведёт к истощению нервной системы. Поэтому тем детям, которые проводят время бодрствования преимущественно в подвижных играх, особенно возбуждаются перед сном и плохо спят, закаливание возбуждающими процедурами противопоказано. Полезны только успокаивающие процедуры, например, обтирание, тёплые ванны перед сном.

Выбирая закаливающие воздействия для ребёнка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие.

К закаливанию часто болеющих детей надо подходить очень осторожно. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно ему оно, прежде всего, необходимо для здоровья.

Положительный эффект от закаливания сохраняется только при постоянном повторении процедур.

Десять советов родителям

Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.

Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.

Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения - это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.

Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре - проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).

Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.

Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.

Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией - возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.

Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка - обратитесь к окулисту (офтальмологу).

Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т. п. - обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.

Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Совершай добро-учим детей бережно относиться к природе»

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

 В. А. Сухомлинский Воспитание высокой ответственности за сохранность природных богатств, разумное их использование и умножение - долг каждого гражданина. Очень важно с самого раннего детства ввести ребенка в мир природы, научить любить ее и бережно к ней относиться: беречь растения у себя на участке, в парке, в лесу, заботиться о животных, охранять природу. Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!

Мы должны научить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Задачи воспитания усложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. Вот вы дети молодцы, так делать не будете». Осознанно правильное отношение к природе строится на понимание связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни и состоянии организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека. Исходным звеном воспитания осознанно правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Ребёнку необходимо живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д. имеют второстепенное значение. Его задачи заключаются в том, чтобы расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Каждый человек независимо от возраста должен рачительно и бережно относиться к природе.

В связи с этим перед нами взрослыми, знакомящими детей с природой, ставятся следующие задачи:

 - Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

- Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края

- Формировать бережное отношение к природе, стремиться к ее созиданию. - Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. Как только малыш самостоятельно выйдет за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, чтобы удовлетворить пытливый ум ребёнка. Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение! В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании). Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами). Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат. Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!

Летом:

Можно наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли. • В ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца). • В это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения. • Совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием. • Полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д. • Совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны. • Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира! • Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!

Осенью: • Проводите наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережно обращайтесь с семенами, храните их в закромах в соответствии с правилами хранения. • Наблюдайте за погодой. Объясните, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой. • Наблюдайте за деревьями. Объясните, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формируйте способность воспринимать красоту природы, развивайте желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, учите замечать красивое в окружающем мире. • Проявляйте заботу о многолетних растениях, укрывайте опавшими листьями корни деревьев и кустарников. • Изготавливайте и развешивайте кормушки для зимующих птиц, проводите постоянный патронаж птиц в холодное время года. • Объясните ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.

Зимой: • Проводите наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края. • Объясните ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.
• Наблюдайте за деревьями в снежном уборе. Участвуйте в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.
• Ведите систематичное наблюдение за птицами зимой, следите за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом. • Совершайте прогулки в лес, парк, поле. Оставляйте на пнях прикормки для лесных жителей. Ведите себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

Весной: • Рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения. • Совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить. • Пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы. • Совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.) • прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных, пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной. • Весна - это время гнездования птиц. Надо рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матери...

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...

Развлечение для детей "«Вместе весело играть, веселиться и плясать»

Музыкальное развлечение в летний период для детей 4-5 лет....

Фотоотчет «Вместе весело играть, веселиться и плясать»

Фотоотчет развлечения на свежем воздухе " Вместе весело играть, веселиться и плясать....