влияние пения на развитие личностных качеств дошкольника
методическая разработка (старшая группа)

Губко Екатерина Олеговна

влияние пения на развитие личностных качеств дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

              Губко Е.О.

                                                          МБДОУ г. Иркутска детский сад № 97

План.

Введение

1. Проявление музыкальности в раннем детстве.

1.1 Пение – как средство всестороннего развития ребенка

1.2. Пение – как средство развития личностных качеств ребенка.

2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие.

Введение

 

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

В.Г. Белинский

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь. Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными. Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А, песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Дети постарше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске .Складываются такие музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению. Основным генетическим источником влияния детского музыкального творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свои фантазии. Процесс влияния музыки на формирование личности дошкольников тесно взаимосвязано с процессом обучения дошкольников. Он носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.

1. Проявление музыкальности в раннем детстве.

Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение песни, сопереживать всему, о чем поется в песне, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ песни.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, при разучивании мелодии песни различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковые, протяжный характер запева, припева, энергичный).

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к песне. Исполняя песню, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении.

1.1. Пение – как средство всестороннего развития ребенка.

       В отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Песенным началом российской музыкальной культуры: все народные праздники, обряды, все церковные богослужения сопровождались пением. Поэтому пение самый массовый вид народного исполнительства. Певческий голос сравним с музыкальным инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения. Коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду создан вокальный кружок «Весёлые нотки», где дети старшей и подготовительной к школе группы могут посещать его. Именно здесь происходит углубленное знакомство с навыком пения.

    Пение является своеобразным «тренером» мозга. То есть, во время пения бывает задействован весь мозг, происходит объединение деятельности его полушарий. При пении активно и объединенно работают речевой, языковой и зрительный компоненты развития интеллекта.   

Во время разучивания какой либо песни многократно повторяется литературный текст, голос воспроизводит вокальную линию. Это в значительной степени формирует предпосылки хорошей речи у детей. Таким образом, с помощью вокальной деятельности формируется не только певческие, но и совершенствуются речевые навыки каждого ребенка.

Благотворна вокальная работа и для тренировки памяти. Овладевая большим объемом музыкального материала, открывает новые, дополнительные кладовые памяти, способствует ее углублению и обогащению.

При пении так же развивается и фонематический слух, способности улавливать мельчайшие особенности произношения гласных и согласных звуков. Одновременно пение тренирует работу всех органов внутренней и внешней речевой артикуляции, повышает разборчивость речи и речевую технику.

Говоря о воздействии пения на развитие интеллекта поющих, необходимо упомянуть и о его влиянии на возрастание способностей детей. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Природные задатки ребенка – это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих – художественных, музыкальных, графических, литературных и других.

1.2. Пение – как средство развития личностных качеств ребенка.

     Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. 

По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. Формирование музыкальных и творческих способностей неразрывно связано с умственными процессами.

Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов. С помощью голоса – «инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать.

Перед нами стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью мы подбираем репертуар для слушания, и для разучивания, используем народные песни, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью. Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детейспособствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.  Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее.

Эстетическое воспитание направлено на развитие творческих способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохоетворчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

2. Влияние пения на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие.

       Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир. Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника.

    Дети исполняют песни, воспитывающие доброту  и  внимание   (это песни о животных, птицах, игрушках),   чувство товарищества (песни о дружбе),  чувство любви и нежности к самым родным людям (песни  о маме, бабушке).

 Во время  пения происходит  выражение телесных чувств  - удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма грудной клетки во время процесса пения и расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение.

 Можно сделать вывод, что пение  как часть  музыкотерапии на музыкальных занятиях помогает становлению характера, правильных норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, способствует формированию  положительных нравственных качеств личности и эстетического отношения к окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию, лепке, аппликации, к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность – «это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для...