ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
статья

Сапрыкина Ирина Леонидовна

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является одним из ключевых направлений в современном образовательном процессе. Педагоги и родители должны уделять особое внимание этому аспекту, так как это способствует развитию у детей любознательности, интереса к исследованиям, а также формированию основ научного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Сапрыкина И. Л.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Калачеевский детский сад №5 общеразвивающего вида», г. Калач

         Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является одним из ключевых направлений в современном образовательном процессе. Педагоги и родители должны уделять особое внимание этому аспекту, так как это способствует развитию у детей любознательности, интереса к исследованиям, а также формированию основ научного мышления.

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает сотрудничество дошкольной образовательной организации с родителями и законными представителями как установление партнёрских отношений, которые объединяют общие цели, интересы и деятельность в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Родители играют важную роль в формировании у ребенка интереса к опытно-экспериментальной деятельности. Они могут активно участвовать в проведении экспериментов дома, а также помогать педагогам в организации занятий в детском саду.

Поэтому одной из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения мы поставили формирование активной позиции родителей.

Работая с детьми старшей группы, я решила активно привлечь родителей к совместной поисково-исследовательской деятельности.

Необходимо выделить следующие преимущества по совместной с родителями опытно экспериментальной деятельности:

допустимость использовать материалы, которые не используют при работе с большим количеством детей;

возможность не ограничивать детей в проведении исследований из гигиенических соображений («испачкаешься»«прольешь»);

развитие интереса к совместной деятельности;

практическое понимание родителями способностей и возможностей своего ребенка.

Предполагалось, что между родителями и детьми будет происходить непосредственное взаимодействие, поддержка детской инициативы и самостоятельности, основанной на совместной деятельности. Что в дальнейшем подтвердило наши догадки.

Целью работы в этом направлении я поставила: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности

Цель реализуется посредством ряда задач:

1. Расширить знания родителей в вопросах поисково-исследовательской деятельности детей, через информирование о деятельности дошкольников в ДОУ.

2. Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами ДОУ через внедрение активных форм сотрудничества.

3. Развивать интерес родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.

Педагоги привлекали родителей к сотрудничеству, предлагая им различные формы взаимодействия:

  • В начале учебного года провели анкетирование на тему: «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников дома: организация и реализация ».

Целью анкетирования было выявить вовлеченность родителей в экспериментальную деятельность ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования стало видно – заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, помогают ли развивать умения и навыки в экспериментировании.

  • Участие в родительских собраниях на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника», на которых обсуждались вопросы опытно-экспериментальной деятельности и ее значение для развития ребенка;
  • Организация мастер-классов и семинаров для родителей, где они могли научиться проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях;
  • Создали специальные методические материалы для родителей: брошюры, памятки, буклеты («Занимательные опыты для детей», «Чем занять Почемучку» и т. д.); которые помогут им организовать опытно-экспериментальные занятия дома;
  • Предоставили родителям возможность наблюдать за опытно-экспериментальными занятиями в детском саду, чтобы они могли увидеть, как это происходит на практике.
  • По возможности привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Уголок экспериментирования пополнился дополнительным оборудованием и материалами при активной помощи родителей.
  • В уголке экспериментирования оформили папку «Наши открытия». Регулярно оформляем тематические выставки,  папки-передвижки,  мини-библиотечки и прочее.
  • Нужно добавить, для того чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, каждому родителю необходимо давать индивидуально конкретное задание: провести с ребенком определенные опыты, записать результаты исследований, по возможности зафиксировать в форме фото отчета. Взрослых, так же как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. А фото или видео отчет о проделанной работе размещенные в групповых чатах или на родительском собрании, мотивируют на более активное участие и взаимодействие в жизни группы.  

Таким образом, организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников способствует развитию их исследовательских навыков, формированию научного мышления и интереса к науке, а взаимодействие педагогов и родителей помогает достичь этих целей. В то же время есть повод продолжать деятельность в данном направлении, оптимизировать общение с родителями с помощью новых нетрадиционных форм взаимодействия.

Литература:

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2019.  112 с.
  2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.56 с.
  3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М. : АРКТИ, 2004.64 с.
  4.  Свирская – Михайлова Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2018. 128 с. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: "Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей"

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детского сада о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детско...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей»

Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей» 2017 год

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Выступление на тему : "Проектная деятельность ,как метод взаимодействия педагога и родителей"

В данной статье пойдёт речь  о новых формах организации педагогического процесса в детском саду ,поиске новых форм совместной деятельности взрослых и детей....

Консультация для педагогов «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ».

     Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотруднич...

Образовательный проект «Организация развития познавательной деятельности дошкольников посредством взаимодействия с родителями в рамках ФГОС дошкольного образования»

Актуальность предоставленного образовательного проекта обусловлена процессом модернизации образования в нашей стране.Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...