Медлительный ребенок: особенности обучения, рекомендации, игры, основные причины, советы родителям
консультация

В обучении медлительный ребенок может столкнуться с проблемой низкой успеваемости, если образовательный процесс организован неправильно. Важно понимать, что ригидность, или медлительность, не является отклонением от нормы. Это всего лишь особенность, которая требует подбора правильных методов обучения и воспитания. Если ребенок очень медлительный, но при этом у него не диагностированы психические отклонения или органические проблемы, он может быть не менее успешным в обучении, чем его сверстники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medlitelnyy_rebenok_doc1.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Медлительный ребенок: особенности обучения

В обучении медлительный ребенок может столкнуться с проблемой низкой успеваемости, если образовательный процесс организован неправильно. Важно понимать, что ригидность, или медлительность, не является отклонением от нормы. Это всего лишь особенность, которая требует подбора правильных методов обучения и воспитания. Если ребенок очень медлительный, но при этом у него не диагностированы психические отклонения или органические проблемы, он может быть не менее успешным в обучении, чем его сверстники.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Дети, у которых выявлена такая особенность, требуют специфического подхода в обучении. В первую очередь важно грамотное отношение со стороны родителей, но без правильного включения в этот процесс педагогического состава, обучение будет не эффективным.

Первоочередная задача педагогов - своевременно выявлять в детском коллективе детей, склонных к медлительности. Для этого используются специализированные тесты, разработанные психологами. Подбирать диагностические методы необходимо соответственно возрасту. Также важно личное наблюдение педагога за поведением детей в игровом и учебном процессе. Основная задача учителя в этом деле – вывести ребенка на общий темп и помочь ему.

Крайне важно понимать, что без специализированных условий ребенок не сможет не только выйти на достойный уровень успеваемости. У медлительных детей несоответствие общим требованиям может спровоцировать замкнутость, снижение самооценки и потерю мотивации к обучению процессу. Поэтому, крайне важно найти индивидуальный подход, а также учесть особенности и потребности ребенка, разглядеть сильные и слабые стороны. Важно найти сферу интересов ребенка и подобрать работающие методики для стимуляции любопытства в учебном процессе, так как оно поможет улучшить концентрацию внимания.

Не менее важным правилом в обучении медлительных детей является отказ от фиксации внимания ребенка на его особенности. Чем реже ребенок будет слышать о своей медлительности, тем успешнее и быстрее он сможет преодолеть проблемы, связанные с этим.

Задачей родителей и педагогов является привитие ребенку навыков, которые помогут ему самостоятельно корректировать свое поведение и темп. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем быстрее и эффективнее ребенок научится управлять своим произвольным вниманием. Это поможет ему самостоятельно выйти на тот уровень темпа обучения, который актуален для других детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Чтобы вывести ребенка на общий темп обучения, необходимо найти правильный подход и встраивать педагогическую тактику с учетом его особенностей. Медлительный ребенок в школе будет испытывать трудности и иметь проблемы с успеваемостью, если учебный процесс не будет адаптирован под его потребности.

Есть три рекомендации, относительно обучения медлительных детей.

1. Важно в первую очередь адаптировать учебный процесс под возможности ребенка и его индивидуальные потребности. Для этого необходимо также создать особые условия, где дети с медлительностью смогут чувствовать себя комфортно. При возможности индивидуального обучения часто используется методика сдвоенных уроков.

2. Для очень медлительных детей важно проведение коррекционных мероприятий. Для этих целей привлекают специалистов - психологов, социальных педагогов. Проводятся занятия с упражнениями, игры, тренинги. Задача – ускорение темпа реакций, повышение гибкости нервных процессов.

3. Важно не просто проводить коррекцию, но также направлять ребенка к освоению навыков самостоятельного контроля над темпом. Важно развивать дисциплинарные привычки. Чем раньше ребенок осознает свою особенность и освоит навыки самоконтроля, тем успешнее будет обучающий процесс.

