Семинар – практикум для родителей «Ребенок в современном мире гаджетов. Домашняя игротека компьютерных игр».
методическая разработка

Головинская Марина Валерьевна

Обсуждение проблемы «Влияние гаджетов на здоровье детей». Беседа о видах компьютерных игр и их влиянии на ребенка. Презентация «Виды компьютерных игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красносельская средняя школа, дошкольный уровень образования

Методическая разработка

Семинара – практикума для родителей

«Ребенок в современном мире гаджетов. Домашняя игротека компьютерных игр».

Разработал: Воспитатель

высшей кв.категории

Головинская Марина Валерьевна

Форма проведения: Семинар-практикум

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: родители воспитанников подготовительной к школе группы

План проведения:

I этап. Приветствие

II этап. Обсуждение проблемы «Влияние гаджетов на здоровье детей»

1) Экспресс- опрос «Чем является компьютер для ребенка в вашей семье?».

2) Упражнение: «Где вы стоите?»

3) Правила работы ребенка за компьютером.

4) Тест: «Выявление компьютерной зависимости у ребёнка»,

     Упражнение «10 лепестков»

5) Беседа о видах компьютерных игр и их влиянии на ребенка.

     Презентация «Виды компьютерных игр».

III этап. Практическая часть.

1. Апробация развивающих и обучающих игр на смартфоне родителей.

2. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека».

3. Вручение памятки «Полезные интернет - ресурсы», буклета «Правила работы ребенка за компьютером.

IV. Рефлексия

Цели: Расширение и углубление знаний родителей о проблемах взаимодействия детей с современными гаджетами. Знакомство родителей с условиями, методами использования компьютерных и интернет - игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Задачи:

- Сформировать у родителей представления о значении игр в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей.

- Расширить информационное поле родителей о влиянии гаджетов на здоровье детей.

- Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие интеллектуальных способностей у детей;

- Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей.

Раздаточный материал для родителей: фишки (пуговицы или камешки) в коробочках, ручки, листки бумаги, буклеты .

Ход семинара – практикума:

I этап. Приветствие.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашем зале. Сегодня мы собрались, обсудить актуальную в наше время тему о взаимодействии детей с современными гаджетами и подборе «полезных» компьютерных игр. Во время нашей встречи мы вместе постараемся разобраться: современные гаджеты «добро» или «зло». Какие проблемы могут возникнуть у детей при взаимодействии с современными гаджетами, а в частности с компьютерными играми. Поговорим о компьютерных играх, направленных на развитие ребенка.

 По итогам предварительного анкетирования «Мой ребенок и гаджеты» (приложение) и опрос-интервью с детьми, мы увидели, что дети дома, большую часть времени проводят за играми в компьютере, планшете или телефоне. Предлагаю вам посмотреть и послушать рассуждения детей и узнать, как важно для них иметь дома современные гаджеты. (Прослушивание аудиозаписи детей).

II этап. Обсуждение проблемы «Влияние гаджетов на здоровье детей»

  1. Экспресс- опрос «Чем является компьютер для ребенка в вашей семье?».

Ведущий: У каждого из вас на столах лежат фишки и стоят коробочки с четырьмя надписями:

  • интерактивное средство.
  • универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • способ занять ребенка, отвлечь от баловства.
  •  поощрения.

Ведущий: Предлагаю ответить на вопрос: «Чем является компьютер для ребенка в вашей семье?», положив по одной фишке в ту коробочку, с надписью на которой вы согласны. Можно класть по одной фишке в несколько коробочек.

(родители раскладывают фишки)

Обработка результатов, вывод по экспресс- опросу.

Ведущий: Как мы видим компьютер, планшеты, смартфоны, и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения гаджетов в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с гаджетами? А для этого мы проведем интересное упражнение.

2) Упражнение: «Где вы стоите?»

 Цель: Создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями.

В одной стороне комнаты расположен знак «+», в другой

«-». Ведущий читает утверждения. Те, кто согласен с данным утверждением, встают на ту сторону, где расположен «+», кто не согласен, туда, где «-». Участники должны обосновать свой выбор.

Утверждения:

- Чем позже ребенок в своей жизни познакомится с компьютерными играми, тем лучше;

- Компьютерные игры должны быть способом поощрения за достижения, успехи;

- Ребенка нужно обязательно ограничивать в использовании компьютера;

- Компьютерные игры мешают социализации детей (они не учат общению, а наоборот препятствуют ему);

- В компьютерных играх нет абсолютно ничего плохого.

