«Театрализация и развитие речи (направления деятельности)». Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?
консультация

Дериева Елена Александровна

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizatsiya_i_razvitie_rechi.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализация и развитие речи (направления деятельности)».

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основные направления деятельности:

Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Задачи работы:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
  • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Предполагаемые результаты:

  • Активизация словаря детей;
  • Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
  • Развитие диалогической и монологической форм речи;
  • Речевое раскрепощение детей;
  • Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  • Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
  • Повышение общей культуры ребёнка;
  • Раскрытие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:

Первое направление - формирование развивающей среды:

Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты  для  организации  театрализованных  игр  (фланелеграф, ширмы,    костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый,    резиновой игрушки,    на  банках,    на  прищепках,   на платочках, варежковый театр и др.).
  • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним  словом», «Настроение Антошки» и др.).

Второе направление это работа с детьми:

Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

  • Музыкально-ритмическая разминка: включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения, которые:  развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); развивают воображение (способности к пластической импровизации).
  • Дыхательно-речевая гимнастика: Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
  • Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора(интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
  • Игры, минута шалости, физическая минутка;
  • Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

- просмотр спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

- игры-драматизации.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе и для показа на интерактивной доске)

Третье направление - взрослые:

Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

  • совместное посещение театров семьями;
  • выставка театров разного вида;
  • Организация  работы по изготовлению атрибутов и пособий;
  • Создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
  • конкурс афиш, пригласительных билетов;
  • совместное выступление детей и их родителей;
  • выступление кукольного театра.

Возможное содержание  деятельности:

• Артикуляционная гимнастика

• Чистоговорки и скороговорки

• Пластические этюды

• Мимические этюды

• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)

• Упражнения на воображение

• Упражнения на напряжение и расслабление мышц

• Упражнения на имитацию движений

• Упражнения на активизацию словарного запаса

• Упражнения на интонационную выразительность

• Упражнения на формирование разговорной речи

• Упражнения на отбивание ритма

• Упражнения на речевое дыхание

• Игры со словами и без слов

• Хороводные игры

• Подвижные игры с героями

• Обыгрывание эпизодов

• Инсценирование сказок, потешек, стихов

• Показ театрализованных представлений

Приложение.

Этюды «Ежата». Упражнения на развитие внимания, воображения, восприятия. «Зайчишка-трусишка», «Осинка». На воспроизведение отдельных черт характера

«Я — дерево». Передача различных состояний дерева

«Топ-топ» - ритмический этюд. Развитие чувства ритма, координации движения, согласованности действий с партнерами.

«Танцующий огонь». Передавать в пластических свободных движениях характер и настроение заданного образа)

«Мокрые котята» - развитие умения снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

«Черепашки» ползание на четвереньках по полу, буму.

«Лошадки» ходьба и бег с высоким подниманием бедра.

«Ежик». Развитие координации движений, ловкости и чувства ритма

«Вкусные эмоции». Импровизация эмоциональных проявлений в зависимости от вкуса продуктов.

«Лесная ягода». Передача характерных особенностей лесных растений в сравнении с садовыми и луговыми: медлительность, настороженность, таинственность

«У природы нет плохой погоды». Выражение своих чувств и впечатлений при помощи мимики, жестов, эмоций

«Цветок» -выражение основных эмоций с помощью мимики; игра-импровизация. «Нежный ирис». Развитие эмоциональной отзывчивости, побуждение к созданию образа средствами мимики и пантомимы.

Психогимнастика «В стране шумов и звуков». Развитие слуховой памяти,творческого воображения.

«Чудеса на грядке» («оживление» овощей и фруктов с помощью жестов и пантомимы по тексту загадок)

Логоритмика «Мостик — копна — кочки» (русская народная музыка). Тренировка своевременного переключения внимания с одного движения на другое

«Огород-хоровод». Пополнение словарного запаса, развитие координации движения. «Попробуем». Закрепление представления о ягодах и фруктах, развитие мимики и пантомимы.

«Считалочка», Развитие координации напевной речи с движением рук.

«Фрукты ссорятся». Развитие речевых и мимических движений.

«Яблоко». Развитие слухового внимания, своевременного переключения внимания с одного движения на другое и умение быстро и точно его выполнять

«Желтый одуванчик» (Л.Абелян). Развитие речевого дыхания, напевности, координации пения с движением (ср.гр.) и развитие образности и эмоциональности, развитие координации пения с движением (ст. и под.гр.)

Театр

«Вести из леса». Театральные минутки - мини-постановки для детей младшего возраста, с использованием кукол различных систем: кукол «с живой рукой», настольных, марионеток.

Театр в кармане. Изготовление кукол из носовых платков, оживление предметов. Театральная игра «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!» на действия с воображаемыми предметами (развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы). «Там на неведомых дорожках» - музыкально-пластическая импровизация (создание мини-спектакля на заданную тему с помощью жестов, мимики, пластики тела)

«Маленькие человечки» - воспроизведение выразительных поз и движений.«Белоснежка и семь гномов» - с использованием музыки Ф.Черчиля из одноименного мультфильма «Спящая красавица», «Я на солнышке лежу» - упражнение на расслабление.

«Город в одуванчике» по стихотворению Н.Юрковой

Упражнения на дыхание «Ветер в лесу». «Ш-ш-ш» — дети поочередно передают звук соседу. «Пыльная дорога» («Апчхи!»). «Эхо», «Не слышу» (расстояние между детьми — 5-10 м) «Звуки леса». Имитация пения птиц, голосов животных. «Поющие деревья». Пение шепотом. «Кто громче?». Произнесение звука «м-м-м», похлопывая пальцем по половинке носа. «Спортивное дыхание». Очистительное дыхание.

«Разреженный воздух». Задержка дыхания после короткого вдоха

Дыхательная гимнастика «Шум волн». Имитация звука. «Морская болезнь». Окая, наклонять голову, туловище вперед. «Биг Бен». Говоря «бом», наклонять голову поочередно: вправо и влево. «Воздушный змей». Удерживать в воздухе бумажного змея на ниточке.

«Цоканье лошадок» со сменой ритма. «Царь зверей» - звук р-р-р. «Пчелки» - звук ж-ж-ж. «Одинокий волк» - звук у-у-у. «Кошачий концерт» - дети мяукают под любую мелодию. «Коровушки» - мычать, похлопывая по одной половинке носа. «Комарики» кто дольше пропищит. «Обитатели джунглей» - звукоподражание птицам, животным.

«Симбо» (р-р-р), «Волшебные слова» (трах-тибидох-тибидох-тибидох). «Кощей Бессмертный» с задержкой дыхания. «Песенка Скуби-ду-би-ду».

Пальчиковая гимнастика

«Банкир». Сложить «монетки», разбросанные по площадке, в копилку. «Китайский веер». Поочередные веерообразные движения пальцами. «Морской волк». Кто быстрее завяжет и развяжет узелки

«Бутончики» (ладони вместе: утро — отвести пальцы рук наружу, вечер — соединить ладошки)

Источники:

  1. Картушина М.Ю.Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2003.
  2. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников. – М., 2007
  3. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. doshvozrast.ru/metodich/konsultac159.htm
  5. planetadetstva.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Повышение педагогической культуры родителей в художественно-эстетическом направлении через музыкально- театральную деятельность"

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...

Консультация для родителей "Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленно...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...

Консультация для родителей "Развитие речи детей с помощью театральной деятельности"

Виды театральных игр, которые способствуют развитию речи дошкольников....