Мастер – класс для родителей: «Играя, учим говорить».
материал (старшая группа)

Труфанова Наталья Викторовна

Уважаемые родители, я рада всех вас видеть, спасибо, что нашли время для встречи.

Хочу начать со слов Сесиль Лупан. Она не работала в детском саду или школе, а лишь воспитывала своих двоих дочерей, и, тем не менее, её методики стали очень популярны.

     «Нужно помнить, что дети больше  всего любят учиться, даже больше,  чем есть конфеты; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был  «недокормлен» и вставал из-за   «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «ещё».

                                                                                                         Сесиль Лупан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-k.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей: «Играя, учим говорить».

Уважаемые родители, я рада всех вас видеть, спасибо, что нашли время для встречи.

Хочу начать со слов Сесиль Лупан. Она не работала в детском саду или школе, а лишь воспитывала своих двоих дочерей, и, тем не менее, её методики стали очень популярны.

«Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «ещё».

Сесиль Лупан.

Ваш малыш сейчас все "хватает на лету". Пользуйтесь этим, и старайтесь каждую свободную минуту, ненавязчиво посвящать обучению. Если у вас в запасе все выходные, можно столько успеть! А ваша любовь и смекалка будут хорошим подспорьем.

Старайтесь не просто проводить время с малышом. Активно интересуйтесь тем, о чем он думает, о чем мечтает, с кем дружит, что творится в его маленькой душе. Сейчас ваш ребенок смотрит на вас снизу вверх и вы для него главный авторитет. Малыш быстро растет и это волшебное время продлится совсем недолго. Пойдет в школу - авторитетом станет учитель, а позже - сверстник. Если вы сумеете сейчас установить душевный контакт со своим ребенком и стать для него настоящим другом, в дальнейшем, это поможет вам обоим избежать множества проблем переходного и более старшего возраста.

  • Объясняйте ребенку все, что он делает, видит, слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п.
  • Рассказывайте короткие истории. Придумайте, например, историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него – в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов, и т.п.

  • В детской речи часто появляются словечки, которые надолго остаются в семейном словаре. Если вы ввели какое-то искаженное детское слово в домашнюю речь, то, употребляя его, надо дать понять, что оно произносится неправильно (можно подмигнуть). И при этом следует спросить ребенка: «А по-настоящему как нужно сказать?» Ребенок будет счастлив ответить вам верно. Кроме того, это послужит стимулом для придумывания различных игр со словами, что само по себе является прекрасной тренировкой ума.

Вы прекрасно понимаете, что ребенку нужно знакомиться с поэзией, начиная с простейших жанров, таких как песенки, считалки, потешки, постепенно переходите к более сложным.

  • Начинать надо с басен о животных, которые как бы обращены к детям. Кроме того, в них немаловажную роль играет мораль: в определенном возрасте дети бесконечно пробуют, «до каких пор можно доходить в своих поступках», а эти маленькие нравоучения позволяют им определить предел, пусть даже ещё неосознанно. Изучение басен закладывает не только основы нравственности, но и создаёт базу для накапливания интеллектуальных знаний.
  • Как выучить с ребенком басню? Сначала вы сами заучивайте ее наизусть и делаете к ней рисунки, не требующие особого таланта, т.к. они просто отражают развитие сюжета. Затем выберите момент, когда вы в хорошем настроении и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему «Ворону и Лисицу» как можно более выразительно. Не стесняйтесь прибегать к театральным эффектам. Ваш малыш – самая лучшая для этого аудитория. Разрешайте себе любую напыщенность и преувеличения, которые вы обычно не допускаете. Если ребенку это понравится, возьмите рисунки, разложите их по порядку и расскажите басню как сказку. Затем вернитесь к тексту басни и объясните сложные для ребенка выражения.

Басню нужно рассказывать ребенку раз в день и объяснять её.

Некоторые дети могут понять всю басню сразу, а некоторые всего

лишь несколько строк. Не спешите!

Когда ребенок познакомится с короткими баснями, переходите к

более длинным. Вы можете сделать книжку, разделив басню на

отрывки, и к каждому подготовить рисунок.

Вводите выражения из басен в повседневную жизнь. Когда ребенок

будет слушать пение птиц, напомните уму: «…при красоте такой и

петь ты мастерица…». Сравните тщеславие мачехи из сказки о

Белоснежке с тщеславием Вороны.

Будет очень хорошо, если вы, устав от дневных забот, просто почитаете малышу сказку. Выразительно чтение, чтение в лицах - хороший способ наладить эмоциональный контакт с ребенком. Дети быстро запоминают текст любимой сказки и с удовольствием произносят на память монолог любимого персонажа. Не старайтесь каждый раз читать малышу новую книжку. Особенность психики малыша такова, что он с самозабвением готов слушать одну и ту же сказку подряд, или "засматривать до дыр" полюбившийся мультик. Это совершенно нормальное явление.
Расширение словарного запаса ребенка должно стать повседневной

задачей. Следите за своей речью, избегайте жаргонных и вульгарных

слов, выражайте свои мысли чётко и ясно. В то же время не забывай-

те о просторечном говоре. Если ребенок с детства будет слышать не

только литературную речь, это даст ему реальное и более полное

ощущение языка.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

А начнем, пожалуй, с развития речевого дыхания.

Фокусник

А сейчас мы фокусники, небольшой кусочек ваты располагаем на кончике носа, язык положить на верхнюю губу и подуть. Вата должна взлететь вертикально.

А еще можно провести соревнования в семье, кто дальше сдвинет пробку дыханием.

