Беседа с родителями «Детское конструирование»
консультация

Нехаенко Оксана Эхтибаровна

Термин «конструирование» означает, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием следует понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, деревянных деталей, природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_10_beseda_s_rodit._o_konstruir.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с родителями «Детское конструирование»

Термин «конструирование» означает, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием следует понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, деревянных деталей, природного материала.

По своему характеру оно наиболее сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, подарок маме и т.п.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки:

  • получает представления о форме и размере предметов; свойств материала изготовления;
  • узнает об их физических свойствах;
  • узнает название цветов и другое…

Чем же конструирование привлекает ребенка? Прежде всего, тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нем дети - дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре, в нем находит отражение стремление действовать как взрослый, быть на него похожим.

Ребенок 5-7 лет должен уметь:

- безошибочно называть детали: кубик, кирпич, пластин, цилиндр, трехгранная призма, брусок и др;

- заменять одни детали другими;

- соблюдать пропорции постройки, ассоциировать с натуральным предметом;

- строить по рисунку, схеме, по словесной инструкции, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал, преобразовывать постройки;

- выполнять игрушку из бумаги (сгибать прямоугольник пополам, по диагонали, приклеивать детали); из природного материала (шишки, скорлупа орехов, ракушки); соединять детали клеем, пластилином;

- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

Для успешных занятий и игр с материалами детям необходимы богатые впечатления об окружающем мире. Необходимо, вместе с детьми, наблюдать строящиеся здания, другие сооружения, обращая внимание на дружную работу строителей, рассматривать архитектуру зданий, машины и другие предметы, употребляя при этом слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, направо - налево, ближе - дальше, больше - меньше).

В играх и занятиях конструированием дети приобретают определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе. Далее перейдем к техническому творчеству.

Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.

Основой организации технического творчества является создание проблемной ситуации, формулировка задач конструкторского характера.

Какие образовательные области идут в интеграции совместно с данным видом творечества?

- «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов технического творчества);

- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части ознакомления с современными профессиями людей, развитие элементарных математических представлений).

-  дети получают конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, координации движений – развитие сенсорики.

Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

В процессе данной деятельности дошкольники обучаются:

-  планировать предстоящую работу,

- анализировать собственные действия,

- делать выводы,

- исправлять ошибки,

- составлять из отдельных частей целое,

- сравнивать и обобщать.

Из чего можно конструировать?

Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.

Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов — дерева, пластмассы. Деревянные детали могут быть окрашенными или нет. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост. Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит множество объемных фигурок.

 Конструкторы с простым блочным соединением. Традиционный конструктор из блоков, соединяющихся между собой посредством «прирощенных» цилиндров, классический вид, тем не менее любимый современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше становятся детали. Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы часто содержат и тематические детали — фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.

Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства — с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками. Сегодня же это — яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям — и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели. Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше шести лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

Электронные (различные запчасти на основе электросхем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники. Детали собираются в электрические схемы без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с подробными описаниями электрических и электронных схем. Конструкторы с суставным соединением. Этот вид конструктора получил свое название благодаря особому соединению, имитирующему суставы. Результативная игра с подобным набором требует хорошего пространственного мышления и развитой мелкой моторики, поэтому обычно предназначается для детей старше шести лет. Модели для сборки (различные модели машинок, самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.

Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.

Конструктор lego. «Lego» в переводе с датского языка означает «умная игра». Это серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы). На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Lego выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. 

 Вывод: Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Давайте подумаем, чем же увлекает конструирование? Что в нем есть такого, чего нет в какой-либо игрушке?

Играя с игрушкой, ребенок получает все готовое, ему не надо думать  и  работать  над  тем,  какой  должна  быть  его  игрушка. Подобные игрушки создают детей каких? детей-потребителей, а не детей-творцов.

Ведь даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он что делает? Он творит, создает предметы. Игры  с  конструктором  помогают  развивать творческие  и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки,    развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий.

Развитие конструирования как деятельность, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:

I-этап: это конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

На этом этапе мы знакомим детей с конструктором, его разновидностями и свойствами. Исследовать детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверить опытным путем на прочность. Определить с детьми название каждой формы: кирпичик, кубик.

Здесь используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Развивается самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, грамотная речь детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится.

 Младший возраст, это возраст, когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия.

II-этап: Конструирование по инструкции 

К конструктору прилагается готовая инструкция-схема для сборки модели. Детям среднего дошкольного возраста полезно предложить собрать модели разных животных, транспортных средств по готовым инструкциям под руководством воспитателя.

3 этап: Конструирование по модели 

это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.

4 этап: Конструирование по условиям.

При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.

5 этап: Конструирование по замыслу.

Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.

6 этап: Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.

7 этап: Каркасное или модульное конструирование.

Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструктивной деятельности детей:

- конструирование из строительных материалов

- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других

материалов;

- конструирование из природного материала.

Очень интересные поделки можно сделать из бросового материала с детьми разного дошкольного возраста (пластиковых бутылочек, коробков, катушек и т. д., природного материала. Природный материал в качестве строительного, можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок,  вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала (веток, коры, листьев, каштанов, шишек и Т. Д.) Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форм.

Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Это и создание поделок из цветной бумаги путём её сгибания и складывания в определённой последовательности (оригами, склеивание различных вырезных деталей и переплетение их. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности.

Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Формируется у ребенка определенная позиция «Я сделал это сам» важно для его развития.

При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Все это позволяет рассматривать художественное конструирование, как средство подготовки детей к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа с родителями "Детская агрессия"

анализ проблемы агрессивности; роль семьи в проявлении детской агрессии; поощрения, наказания в семье; законы преодоления  детской агрессии....

Консультация для родителей "Воспитание сказкой; Консультация для родителей "Детское конструирование"

Консультация для родителей "Воспитание сказкой;Консультация для родителей "Детское конструирование"...

Консультация для родителей "Детское конструирование, что это такое?

Консультация для о\родителей 6"Детское конструирование, что это такое?"...

Консультация для родителей "Детское конструирование"

Консультация для родителей "Детское конструирование"...

Консультация для родителей "Детское конструирование Что это такое?"

Под детским конструированием  принято понимать разнообразные постройки из строительного материала....

Беседа с родителями «Детское конструирование»

Термин «конструирование» означает, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.Под детским конс...