Здоровьесберегающие технологии в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС
консультация

Чудакова Ольга Владимировна

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_zdorovesberegayushchie_teh.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя в ДОО:

аспекты реализации требований ФГОС

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве.

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Согласно исследованиям специалистов, около 76% болезней взрослых уходят корнями в детство. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.  Здоровые дети являются сегодня одним из важнейших факторов социально-экономического развития общества  в будущем, так как способны заниматься производительнополезным трудом в полном объеме.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения  детей. Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании. Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, получили название «здоровьесберегающие технологии».

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология – это: − условия обучения ребенка в образовательных учреждениях (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); − рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); − соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; − необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Как воспитатель, я реализую в своей работе несколько видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ: физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов.

Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью каждого психолого-педагогического занятия, как группового или подгруппового, так и индивидуального. Так же, данные технологии применяются и в рамках реализации проектов на базе ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры.

В этом направление используются элементы данных видов технологий:

  1. динамические паузы (физкультминутки);
  2. дыхательные упражнения;
  3. массаж и самомассаж;
  4. релаксация;
  5. пальчиковая гимнастика;
  6. артикуляционная гимнастика,
  7. психогимнастика.

Для реализации данных технологий были созданы картотека с динамическими паузами, дыхательных упражнений, массажей и самомассажей, пальчиковых игр, упражнений на релаксацию. Для проведения артикуляционной гимнастики была связана специальная лягушка, с помощью которой детям можно показывать различные упражнения. Были созданы игровые пособия «Сказка о язычке» и «Поймай рыбку». В качестве самомассажа используется Су-Джок терапия, которая позволяет не только воздействовать на биологически активные точки на ладонях детей, но и на стопах, что служит профилактикой плоскостопия у воспитанников.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

В этом направлении используются следующие элементы представленной технологии:

  1. игротерапия;
  2. музыкотерапия;
  3. арт-терапия;
  4. песочная терапия.

В данном направлении были созданы все условия для реализации вышеперечисленных технологий: специальная литература, различные маски, песочный стол, мелкие игрушки, различные бусины и другой материал для игры с песком. Также была собрана подборка музыкального сопровождения для музыкотерапии, в кабинете педагога-психолога имеются все необходимые материалы и для арт-терапии: краски, карандаши, кисти и другой материал.

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ: аспекты реализации требований ФГОС

Одной из главных задач для школы с классами с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.Проект – это как раз проявление ...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.

Данная статья оприменении  здоровьесберегающих технологиий в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Как известно, в современном мире сохранение здоровья детей становится п...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС.

В статье описано применение артикуляционных сказок в занятии учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...

«Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми старшего возраста: аспекты реализации требований ФГОС»

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования....