Главные вкладки

    «Развитие личностных качеств дошкольника посредством театрализованной деятельности»
    проект (старшая группа) на тему

    Яковенко Алина Алексеевна

    Конкурсная работа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx45.31 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                Проект  

    «Развитие личностных качеств дошкольника посредством театрализованной деятельности»

       «Воспитатель, который не сковывает,

    а освобождает, не подавляет,

    а возносит, не комкает, а формирует,

    не диктует, а  учит не требует,

     а спрашивает, переживает

    вместе с ребенком

                много вдохновенных минут…

    Я. Корчак»

    Актуальность.

    Почему именно театрализованная деятельность?

    Знакомясь с  ФГОС ДО трудно не заметить, какое большое значение уделяется социально - коммуникативному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный  на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

      В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной, но одной из самых важных.

      В настоящий период изменений социально – политических и социально – экономических условий жизни всё острее проявляется дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания, а так же утраченности патриотических чувств уважительного отношения к старшему поколению.

    Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Поэтому мы  призваны обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

     Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

    В Концепции дошкольного воспитания в разделах «Охрана и укрепление здоровья детей» и «Возрастной подход в воспитании» отмечена важность эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста и сохранение психологического благополучия и здоровья дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Социальный заказ общества отражает «социальный» портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, в частности такие интегративные качества как: эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением.

    Исследованиями развития эмоционально-личностной сферы детей-дошкольников занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже. Те стадиальные изменения в психическом развитии, которые происходят на протяжении детства, необходимо связаны, как справедливо указывал Л. С. Выготский с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребенка. Вместе с тем изучение генезиса человеческих эмоций имеет и весьма важное психолого-педагогическое значение, ибо воспитание детей предполагает не только их обучение определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего задачам, нравственным нормам, что отражается на общем благополучии ребенка.

    А. В. Запорожец считает, что эмоция - это особая форма отражения действительности, при посредстве которой осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.

    Леонтьев А. Н. считает, что эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его психические функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом психологического развития детей дошкольного возраста. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. (А. Н. Леонтьев, 1980).

    Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой  (1995—2001). Сопровождение - помощь субъекту в развитии и формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы..  

    Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы  различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально-личностные задачи. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе театрализованной деятельности происходит  формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.     Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают развивать, дозировать и регулировать коммуникабельность, умение вести себя  в условиях социального окружения. 

    Цель проекта:  формирование социального поведения ребенка через театральную деятельность.  

    Основными задачами проекта являются: 

    1. Добиться свободного общения между детьми.

    2.Активизировать познавательные интересы детей, расширить горизонты познаний;

    3. Создать комплексную систему оказания помощи ребенку в решении актуальных задач развития личности, нарушений эмоциональной сферы, сохранения психологического здоровья.

    4. Заинтересовать родителей в необходимости сотрудничества, но не только в приобретении, изготовлении разных видов театра и костюмов, а также в отношении развития личностных качеств детей.

    5.Выявить эффективность комплексной системы личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

    Участники проекта: воспитатели, обучающиеся старшей группы «Солнышко», специалисты МБДОУ: психолог, музыкальный руководитель, театральный руководитель,  родители.

    При этом важно учесть принципы:

    • 1.Принцип развития индивидуальности каждого ребенка .
    • Деятельности подхода должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе работы ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
    • 2.Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой  личности.
    •  Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта,   т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение быть самостоятельным. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в   ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих саморазвитию.
    •  3. Принцип деятельностной основы занятий.
    • Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)  активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение  в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
    • 4. Принцип реальности и практического применения.
    •   Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку, как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,  работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
    • 5. Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.
    • 6. Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встреча с артистами, наблюдения в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем.)
    • 7. Комплексности работы – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей. Уважение к личности каждого ребенка.

    Ожидаемый результат:                    

    • Сформирован навык использования разных форм взаимодействия между детьми: ребенок –ребенок, ребенок –взрослый.
    • Сформирована диалогическая речь;
    • Сформировано умение импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов в зоне ближайшего развития;
    • Развито представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
    • сформированность личностной сферы обучающихся.

