"Что умеют счетные палочки"
статья (старшая группа)

Тонких Ирина Юрьевна

В статье рассказывается о использование счетных палочек в математической деятельности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_umeyut_schetnye_palochki.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Что умеют счетные палочки.

Тонких Ирина Юрьевна

воспитатель МАОУ «Средняя школа №1»

В наше время счетные палочки – это многоцветные удлиненные брусочки, обычно деревянные или пластиковые. Сегодня этот инструмент используют активно учителя, например, для обучения счету в образовательных организациях. Есть несколько методик их использования: первая – это методика, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори, вторая – методика Зайцева, третья – методика Джорджа Кюизенера и многих других исследователей.

Со счетными палочками, которые выступают в качестве развивающей игрушки, мы впервые встречаемся в дошкольном, раннем школьном возрасте и в последующие годы. Такие палочки, помимо нашей страны, широко распространены в восточных странах (в Китае, Японии, Корее, во Вьетнаме). Они необходимы даже в китайской игре «Маджонг», где игрокам надо разложить фишки с рисунками и набрать как можно больше очков.

Если на Руси первые счеты были унаследованы из Греции, то в Китае с древнейших времен использовались именно счетные палочки, откуда они и берут свое происхождение. Первоначально это было не столько приспособление для вычислений, сколько прибор для записи символов и иероглифов. В то время длина счетных палочек была 12 см, а сама форма – круглая. Изготовляли их, не трудно предположить, не как сейчас из дерева или пластика, а из бамбука и костей животных.

При помощи счетных палочек развиваются мелкая моторика, внимание, мышление, воображение, сенсорика, наблюдательность, навыки счета, в целом стимулируется работа головного мозга. Есть несколько способов их реализации:

а) «соорудить» различные фигуры (например, построить дом, сделать солнце);

б) преобразить получившуюся фигуру в букву (например, убирая из фигуры солнца пару палочек, мы получаем буквы Ж, Х, У);

в) повторяя буквы, можно вспоминать слова, начинающиеся с нее (например, «у» – улитка, улица, улыбка, «м» – мама, мышка и т.д.); 

г) с маленькими детьми можно составлять слога, поскольку большинство психологов сходятся во мнении, что изучение букв оптимально с 3-4 лет, когда ребенок будет готов к детскому саду. Составление слогов – это более высокий уровень работы со счетными палочками;

д) самым основным для счетных палочек является, безусловно, счет. Лучшее время для обучения детей счету – это от 3 до 5 лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает интересоваться новым и учится устанавливать закономерности между цифрами. К тому же в 5 лет он должен знать свой возраст, знать разницу между «больше» и «меньше», «выше» и «ниже». Уметь считать от 1 до 10. При этом знаки между цифрами удобно делать разным цветом, чтобы они выделялись друг от друга (например, «2» – желтый цвет, «+» – зеленый цвет, «4» – желтый цвет, «=» – зеленый цвет, «6» – желтый цвет).

Помимо вышеперечисленных способов деятельности, счетные палочки можно использовать в игре в качестве тренажера для развития воображения, внимания и творческого мышления. В таком случае применяются следующие задания:

  1. Сортировка палочек по цвету (у каждого ребенка он может быть своим). Это развивает чувство цвета, умение разделять предметы по цветам;
  2. Палочками можно «рисовать», воспроизводить картину и считать, сколько палочек использовано для ее составления. В таком случае развивается целостное представление и формируются общелогические действия (анализ, синтез, обобщение);
  3. Сочетание работы со схемой и счетными палочками: дети анализируют схему и выбирают палочки, которые соответствуют схеме, т.е. избирают палочки по размеру и цвету, стараются правильно повторить графическое изображение;
  4. Счетные палочки дают абсолютную волю фантазии ребенка – из них можно сделать все, что угодно: от звезды до избушки. Рисунок дополняется сочиненной историей;
  5. Более современный метод использования палочек – это использование их с предварительно наклеенными отрезками из картинок. Разложив нумерованные палочки, дети получают изображение.

В наше время широкую популярность обрели палочки Д. Кюинезера. Цветные счетные палочки Кюизенера – это популярное учебное пособие для детей от 3 до 7 лет, способствующее развитию у них математических способностей. С их помощью легко и интересно осваиваются цифры в игровой форме.

Для детей старшего возраста можно использовать палочки для решения более сложных и не менее интересных логических задач как раз-таки в игровой форме. Так, например, актуальным не только для ребят постарше, но и для взрослых, являются задания на перестановку различного количества элементов. Это задание условно мы можем разделить на два вида:

  1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек (легкий и средний уровень);
  2. Изменение заданной фигуры путем удаления или перестановки части палочек (повышенный уровень сложности).

Подобные задания звучат следующим образом: «Из 19 палочек постройте 3 квадрата», «Составьте из палочек фигуру. Уберите 1 палочку так, чтобы получились 2 квадрата», «Выложите домик. Переложите 1 палочку так, чтобы домик смотрел в другую сторону», «Передвиньте 1 палочку так, чтобы получилось верное равенство» и др.

Таким образом, сегодня на торговых площадках имеется множество различных типов счетных палочек в зависимости от комплектации, базового набора, формы, цвета и даже материала. Счетные палочки делают процесс работы с буквами, цифрами увлекательным, не отбивая у ребенка охоту к учебному процессу. 

Использованная литература:

1. Климовская Т.И., Мандрикова О.В., Коваль А.В. Игровое пособие «Волшебные счетные палочки» / Интерактивная наука. – 2021. – 36–37 с.

2. Курицына Т.В. Сборник игровых логических задач с применением счетных палочек для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2019. – С. 15.

3. Кунщикова Н.А. Значение счетных палочек в обучении. – 2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/677592 (дата обращения: 22.05.2023)

4. Палочки счетные // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). –  М.: Государственное издательство торговой литературы, 1959. – 641 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

Что умеют счетные палочки

Презентация о том, как можно использовать счетные палочки в работе с детьми...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...

Счетные палочки.Занятия со счетными палочками для дошкольников.

Счетные палочки - это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей детей....

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"

Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со...

Конспект ООД по конструированию «Человек» во второй младшей группе /счетные палочки, палочки Кюизенера/

Цели: Познакомить детей с набором счетных палочек, палочек Кюизенера. Закрепить знания цветов: жёлтый, красный, голубой, зеленый. Создать эмоциональный настрой от совместной игровой деятельности. Разв...