Консультация для родителей "Обучение грамоте. Советы логопеда"
консультация (подготовительная группа)

Абдусаламова Галина Геннадьевна

Консультация даёт краткий теоретический и практический материал по обучению дошкольников основам грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote._sovety_logopeda.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Обучение грамоте. Советы логопеда.»

Обучение грамоте– ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

А практические знания, умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.

Всё, что мы говорим, читаем, пишем – речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки бывают – гласные, согласные.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные: Я, Ю, Е, Ё,которые обозначают  один звук, если стоят после согласных, а именно [а], [у], [э], [о],  в других случаях – два звука:Я – [йа], Ю – [йу], Е – [йэ], Ё – [йо].

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (ел, ёлка, юла, яма,);

2. После гласных (моет, поёт, лают, маяк); 

3. После букв Ь Ъ (вьюнок, объезд)

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем,что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Закрываем уши двумя ладошками, произносим звук, определяем, что мы слышим во время произнесения звука: «шёпот» или «звон». Если слышим «шёпот», звук – глухой, а если «звон»  –  звонкий.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ;

Звонкие звуки: Г, Б, З, Д, В, Ж, М, Н, Л, Р, Й;

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «люк»  слышится мягкий согласный звук [л'], а в слове «лук» – твёрдый согласный звук [л]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [л'].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове «перерыв» при произношении второго согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении третьего согласного звука [р].

Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).

Мягкий знак и твёрдый знак – буквы, а не звуки!!!

Согласные звуки будут  твёрдыми, если за ними следуют  гласные (а, о, у, ы, э) или согласные.

В русском языке всегда мягкие согласные (независимо от следующей буквы): Ч, Щ, Й;

Всегда твёрдые согласные (независимо от следующей буквы): Ж, Ш, Ц.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем, читаем).

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы. 

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

-написать букву в воздухе, на столе;

-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

-выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;

-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

-вылепить из пластилина, теста;

-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

-выбрать (подчеркнуть, обвести) нужную букву в тексте.

                               

Игры со звуками

                                             

  «Поймай звук»

Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.  «Хлопни, если услышишь  звук [А]» Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным. Сначала произносим изолированные звуки, затем слоги, затем ищем названный звук в словах.     

 «Путешествие по комнате»

1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.

2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определённого цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него. 

«Узнай звук»

 Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем. Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. 

 «Определи позицию звука в слове» 

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится заданный звук в слове (в начале, середине, в конце). 

Тумба, молоток, плакат.

«Светофор»

Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» заданного звука. Можно дать ребёнку синий и зелёный предметы (кружки, квадраты, флажки, карандаши). Ребёнок поднимает синий предмет, если слышит твёрдый звук и зелёный предмет, если слышит мягкий звук. Например, ищем звуки [п] и [п’]. При произнесении слов папа, паста, пума ребёнок поднимает синий предмет, а при произнесении слов петух, печка, пюре поднимает зелёный предмет.

После того, как ребёнок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть – определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д.


Что же должен знать ребёнок к семи годам, что бы быть успешным в школе?

• Знать все буквы алфавита.

• Уметь читать слоги, слова, предложения и небольшие тексты по

слогам.

• Писать слова под диктовку, списывать печатными буквами.

• Понимать прочитанное и уметь пересказать.

• Уметь составить из букв и слогов слова.

• Уметь разгадывать простейшие ребусы и кроссворды.

• Отвечать на вопросы развёрнутым предложением.

• Использовать в речи синонимы, однокоренные слова, омонимы,

правильно образовывать новые слова. (У тебя сегодня отличное

настроение. У тебя сегодня приподнятое настроение.)

• Ориентироваться на листе бумаги, видеть клетку и строчку. (Записывать

букву в строчку или в клетку).

• Правильно держать карандаш, ручку, сидеть за столом.

Советы логопеда:

- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.

У вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пять советов логопеда"

Материал для работы с родителями...

Советы логопеда: "Что полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте".

Советы логопеда:Что полезно знать  родителям,готовящимся обучать дошкольника грамоте.Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. ...

Консультация для родителей "10 советов логопеда"

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...

Консультация для родителей "10 советов логопеда"

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...

Консультация для родителей "7 советов логопеда", февраль 2022

В консультации говорится о возрастных особенностях речевого развития детей....

Консультация для родителей "Новогодние советы логопеда"

Игры для развития речи в Новгодние праздники...