АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ – ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР. ВЫПОЛНЯЕМ ДОМА ВМЕСТЕ.
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Лариса Борисовна Походенько

Практикум для родителей в форме презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ – ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР. ВЫПОЛНЯЕМ ДОМА ВМЕСТЕ. Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 36» Походенько Лариса Борисовна

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемый для развития речевого аппарата, органов дыхания, мимических мышц. Целью артикуляционной гимнастики в детском саду является развитие подвижности органов речевого аппарата, увеличение силы и объема артикуляторных движений. - Упражнения на губы способствуют укреплению их подвижности и способности удерживать определенное положение. - Задания на язык укрепляют и развивают подвижность мышц, растягивают уздечку, усиливают кончик и способствуют удержанию органа в различных положениях (широком – лопатка, узком – иголочка). - Щеки – в основном способствуют развитию координации и укреплению мускулатуры. - Упражнения на нижнюю челюсть развивают ее подвижность. - Задания на мягкое небо способствуют его подвижности и контролируемом поднимании и опускании.

Слайд 3

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Гимнастика проводится ежедневно по 5 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом , в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 4

«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться без напряжения так, чтобы видны передние верхние и нижние зубы Удерживать под счет 1-5 с.

Слайд 5

«ХОБОТОК» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Слайд 6

«МЕСИМ ТЕСТО» улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя … закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Слайд 7

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Слайд 8

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно намазать губу вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Слайд 9

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд 10

«КОШКА ВЫГИБАЕТ СПИНКУ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается

Слайд 11

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 12

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Слайд 13

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Так же языком можно гладить внутреннюю часть щёк.

Слайд 14

«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки (альвеолы), за верхними зубами.

Слайд 15

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 16

Во время проведения логопедических занятий дыхательным упражнениям уделяется особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Слайд 17

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении. С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. Дыхательная гимнастика улучшает носовое дыхание; ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей; улучшает состояние сердечно-сосудистой системы; улучшает зрение, память; ликвидирует различные неврозы; улучшает работу органов пищеварения; улучшает звучание голоса.

Слайд 18

«ЧАСИКИ» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 8-10 раз. «ТРУБАЧ» Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4 - 5 раз.

Слайд 19

«КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 - 4 раза. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая « чух-чух-чух ». Повторять в течение 20-30 секунд.

Слайд 20

«НАСОС» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону -выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить по 4-6 наклонов в каждую сторону. «НАДУВАЕМ ЩЁЧКИ» Предложите ребёнку надуть щёки, вдохнув через нос, и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить через губы)

Слайд 21

«БУРЯ В СТАКАНЕ» В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте. Затем предложите ребёнку подуть сильнее, чтобы получилась буря. «ФУТБОЛ» Из кусочка ваты скатайте шарик – это мяч. На столе на небольшом расстоянии расположите два кубика или любые другие предметы – это ворота. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить гол в «ворота».

Слайд 22

Также очень полезны для речевого дыхания игровые упражнения, связанные с пропеванием на одном выдохе гласных звуков и слогов: ААА, ООО, УУУ, ИИИААА и т.д. Использовать можно любые детские музыкальные духовые инструменты: дудочки, саксофон, флейты, свистульки, свистки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способно...

«ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь....

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"

Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников....

«Дыхательная гимнастика как средство речевого развития у детей младшего дошкольного возраста».

Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия.  Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. На...

Мастер класс для педагогов "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Эффективные технологии речевого развития дошкольника»Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна, так как форм...

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»

Применение инновационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в более доступной и привлекательной для детей, достигнуть высокого качест...