Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологий
консультация (старшая группа)

Григорьева Елена Викторовна

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест- технологии»

Автор:  Григорьева Е.В. – воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка»

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей  для раскрытия способностей, склонностей. Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. 

Личностные качества дошкольников:

1 Инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.

2 Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру,

положительное отношение к себе и к другим.

3 Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

4 Способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

5 Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

6 Способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен,

самостоятелен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.

Задача педагога — создать условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

В этом может помочь квест-технология, которая является эффективным средством личностного развития. Данная технология воздействует на ребёнка комплексно и даёт возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания, обеспечивает связь теории с практикой.  

Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево).

Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.

В содержании сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети согласно психолого-возрастным особенностям, не могут.

Задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; т.е. не так что тут мы отгадаем загадку, а тут вспомним поговорку. Все задачи должны соответствовать сюжету. Например, если дети уберут мусор из «водоема», то они смогут по реке доплыть до лаборатории где нужно отличить воду от другой жидкости, проведя опыты с водой. Или для того, чтобы знать куда идти дальше нужно собрать пазл, который покажет героя, к которому можно обратиться за помощью.

Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря.

Квесты можно разрабатывать по всем областям развития дошкольников: речевой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической.

В квесте доминируют различные игры: дидактические игры, игры-задания, игровые ситуации, игры-викторины, игры-соревнования. Новый материал также включается при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации.

Использование разнообразных игр позволяет поддерживать интерес и мотивацию дошкольников на протяжении всего квеста. Благодаря играм дети наиболее эффективно применяют имеющиеся знания, у них развивается уверенность и самостоятельность.

В нашей группе  в соответствии с возрастом воспитанников были разработаны и проведены следующие квест-игры:

Квест ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ

Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

Задачи:

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой;                                                           Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).  

Остановками экологической тропы являются: 1. «Берёзка» 2. «Елочки – красавицы» 3. «Веселый скворечник» 4. «Зеленая аптека» 5. «В гостях у сказки» 6. «Метеостанция»

Квест «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЦВЕТОЧНУЮ ПОЛЯНУ»

Цель: закрепления представлений детей о полевых цветах Тамбовской области и их свойствах.

Задачи:  развивать познавательный интерес;                                  физические способности (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психические качества (воля, целеустремленность, самоконтроль);                                                     воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

Материал: письмо, план — карта, надувные шары с записками внутри, кочки, конверт с загадками, карточки с садовыми и полевыми цветами, дидактическая игра разрезные картинки «Полевой цветок», раскраски «полевые цветы», музыка Шопена «Вальс цветов», клей, ватман. Цветик – семицветик.

Квест-игра по ПДД «Десять записок безопасности»

Цель: пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру.

Задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках, о назначении светофора и его сигналах, закрепить знания детей по правилам безопасного поведения в окружающем мире; развивать мышление, внимание, память, речевую активность, продолжить формирование интереса к изучению правил дорожного движения посредством игр. Предварительная работа: проведение занятия по изучению ПДД, дорожных знаков; проведение сюжетно-ролевой «Пешеходы и водители».

 Квест «Наши пернатые друзья». 

Отправляясь на поиски домика, для скворца, дети удивили  их  своими знаниями о  разнообразии птиц, обитающих в наших краях, тем, с какой легкостью они отличают клеста от дрозда, почему эту птицу называют поползень и т.д.  А вот скворец – очень  полезная птица, которая из года в год,  живёт там, где живёт человек. Селится с его домом рядом, следит за его полем, садом – очищает от вредных букашек, поедает бабочек, жучков.  Из собранных на участке веточек, перьев и клочков пакли, построили  гнезда для птиц, т.к. именно в теплом уютном гнездышке, согревая яйца своим теплом,  птицы высиживают птенцов. Получая пазлы, в конце приключенческой игры создали образ скворечника. 

Квест «Кому нужны деревья в лесу».  

Полученное письмо от жителей леса о  том, что лес, в котором они живут, вырубается, люди его загрязняют, устраивают  пожары, из-за этого «теперь белочка без  домика, птица без гнезда и ежику негде укрыться от знойного солнца…», мотивировало детей  отправиться   на помощь животным. За каждое доброе дело,  дети получали  «дерево» для  леса и  как результат, у  детей сформировались  представления о том, что дерево может быть домом  животным, птицам, насекомым, а еще  приносит большую пользу для человека. В конце игры, благодаря усилиям команды спасателей, лес посажен. Но дети  усвоили представление о том, что от безжалостных действий человека погибает лес и его обитатели.

Таким образом, квест-технология является инновационной формой взаимодействия педагога с детьми и позволяет значительно расширить рамки образовательного процесса для развития личностных качеств воспитанников.

Литература: 

Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]/

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностного ориентированного образования [Текст]/ Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 2000. -355с.

Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. – М., 2005.

Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. [Текст] / О.В. Дыбина. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе....

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест – технологии.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс. Предложенный материал поможет восп...

Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения музыкальных игр в образовательной деятельности.

         Труд педагога всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в середине очень стремительного 21 века. Им со...

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии.

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест - технологии....

Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии.

На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста....