Ребенок-лидер
статья (подготовительная группа)

Сафонова Анна Михайловна

       Период дошкольного возраста является очень ответственным и важным в становлении личности ребенка и в целостном развитии. В этот период закладываются основные характерные черты личности ребенка, его мыслительные функции, умения работать с информацией, умение общаться со сверстниками и т. д.

             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 83_rebenok-lider.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок-лидер

          Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является не только всестороннее развитие личности, но и формирование личности с определенным набором лидерских качеств.

       Период дошкольного возраста является очень ответственным и важным в становлении личности ребенка и в целостном развитии. В этот период закладываются основные характерные черты личности ребенка, его мыслительные функции, умения работать с информацией, умение общаться со сверстниками и т. д.

              Прежде чем говорить о специфике формирования лидерских качеств, определим, какие же качества относятся к лидерским.

Лидерские качества – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.

           Существует также мнение, что лидерские качества – это интегральные системные качества, обеспечивающие в процессе деятельности наиболее быстрое и успешное достижение общей цели в условиях конкретной ситуации. Лидерские качества по-разному влияют на процесс развития и становления личности лидера. Но выделить одно-два качества, оказывающих главное воздействие, невозможно. Существует различные точки зрения относительно того набора качеств, которым должен обладать лидер. К тому же лидер сталкивается с разносторонними проблемами и задачами и для их решения необходим широкий спектр лидерских качеств, который и позволит в итоге добиться желаемого результата.

          Формирование лидерских качеств – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций. Поэтому формирование лидерских качеств – это сложный, трудоемкий аспект организации процесса формирования лидерских качеств дошкольника, т. к. требует реальной консолидации усилий всех субъектов этого процесса, точного определения места и роли каждого из них в едином, целостном процессе становления личности ребенка.

            Одна из главных задач, которая стоит перед, воспитателями - создавать ситуации, способствующие максимальному проявлению лидерского потенциала. Лидерский опыт в целом полезен человеку, потому что это опыт социально ответственного поведения, это опыт признания, это опыт проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным.

              Сегодня в детский сад приходят родители амбициозные, грамотные, зачастую имеющие два высших образования, своё дело. И кажется, что нового мы можем сказать им, чего они не могут найти в Интернете, в книгах? Но наша цель, как воспитателей, не дать им какие-то знания, а настроить их на внимательное отношение к своему ребёнку. И, может быть, несколько советов воспитателя вызовут у родителей желание внимательнее присмотреться к своему ребёнку и оценить (осмыслить) свою линию поведения.  Каждый родитель видит своё чадо если не президентом, то уж по крайней мере генералом или директором. И когда четырёхлетний малыш лихо командует старшими, родители радуются – мол, начальник у нас растёт! Напрасно: поощряя «командирские» замашки ребёнка, вы, наоборот, лишаете его перспективы стать лидером.

Психологи давно определили набор «типично лидерских» качеств:

Высокий интеллект;

Способность оперировать абстрактными понятиями;

Умение планировать будущее, чувствовать временные ограничения;

Чёткое знание цели и способов её достижения;

Умение принимать решения;

Гибкость, приспособляемость;

Чувство ответственности;

Уверенность в себе и знание себя;

Настойчивость;

Терпимость и терпение в работе с людьми;

Энтузиазм;

Умение ясно выражать свои мысли в устной и (или) письменной форме.

         Ребенка – лидера легко распознать. Он чаще всего оказывается в центре внимания, заводила в подвижных играх, берет на себя самую главную роль, активен и жизнерадостен. Лидер всегда на виду. Как правило, дети лидеры, хорошие манипуляторы. Каждый родитель хочет привить своему ребенку качества лидера, понимая, что эти качества – неотъемлемые элементы успеха, и закладывать их нужно с первых лет жизни ребенка: хвалить, подбадривать, но и научить проигрывать.

          Если ребенок – лидер, он должен чувствовать, что вы верите в него, в его победу. И задача родителей не драматизировать разного вида, незначительные происшествия, иначе ребенок будет расти тревожным. Ребенок не застрахован от ошибок, и взрослые не должны всякими способами ограждать его от них, а дать возможность, попытку исправить все самостоятельно. А самим набраться терпения и подбадривать ребенка, при этом не заставляя насильно повторить попытку.

          Неотъемлемая черта лидера – это первенство. И такого вида игры, как соревнования, помогают более настойчиво идти к цели, и во что бы то ни стало сделать все первым. Над качеством выполненного, как правило, дети не задумываются, и опять - таки помощь взрослого заключается в том, чтобы объяснить и показать, что быстро, еще не значит качественно.

           Научите ребенка воспринимать критику, но она не должна быть направлена на недостатки, а наоборот, на достоинства. «Ты хороший друг, умеешь ладить с детьми, с тобой интересно играть. Но вот только иногда не делишься игрушками, отбираешь у детей. Научись делиться и тогда детям будет еще интересней с тобой играть, появится много друзей….»

Не перехваливайте ребенка другим взрослым в его присутствии, он должен реально оценивать свои достижения. Не завышайте его самооценку, ему трудней будет смириться с неудачей.

          Лидерство – это не значит, что надо бежать впереди всех. Каждый ребенок, который сам решает, чем ему заняться, с кем дружить, что делать в свободное время уже обладает достаточно твердым характером и стремлением к собственной индивидуальности.