Основное правило обучения – весь образовательный процесс выстраивается под потребности и особенности ребенка, с постепенной коррекцией по факту достигнутых результатов. Ребенок с медлительностью не в состоянии подстроиться под общие требования. Поэтому если не учитывать его особенности, невозможно будет добиться высокой успеваемости.

ИГРЫ МЕДЛИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА: ОСОБЕННОСТИ

Для повышения эффективности обучения самым подходящим терапевтическим форматом является игра. Этот же формат позволяет выявлять такую особенность у детей. Игры медлительного ребенка отличаются такими нюансами:

• предпочитаются игры манипуляционного характера, проще говоря, ребенок больше любит играть с предметами, чем с детьми;

• дети сложно адаптируются к резкой смене правил и негативно реагируют на необходимость импровизации;

• медлительные дети редко выступают инициаторами в игровом процессе;

• для них важно наличие четко определенных правил или сценария, все что не входит в эти рамки воспринимается негативно.

Для того, чтобы игра приносила пользу развитию ребенка и не доставляла дискомфорта, важно правильно организовать игровой процесс.

Как еще тренироваться?

Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; использование предельных скоростей эффективней, но приводит к утомлению. Наиболее успешна работа с использованием приема "медленно-быстро": в игры включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.

Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:

1) ходьба-бег-ходьба медленная

2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно

3) "бег" пальчиками медленно-быстро-медленно (большим и указательным, другими)

4) сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым

5) прыгать через прыгалку, меняя темп

6) стучать по столу или на барабане медленно-быстро-медленно (всеми пальцами или одним)

7) чертить палочки и ставить точки

8) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три..." - до десяти.

Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше "Быстрее!" может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые выполняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть в "кто быстрее".

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Понимая проблемы медлительного ребенка, можно помочь ему справиться с ними и войти в нормальный ритм жизни. Итак, главной проблемой детей с такой особенностью является нарушение скорости нервных процессов и сниженная концентрация.

1. Рассеянное внимание – одно из заметных проявлений проблемы.

2. Сниженный темп выполнения учебных заданий.

3. Сложности в освоении базовых учебных навыков – чтение, письмо, счет.

4. Проблемы во взаимодействии со сверстниками, неспособность выходить самостоятельно из непредвиденных ситуаций.

5. Низкий уровень инициативности.

6. Низкая успеваемость из-за нарушений концентрации внимания.

Задача родителей – научиться понимать особенности их ребенка и помочь ему преодолеть любые проблемы с обучением.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

Есть несколько причин, но в отдельных случаях проблема медлительности спровоцирована целым комплексом факторов. Самой распространенной причиной считается наследственность. Ребенок просто на генетическом уровне имеет такой темперамент. Если у родителей флегматичный темперамент, высока вероятность, что их дети его унаследуют.

Если же медлительность не имеет генетической природы - значит, она обусловлена внешними факторами, которые сформировали такую особенность. Вот лишь несколько наиболее значимых причин.

1. Авторитарный стиль воспитания, диктатура. Ребенок под давлением утрачивает из-за страхов инициативность. Такие дети могут легко концентрироваться и переключаться только по указке авторитарного взрослого.

2. Неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. Дети слишком восприимчивы к стрессам, особенно при наличии генетической предрасположенности к медлительности.

3. Завышенные требования со стороны родителей, слишком жесткий контроль и наказания за неповиновение.

4. Если ребенок левша, ученые тоже это связывают со склонностью к медлительности. Согласно исследованиям значительный процент левшей сталкиваются с медлительностью.

5. Нередко причина медлительности – флегматичность, такой темперамент согласно статистике есть почти у 40% детей с этой особенностью.

Родители начинают замечать за детьми проявления медлительности с 3-4 лет, с 6-7 лет ситуация улучшается. При правильном подходе к обучению со временем дети вливаются в общий ритм учебного процесса и не отстают от сверстников.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Важно понимать, что медлительный вялый ребенок – это не приговор. Дети с такой особенностью при правильном подходе легко адаптируются к современному темпу жизни. Вот рекомендации родителям медлительных детей, которые сделают процесс воспитания и обучения более эффективным.