    -  формирование адекватной самооценки каждого ребенка, позитивных  черт характера, способствующих взаимопониманию в процессе общения ребенок-ребенок, ребенок-взрослый;

    • повышение у старших дошкольников способности к совместным позитивным действиям в быту и игровой деятельности.

     Условия реализации проекта

    1.Продолжать создавать  условия (наличие материально-технических средств) для удовлетворения потребности детей в эмоциональном самовыражении.

    • 2.Активное сотрудничество с семьей и социумом для реализации эффективных форм развития личности
    • 3. Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту

    • Тип проекта: творческий
    • Сроки проекта: сентябрь2015 г.-  май 2016 г.

            

    • В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
    • Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с МБДОУ
    • Недостаточное финансовое обеспечение
    • Потерю интереса и желаний детей

    • Инновационные изменения:- развитие психических процессов

    План по реализации проекта

    п/п

    Этап проекта

    Исполнитель

    Сроки реализации

    1 Подготовительный этап

    Цель: выявление проблем у обучающихся по данной теме.

    Проведение диагностики.

    Воспитатель

    Педагог-психолог

    1.1

    Привлечение внимания родителей специалистов МБДОУ к проблеме эмоционально-личностного выражения обучающихся.

    воспитатель

    Сентябрь 2015

    1.2

    Изучение литературы и методического материала по данной проблеме

    Психолог

    Воспитатель

    Сентябрь2015г

    1.3

    Разработка проекта

    Воспитатель

    Педагог-психолог

    Руководитель театрального кружка

    Муз. рук

    сентябрь 2015г

    1.4

    Приобретение   и изготовление необходимой атрибутики оборудования для реализации проекта

    Воспитатель

    родители

    октябрь 2015г

    2 Проектировочный этап

    Цель: создание и разработка  практических материалов

    2.1

    Составление планов работы с детьми, родителями, специалистами МБДОУ

    воспитатель

    Октябрь 2015

    2.2

    Разработка содержания совместной деятельности, перечисленной в плане п. 2.1

    воспитатель

    Октябрь 2015

    2.3

    Создание различных картотек, Обновление и создание карточек с изображением пиктограмм.

    Воспитатель

    Октябрь 2015

    2.4

    Отбор содержания психологических, развивающих игр и упражнений, психологических этюдов и пр.

    психолог

    Октябрь 2015

    2.5

    Систематизация и классификация психологических игр и упражнений (5-го - 7-го года жизни) по акцентным задачам развития

    психолог

    Октябрь 2015

    3 Внедренческий этап

    Цель: сбалансировать,

    развить выбор инициативы.

    3.1

    Показ настольного театра для младших дошкольников «Заюшкина избушка»

    Воспитател                                                                                                                                                                                ь

    Октябрь2015

    3.2

    В рамках проведения осеннего утренника показ театрализованной постановки «В гостях у пугало»

    Воспитатель

    Муз.рук.

    ноябрь

    3.3

    В рамках проведения развлечения ко Дню Матери показ мини- сценки «Три мамы»

    воспитатель

    ноябрь

    3.4

    Разыгрывание басни «Лиса и журавль»

    Воспитатель

    декабрь

    3.5

    Драматизация сказки «Красная шапочка»

    Воспитатель

    декабрь

    3.6

    Разыгрывание сценки в новогоднем утреннике «В поисках снежиники»

    Воспитатель

    Муз. рук

    декабрь

    3.7

    Драматизация сказки «Репка» на новый лад

    Воспитатель

    Театр. Рук.

    январь

    3.8

    Разыгрывание сценки « Вершки корешки»

    Воспитатель

    февраль

    3.9

    Участие  в мероприятии посвященному «Дню защитника отечества» разыгрывание сценки «Военные учения»

    Воспитатель

    Муз рук

    Театр рук.

    февраль

    4.0

    В рамках проведения утренника «8 марта» разыгрывание сценки « Ушки –неслушки»

    Воспитатель

    Муз рук

    Театр рук.