         Но ни одно из из лидерских качеств невозможно в себе развить, если нет главного – уважения к себе и умения общаться с людьми. А у маленьких «командиров» с этим как раз плохо. Почему?

          Ребёнок начинает осознавать своё «Я» примерно с трёх лет. Но ставить себя на место других он сможет лишь годам к семи. И если в семье поощряют (или просто не критикуют) командирские инициативы малыша, то он не научится чувствовать своё окружение. И в будущем вряд ли воспитает в себе важнейшие качества лидера- умение общаться с людьми, гибкость и терпимость. Более того: если маленький человек не уважает других, он не будет уважать себя.

        Многие известные психологи отмечают, что одним из прискорбных «достижений» нашего времени стал ребёнок, который к 4-6 годам всё ещё не умеет себя ни в чём ограничивать.

         Причина здесь в том, что к моменту осознания своего «Я» человечек ещё не приобрёл или уже потерял ощущение родительской любви. (Очень важно : психологи имеют ввиду не слова любви, а её ощущение – у маленьких детей оно развито очень остро.)

         Все требования взрослых ребёнок воспринимает как угрозу, с которой нужно бороться. И он борется, защищая только что появившееся чувство собственной автономии: плюётся, ломает игрушки, дерётся со взрослыми и другими детьми.

           Что же делать взрослым? Обычные дисциплинарные меры часто лишь подстёгивают разгулявшегося «командира». Ребёнок хочет завоевать (или восстановить) уважение к себе. И ему нужно не наказание, а помощь.

          Если малыш ведёт себя «ужасным образом», дайте ему почувствовать свою силу. Разумеется, не через физическое наказание. Иногда достаточно просто подержать его за руки, пока вспышка гнева не пройдёт. Но внешне жёсткое воздействие всегда сопровождайте выражением любви и добра. Говорите с ребёнком спокойно, ласково и доброжелательно – в этом проявляется человеческое достоинство старшего.

Главное – не перепутать: жёсткая интонация и нерешительные действия дадут, вероятнее всего, противоположный задуманному результат.

        Первая помощь распоясавшемуся «командиру» - это встреча с человеком, который не пасует перед хитрыми уловками. Хныканьем или непереносимой надоедливостью. Ребёнок поймёт, что его проделки не всегда останутся безнаказанными. Ребёнку нужна твёрдая рука.

       Но вместе с тем взрослый не должен демонстрировать своё превосходство или отвечать агрессией на агрессию. Ведь слишком суровые меры часто дают лишь внешний результат: ребёнок начинает хитрить, приспосабливаться к требованиям взрослых. И если родителей удаётся ещё обмануть, то среди равных такой подхалим не сумеет договориться даже с одним человеком – не то, что вести за собой других.

         Многие семьи сталкиваются с противоположной проблемой – несамостоятельностью детей. Как правило, это беспокоит родителей меньше, чем агрессивность. А зря. Ведь если ребёнок не научится самостоятельно оценивать жизненные ситуации и принимать решения, то вырвавшись из-под родительской опеки, он может попасть в «нехорошую компанию» самого разного толка.

            Об этом нужно помнить. Всегда полезно задуматься: а вдруг наши требования к детям (прилично вести себя, хорошо учиться и т. д.) – это всего лишь желание обеспечить свой родительский комфорт? И не задерживаем ли мы тем самым развитие ребёнка?

          Одна крайность, другая… Как не ошибиться? Просто нужно внимательно относиться к окружающим, особенно к своим детям, к их пробуждающейся индивидуальности.

           Известно, что большинство общепризнанных лидеров в детстве вели себя далеко не лучшим образом. Но их родители выбрали правильную линию поведения. И если вы хотите, чтобы ваш «командир» полностью реализовал себя в будущем, то: Больше общайтесь с ребёнком, поощряйте его инициативы, всегда находите время его выслушать, контролируйте поведение ребёнка, но не окружайте его лишней опекой, никогда не проявляйте агрессию по отношению к ребёнку.

            Такое последовательное, стабильное поведение даст ребёнку уверенность в себе. Научит его чувствовать окружающих. Не важно, на каком поприще он захочет делать карьеру, - эти качества помогут занять достойное место в любом коллективе.

          Учитесь лояльности!

      Чаще говорите по душам. И такое качество как – лидер, в ребенке будет не пугать, и вызывать настороженность, наоборот, чувство гордости и радости к своему чаду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание.

Как воспитать лидера? Советы родителям и не только им.   ...

Статья "Воспитываем ребенка - лидера"

Хвалит ребенка  публично, а критекуйте ребенка без посторонних лиц. Публичная похвола повышает авторитет ребенка в глазах сверстников....

Ребенок-лидер

В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее осн...

Ребенок лидер

Ребенок - лидер....

Статья "Ребенок-лидер"

Формирование лидерских качеств – это сложный, трудоемкий аспект организации процесса формирования лидерских качеств дошкольника, т. к. требует реальной консолидации усилий всех субъектов этого п...

Когда ваш ребенок лидер... «Легко ли быть первым?»

Как обращаться с ребенком, который по натуре лидер? Нельзя же его только превозносить и пропускать вперед! ...

воспитание ребенка-лидера

В представленном материале раскрываются ключевые качества, которые важны для формирования лидерских способностей...