- Гаджеты вызывают положительный интерес к технике;

- развивают творческие способности;

- полностью захватывают сознание ребенка;

- воспитывают внимательность, сосредоточенность;

-  помогают овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;

- тренируют память, внимание;

- повышают состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни

стало добиться победы;

- содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

-  снижают интеллектуальную активность;

- ухудшают зрение.

Ведущий: «Добро» или «Зло» несут гаджеты нашим детям? Что ж, на сегодняшний день однозначного ответа на этот вопрос никто не даст: одни специалисты считают, что компьютер несет непоправимый вред здоровью и лучше, чтобы дети за ним не проводили свое свободное время. Другие же, напротив, считают, что вред от компьютера, при соблюдении основных правил безопасности ничуть не опаснее, чем любая другая бытовая техника. Но не вызывает разногласий тот факт, что о здоровье ребенка взрослые обязаны подумать еще задолго до того, как он сел за компьютер или взял в руки телефон.

Оказывается, вред для физического здоровья ребенка компьютер представляет тогда, когда ребенок не соблюдает элементарные правила работы за компьютером. В этом вопросе мы, должны проявлять настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств.

3) Правила работы ребенка за компьютером.

Ведущий: Злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности: рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.)

- Сколько  же времени допускается проводить дошкольнику за компьютером?

- Нормы проведения времени ребенком за компьютером без риска для здоровья, при условии 10-15минутного перерыва между играми:

- младше 5лет – не более 10минут;

- 5-7лет – 15-20 минут;

- 7-11лет – 20-30минут;

- 12-14лет – 30-45минут;

- 15-16лет 1-2 часа.

   Если сидеть за столом правильно, делать перерывы в работе, не отказываться от других привычных занятий в пользу компьютерных игр, то ребенок не получит искривление позвоночника, не испортит зрение, не впадет в психологическую зависимость. Следуя простым советам инструкции правильной посадки за компьютером можно предотвратить появление и развитие нарушений здоровья. Разучив эти правила с детьми, и выполняя их вместе, ребенок привыкнет правильно работать за столом, что особенно актуально для дошкольников.

Рекомендации:

1. перед работой за компьютером обязательно сделать разминку. Разминка может быть общая, танцевальная или для глаз.

2. при работе необходимо сидеть расслабленно.

3. чаще менять позу, делать перерыв в работе. Строго соблюдать временные рамки работы за компьютером.

4. пальцы должны быть легкими и расслабленными.

5. забота о зрении при работе за компьютером. Необходимо обеспечить достаточное освещение не только клавиатуры, но и монитора.

6. закончил занятие - сделай разминку.

   Помимо физического благополучия, нельзя выпускать из внимания и психологический аспект. Бесспорно, плохо то, что взрослые порой не знают, какую информацию черпает из компьютера (вернее, из Интернета) их ребенок. Не знают они и то, что компьютер со временем начинает заменять и книги, и спорт, и общение, и родителей, особенно если

последние много работают. В настоящее время появились даже термины «синдром компьютерного стресса» и «компьютерная зависимость».    Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребѐнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с непрерывной компьютерной деятельностью,

чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Важно показать растущему человеку, что компьютерные технологии в первую очередь необходимы для развития, обучения, а не для бессмысленного времяпрепровождения.

4) Тест: «Выявление зависимости у ребёнка».

Цель:  дать психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.                                                                                                                                                                                                                         Ведущий: Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы:

• Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.

• Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?

• Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?

• Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?

• Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

Упражнение «10 лепестков»

Цель: создание условий для выхода от компьютерной зависимости.

Необходимо придумать не менее 10 способов, как отвлечь ребенка от компьютера (внимание к ребенку, объятия, интересные занятия, посещение кружков, театров, парков развлечений, прогулки, поездки загород всей семьей, настольные игры, разговоры по душам и т.д.).

Каждый участник записывает на одном из лепестков  свой способ и прикрепляет к цветку.

5) Беседа о видах компьютерных игр и их влиянии на ребенка. Презентация «Виды компьютерных игр».

- Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

 игры типа «убей их всех»

 игры – приключения

 игры стратегические, в которых требуется принимать решения

 развивающие игры

 обучающие игры

 игры диагностические

 графические, связанные с рисованием, конструированием.

1. Игры типа «убей их всех»

Это игры с воинственными сюжетами, лужами проливаемой крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей. Герои «стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.

2. Игры - стратегии

Формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью

по отношению к окружающим.

3. Игры – приключения

Это игры на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже. Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы.

Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм коре головного мозга, вызывая судороги.

4. Обучающие и развивающие игры. Они очень эмоциональны, сопровождаются ненавязчивой детской мелодией или песней.

При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.

Обобщение: к выбору детской компьютерной игры или программы нужно относиться с особым вниманием, потому что, как показывают исследования психологов в этой области, ребёнок попадает в зависимость от компьютера.

III этап. Практическая часть.

1) Апробация развивающих и обучающих игр на смартфоне родителей.

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам приготовить ваши телефоны.

Вашему вниманию я предлагаю интернет – ресурсы, на которых расположены «Полезные» для детей развивающие игры, аудио спектакли, раскраски, советы родителям и многое другое. Для того чтобы вы смогли усвоить по какому же принципу можно отбирать игры для своего ребенка, мы немного попробуем в них поиграть. Для удобства я раздам вам буклеты с адресами Интернет-ресурсов.

http://www.solnyshko.ee/ - детский развлекательно-познавательный портал "Солнышко", на котором расположены развивающие игры, мультфильмы, сказки, раскраски и полезные материалы ("Почемучка", советы Поварешкина, рассказы о зверятах, уроки хороших манер). Для родителей, ищущих информацию в интернете - масса стихов и загадок, собранных по темам, пословицы.

http://www.lukoshko.net/ - Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. Здесь можно найти русские народные сказки и сказки других народов, рассказы о животных, стихи и песни для детей.

http://www.raskraska.ru/ - Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в черно-белом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно.

http://detstvo.ru/ - Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио.

http://www.danilova.ru/ - Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.

http://www.kindereducation.com/ - "Дошколѐнок". Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку "100 развивающих

и обучающих игр для детей".

http://talant.spb.ru/ - Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей.

http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения. Сайт предлагает статьи, тексты книг и различную информацию о Раннем развитии детей. Имеются тематические подборки о методиках Н.А. Зайцева, Б.П. Никтина, М. Монтессори, Г. Домана, Р.Штайнера, В.П. Тюленева.

http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и развивающие игры для детей, ссылки на другие ресурсы и просто интересной и занимательной информации.

http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah - Альманах "Раннее развитие". Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека. Публикации альманаха затрагивают различные аспекты раннего развития детей и разбиты на разделы, соответствующие различным возрастным группам.

http://azps.ru/baby/index.html - До и после трех. Сайт посвящен дошкольному развитию, в особенности - раннему развитию. Он построен в виде справочника, сборника занятий, в том числе упражнений, которые можно проводить с ребенком, по темам - читаем, думаем, считаем, речь, окружающий мир, двигаемся, компьютер, ИЗО.

http://doshkolnik.ru/ - Дошкольник. Этот сайт - для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык. Много информации для детей: сказки, стихи, умные задачки, познавательные статьи.

http://wunderkinder.narod.ru/ - Вундеркиндер. На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Flash-мультиков и познавательно – развивающих игр. Материалы по русскому языку, математике, чтению, изучению окружающего мира, биологии, истории, рисованию предназначены для обучения детей дома, в садике, в начальной школе.

2. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека»

3. Вручение памятки «Полезные интернет - ресурсы», буклета «Правила работы ребенка за компьютером»

IV. Рефлексия

Ведущий предлагает участникам закончить предложение.

- для меня было важно…

- мне больше всего запомнилось…                                                                                                                                                                                              - сегодня я для себя уяснила…                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»

Одним из немаловажных аспектов развития  детей дошкольников является интеллектуальное развитие.Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса д...

Семинар-практикум для родителей "Домашняя игротека"

В процессе занятия родители знакомятся с одним из направлений работы по активизации и развитию речи детей младшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для родителей «Домашняя игротека игр-экспериментов с детьми»

Семинар-практикум для родителей«Домашняя игротека игр-экспериментов с детьми»...

семинар-практикум для родителей "Ребенок-зеркало семьи"

Фрагмент заседания семейного клуба...