    Март

    4.1

    Театрализованная постановка сказки «Колосок»

    Воспитатель

    Муз рук

    Театр рук.

    Март

    4.2

    В рамках празднования дня космонавтики разыгрывание сценки «Миша-Маша-Звездочет»

    Воспитатель

    Муз рук

    Театр рук.

    Апрель

    4.3

    Итоговое мероприятие  Развлечение

    «В гости к сказкам К. И. Чуковского»

    Воспитатель

    Муз рук

    Театр рук.

    Апрель

    4 Результативный этап

    Цель: анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов

    Распространение опыта

    Воспитатель

    Театр. рук

    Муз. Рук.

    психолог

    4.1

    . Диагностика детей по данной теме.

    Психолог

    Воспитатель

    Апрель

    Май

    4.2

    Итоговый показ

    Воспитатель

    Театр. рук

    Муз. Рук.

    4.3

    Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами, теоретическое осмысление полученных результатов с выходом на перспективу дальнейшей работы.

    Воспитатель

    психолог

    Май

    4.4

    Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

    Воспитатель

    Май

    • Вывод: Отслеживая, анализируя  инициативы обучающихся, я сделала следующий вывод о том, что дети которые, нуждались в повышении самооценки и самоутверждении имеют определенный прогресс. В среднем  количество выбора инициатив увеличилось от 0 до 4. И наоборот обучающиеся нуждающиеся в необходимом сдерживании  своих эмоций,  так же имеют свои результаты. Более точный и подробный результат можно будет получить по итогам проведенной диагностики.

    Нормативно-правовое обеспечение:

    • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; от 29.12.2012-Ростов на Дону: Легион 2013г
    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М: Уц Перспектива 2014г
    • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года). – М.: УЦ «Перспектива», 2014;
    •  Примерная Образовательная Программа «Детство» под редакцией, Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцева

     научно- методическое:

    •  Н.Ф. Сорокина программа « Театр-творчество -дети» М.: Просвещение, 1995

    • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
    •  Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
    • Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
    • Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
    • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.ъ
    • Шипицына Л.М., Защиринская  О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения, развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет), Санкт-Петербург, 1998 г.
    • . Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПБ. ; Речь, 2007
    • . Маралов В. Г. Фралова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников, - М. :- ТЦ Сфера, 2008.-
    • . Сакович Н. А. Практика сказкотерапии:- СПБ. : Речь, 2004.
    • . Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. :ТЦ Сфера, 2003
    • . Стишенок И. В. Сказка в тренинге- СПБ. : Речь, 2005.
    • . Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. : Академия развития, 1997.
    • . Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М., 1999 г.
    •  Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995

    материально- техническое обеспечение:

    1.Принадлежности для продуктивной деятельности: куклы с выражением разных эмоциональных состояний, маски, шапочки для перевоплощения в того или иного героя, игрушки для творческого самовыражения и освобождения эмоций, альбомы с фотографиями и др.;

    2. Разные виды театра

    3. Мультимедийное оборудование.

    4.CD-записи с разнохарактерной музыкой

    5. Ширмы двух видов.

    6. Картотеки этюдов и игр.

    Технический материал:

    • цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы;
    • анкетные бланки, бланки опросников;
    • печатные материалы.
    • Все занятия по театрализованной деятельности выстроили по одной схеме:
    • − введение в тему, создание эмоционального настроения;
    • − реализация творческого потенциала воспитателем и ребенком;
    • − эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
    • Разработали и использовали в своей работе ряд разнообразных методов и приемов:
    • − выбор детьми роли по желанию;
    • − назначение на главные роли наиболее робких детей;
    • − распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
    • − проигрывание ролей в парах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

    Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

    «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

    В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

    Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

    презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

    Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

    В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...

    Деловая игра "Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность"

    Деловая игра "Развитие личностных качеств дошкольника через игровую деятельность". Цель: Актуализировать знания педагогов и повысить педдагогическую компетентность по организации театрализованной деят...