1. Не акцентируйте внимание на медлительности, более того, никогда не используйте этот я ярлык, иначе ребенок будет расти с уверенность в том, что с ним что-то не так.

2. Детям с медлительностью дисциплина и распорядок дня нужен больше чем тем, у кого нет такой проблемы. Поэтому обязательно разработайте индивидуальный режим, правильно распределите время. Обязательно вовлекайте процесс составления распорядка вашего ребенка.

3. Делайте рутинные задачи более простыми для ребенка – разбивайте их по времени. Используйте, к примеру, таймер на мобильном телефоне или часы. Постепенно наращивайте время концентрации на одной теме. К примеру, если ребенок читает сказку, дайте ему сначала 5 минут, после сигнала пусть отдыхает столько же, а следующий период чтения путь продлится 6 минут.

4. Для повышения концентрации важно подкреплять уверенность ребенка в том, что у него все получается не хуже, чем у сверстников. Для этого важно никогда не сравнивать его с другими детьми и отмечать каждый результат похвалой.

5. Старайтесь предотвращать конфликты, связанные с требованиями. Медлительные дети нуждаются в правильной мотивации, а не в системе наказаний. На практике это не сложно. К примеру, если ребенок долго собирается по утрам, будите его на 15 минут раньше.

6. Задача родителя – правильное взаимодействие с ребенком. Дайте ему возможность почувствовать, что он не один в своих трудностях, не позволяйте ему выполнять сложную работу самостоятельно до тех пор, пока не научится.

7. Поощряйте обмен мнениями, в процессе обучения задавайте ребенку вопросы, которые будут пробуждать его любопытство и удерживать внимание на теме.

8. Содействуйте повышению концентрации внимания. Если ребенок легко отвлекается, создайте такие условия для обучающего процесса, где будет минимум отвлекающих факторов.

9. Хвалите и подбадривайте ребенка, взращивайте его уверенность, поощряйте каждый даже небольшой шаг в развитии. Стимулируйте его похвалой к проявлению инициатив.

10. Обязательно сотрудничайте с педагогами вашего учебного заведения, рассказывайте им об успехах и особенностях. Воспроизводите дома те методы обучения, которые работали в классе, группе.

Зная особенности коррекционной развивающей работы, можно адаптировать обучающий и воспитательный процесс под особенности и потребности ребенка. Благодаря правильному подходу и совместным усилиям родителей и педагогов, ребенок сможет выйти на нужный уровень успеваемости, и не будет отставать от сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения дошкольника игре на гитаре

Шестиструнная гитара в нашей стране завоёвывает всё большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться хорошо играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительн...

Логопедические игры на кухне. Советы родителям.

Не секрет, что значительную часть времени вы  проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас....

Статья "Как подготовить ребенка к обучению грамоте: игры и задания"

Для подготовки ребенка-дошкольника к обучению грамоте, а, следовательно, к успешному обучению в школе, необходимо уделить должное внимание развитию такого навыка, как навык звукового анализа и синтеза...

Адаптация ребенка 3-х лет в детском саду: советы родителям...

Только в детском коллективе малыш может приобрести первые коммуникативные навыки. И сколько бы у него не было друзей на детской площадке, отдавать ребенка в детский сад нужно – там за его спиной...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Увлечение ребенка может в будущем стать его профессией» советы родителям детей дошкольного возраста

Советы родителям детей дошкольного возраста обращать внимание на увлечения ребенка, чтобы развивать его способности....

Буклет для родителей "Ребенок дерется в детском саду. Что делать?". Советы родителям.

Агрессия в какой-то период развития детей является для них одним из способов показать то, что им необходима помощь. Цель родителей – разобраться и определить, в чём именно ребёнку нужна помощь. В букл...

Памятка для родителей о возрастных особенностях развития речи 5-6 лет Советы родителям!!!!

Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его....