Вы заняты приготовлением ужина, ребенок, как всегда рядом, предложите перебрать крупы: рис, гречку, пшено, все это способствует развитию мелкой моторики.

Вспомните все «Вкусные» слова и «угостите» ими друг друга. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Веселый человечек»

Шел веселый человечек и сказал 5 (3-10) кислых (сладких, соленых, горьких) словечек:…

Чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

«Горох»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроим там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль»

В ведре не сахар и не соль,

А разноцветная фасоль.
На дне игрушки,

Для маленькой Танюшки, (Катюшки, Андрюшки и т.д.)

Ваш ребенок не проговаривает «Р», возьмите за правило играть в «Рифмы»

Ри-ри-ри- прилетели…

Рень-рень-рень- зацвела в саду…

Рец-рец-рец- вот зеленый …

Арь-арь-арь- к тренеру идет…

Ерь-ерь- ерь- открывает Варя…

А теперь игры на обогащение словаря.

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

-Кошка, бывает какая?

-Пушистая, ласковая, разноцветная...

-Что еще бывает разноцветным?

-Радуга, платье, телевизор...

-Каким еще может быть платье?

-Шелковым, новым, прямым...

-Что еще может быть прямым?

-Линия, дорога, взгляд... и т.д.

«По дороге из детского сада»

«Я заметил»- давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы походим, а еще обязательно укажем, какие они: вот почтовый ящик – он…, вот забор, он…, вот дорога, он…

«Волшебные очки» Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их одеваешь, все становится зеленым (синим, красным…), посмотри вокруг и скажи, каким все стало…Скажи: зеленые руки…»

«Перепутаница» Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться :

(раздаются карточки со словами):

редево, сонок, рокова, силовепед, посаги, лекосо, ловосы, босака и т.д.

«Упрямые слова» расскажите ребенку, что есть на свете упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, пальто, какао, кино, пианино, радио и т.д.) –Я надеваю теплое пальто. У Маши красивое пальто. Следите за тем, чтобы ребенок не изменял слова в предложениях- ответах.

На улице дождливо, ваш ребенок скучает, поиграйте всей семьей.

  • Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории.
  • Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя.
  • Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя.
  • Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать.
  • Рассказываем истории. Один начинает рассказывать историю. На середине его прерывают, и следующий должен продолжить рассказ.
    Рассматриваем фотографии. Придумываем и рассказываем истории к фотографиям.
  • Что-то, чего ты не видишь. Загадываем какую-нибудь цветную вещь в комнате. Называем цвет и просим угадать этот предмет.

Разминка.

Поднимаем руки как самолеты при звуке «У»

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день

Хлопаем в ладоши при звуке «О»

Роет землю старый крот, разоряет огород.

Топаем ногой, при звуке «Т»

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять!

Таня любит танцевать.

Итак, как видите, идей много, а средств, для их реализации еще больше. Но, чем бы вы не решились заняться с вашим малышом, сидя дома, помните, что его терпения хватает очень ненадолго. Вы можете рассчитывать на его полностью сосредоточенное внимание на определенном занятии до 10 минут, в зависимости от темперамента ребенка. Далее все зависит от степени его заинтересованности. Если малыш начал зевать, стал рассеянным - перейдите на другой вид деятельности, сменяя подвижные занятия на более спокойные. Для ребенка смена вида деятельности - лучший отдых. Позанимавшись, никогда не забывайте его похвалить, ведь отчасти, все что делают дети - это еще и для того, что бы порадовать своих близких и заслужить от них положительной оценки своего творчества. Живите с улыбкой, ваши дети оценят ее, научатся понимать свою семью, и с теплотой будут вспоминать свое детство.

В заключение хочу сказать, ваше участие, уважаемые родители, в речевом развитии ребенка не должно быть спонтанным и разовым. Если вы устраняетесь, нарушается целостность всей методики, в результате чего страдает ваш ребенок. Помните, только взаимодействие детского сада и семьи поможет полноценному развитию вашего малыша.

Спасибо за внимание.

СОНОК

РЕДЕВО

РОКОВА

СИЛОВЕПЕД

ПОСАГИ

ЛЕКОСО

ЛОВОСЫ

БОСАКА

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять!

Таня любит танцевать.

Ри-ри-ри- прилетели…

Рень-рень-рень- зацвела в саду…

Рец-рец-рец- вот зеленый …

Арь-арь-арь- к тренеру идет…

Ерь-ерь- ерь- открывает Варя…

А теперь игры на обогащение словаря.

«Горох»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроим там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль»

В ведре не сахар и не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки,

Для маленькой Танюшки, (Катюшки, Андрюшки и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Играем вместе,а играя - учимся"

Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать с...

Мастер-класс для родителей "Играя-говори"

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольниковсамостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьныеуроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений поразвитию речи у дете...

Мастер-класс для родителей дошкольников "Учимся играя"

Презентация составлена для проведения родительского собрания в ДОУ.  Представленный материал направлен на создание мотивации у родителей к совместным занятиям с детьми по развитию речи....

Мастер – класс как форма работы с родителями « Играя, учим говорить красиво»

Повышение педагогической культуры родителей и их интерса к жизни детского сада, обмен информации между педагогом и родителями....

мастер-класса для родителей «Играем вместе, а играя — учимся»

Конспект мастер-класса для родителейТема: «Играем вместе, а играя — учимся»...

Мастер – класс для родителей «Играем и красиво говорим»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Мастер - класс для родителей "Играем и красиво говорим"

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....