Информация для родителей: картотека дидактических игр для развития речи детей 2-3 лет.
картотека (младшая группа)

Зачёсова Ольга Викторовна

Картотека основных дидактических игр для развития речи детей 2-3 лет, которые можно использовать родителям в непосредственной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_2.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития речи детей 2-3

«Кто как кричит?»

 Цель: развивать речевое внимание детей.

 Ход: Взрослый: у мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе со взрослым повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

  «Гуси»

 Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.

 Материал: картина «Гуси»

 Ход: Взрослый показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Взрослый показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га. В: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га В: Есть хотите? Дети: Да-да-да В: покажите как гуси широко раскрывают клюв. Дети: Га-га-га. В: есть хотите? Дети: Да-да-да Захлопали гуси крыльями, улетели. (Игра повторяется 3-4 раза)

 «Часы»

 Цель: развивать речевое внимание детей.

 Ход: Взрослый: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак…»  Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

 «Кто в домике живет?»

 Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

 Ход: (Взрослый показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Взрослый показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

 «Медвежата мед едят»

 Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

 Ход: Взрослый говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза. Потом взрослый говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

 «Необычная песенка»

 Правила игры.

 Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии. Ход. Взрослый: однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

 «Громко — тихо»

 Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Формировать умение менять силу голоса.

 Подготовительная работа. Взрослый подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Взрослый продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Взрослый убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

 Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

 «Научим зайку правильно говорить»

 Цель: развивать интонационную выразительность.

 В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно. Ишка – дети поправляют «мишка». Елочка – белочка. Оник – слоник. (После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

 «Волшебный кубик»

 Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

 Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

 Ход. Ребёнок вместе со взрослым произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Взрослый спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

 «Бабочка, лети!»

 Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Подготовительная работа: приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

 Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек. Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

 «Олины помощники»

 Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

 Ход: к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле. Кукла идет. Взрослый указывает на её ноги. -Что это. (Это ноги). - Они Олины помощники. Что они делают. (ходят, бегают, танцуют) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (Руки берут, рисуют, глаза смотрят и т.д.)

 «Открытка»

 Цель: учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.

 Ход: В дверь кто-то стучит. Взрослый: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован. Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто изображён, что делает? Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем взрослый перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

«Разноцветный сундучок»

 Цель: учить детей называть предметы.

 Ход: Взрослый показывает детям сундучок и говорит: Я картинки положила в разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

 «Помоги мишутке найти свою тарелку»

 Цель: учить детей сравнивать предметы по размеру (большой- маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю).

 «У кого какая шубка»

Цель: учить детей вычленять характерные особенности животных и птиц.

Ход: взрослый показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.

«Что за предмет?»

 Цель: учить правильно называть предмет.

 Ход: Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

 «Эхо»

 Цель: учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

 Ход: Взрослый громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и т.д.

 «Паровоз»

 Цель: отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»

Ход: Взрослый предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

 «Лошадка»

 Цель: учить правильно произносить звук «И»

Ход: Взрослый предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека дидактических игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениецентр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок»    «Картотека  дидактических игр по...

Картотека дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста.

НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ   И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям, работающим со старшими дошкольниками....

Памятка для родителей «Картотека дидактических игр по развитию речи с 2 до 3 лет».

Расширить знания родителей о дидактических играх по развитию речи с 2 до 3 лет....

Консультация для родителей "Картотека дидактических игр по развитию речи от 4 до 5 лет"

Консультация для родителей "Картотека дидактических игр по развитию речи от 4 до 5 лет"...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...