Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе "
консультация

Цель: повышение компетентности родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе?»

Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье.

Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей». Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе.

Если у ребенка хорошо развита речь, то есть он в принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, это еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность - важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной жизни. Например, в. ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной конкретной ситуации успешно общаться.

Оказывается, что для того, чтобы речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни, необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильностью, развитием воли (с умением преодолеть свою неуверенность, страх), должна быть также сформирована потребность выражать свои мысли и чувства.

 Или другой пример. У человека в принципе хорошо развита речь. Он понимает то, что ему говорят, и может адекватно и понятно выражать свои Мысли. Но, тем не менее, он не является «общительным человеком», не создает в коллективе атмосферу непринужденного общения, «не любит» общаться, не интересуется другими людьми. Открытость, склонность к общению, интерес к другим людям — вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и ясно формулировать свои мысли) коммуникативной компетентности, являющиеся залогом успешной коммуникации в жизни.

Ясно, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, Значит, он готов к школе и т.п.

 Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены. Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни.

Если мы вспомним требования, предъявляемые к ребенку школьной жизнью, и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать ребенок, то их можно разделить на четыре большие группы.

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, позволяющих ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе.

Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними — важная составная часть эмоциональной компетентности. Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними — еще одна сторона эмоциональной компетентности.

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление в многообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их.

 В жизни любой социальной группы есть конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить детей другим, конструктивным моделям разрешения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать разрешения конфликтов, привлекать третьих лиц.

Способность конструктивно разрешать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.

Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребенка к школе.

Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними — важная составная часть моторной готовности ребенка к школе.

Когнитивная готовность к школе, которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль. Важно, чтобы ребенок мог некоторое время концентрироваться на какой- либо задаче и выполнять ее. Это не так-то просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого различного рода. Это шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какие-либо отвлекающие события.

Поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребенка, если он может в течение 15-20 минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу, не утомляясь.

Таким образом, рекомендации для родителей, будущих первоклассников:

  1. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  2. Выделите ребенку место для занятий.
  3. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.
  4. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.
  5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
  6. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
  7. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему необходима ваша помощь и поддержка.
  8. Не пропускайте первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Первый класс, или как подготовить ребенка к школе"

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкол...

Консультация для родителей «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе».

В консультации рассказывается, как родителям подготовить ребенка к школе. От того, насколько семья сможет понять особенность нового статуса ребенка и оказать ему  поддержку, во многом зависит усп...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.

В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...