Методическая разработка совместной деятельности с родителями по теме: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Данная разработка поможет ознакомить родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста,дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка совместной деятельности с родителями по теме:

«Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

 ( разработали и провели Девяткина Л. В, Бганцова Е. С.,

воспитатели старшей группы МАДОУ ЦРР №8 г. Курганинска)

Цель: Ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

-Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц при заучивании текста с детьми.

-Повысить компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста.

Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы,  слайдовая презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги.

Ожидаемый результат:

Получение родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

Внедрение в образовательный процесс родителями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста с детьми.

Форма проведения: 

Родители, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

  1. Этап:  приветствие, вводная часть.

Педагог:  Добрый день, уважаемые родители!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер – класс вы пришли? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать

  - Добрый день, уважаемые родители! Наша тема :«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников». Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое . Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

-Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.

Показ презентации «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.(см. слайды презентации).

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог или родитель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. 

  1. этап: практическая часть.

- А сейчас мы переходим с вами к практической части.

Родители делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с заданием.

 - Я предлагаю вам поиграть в игры. За каждое выполненное задание вы будете получать монетки знаний.

Игра «Волшебный лепесток». На каждом лепестке цветка зашифрована пословица. Их необходимо расшифровать (поочередно каждая команда отрывает лепесток и отгадывает пословицу).

-Теперь каждая  команда вытягивает по одной пословице (подхожу к ним, они вытягивают себе одну из пословиц). Вам надо зашифровать пословицу в мнемодорожку. Вы зашифровываете свою пословицу, а потом каждая команда друг у друга должна отгадать зашифрованную пословицу.

1. За двумя зайцами погонишься-ни одного не поймаешь.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Родители выполняют задания)

- А теперь попробуем с вами зашифровать в мнемотаблицу загадку. (каждая команда вытягивает себе загадку и выполняет задание)

1. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

2. Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

-Следующее задание. Вам надо будет составить мнемотаблицу русской народной сказки из картинок с иллюстрациями и показать ее другой команде. А потом отгадать друг у друга зашифрованную сказку. (Каждая команда  вытягивает одну из сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», составляют мнемотаблицу на мольберте).

3 этап : заключительная часть.

Предлагаю родителям закрепить свои знания и умения, полученные во время нашей совместной деятельности дома, с детьми. Продолжать развивать речь ребят посредством различных игр. Наполняем сундучок знаний и успехов полученными монетками.

4 этап: рефлексия.

Предлагаю родителям высказать свое мнение об использовании мнемотаблиц в развитии речи ребенка, о том, что им больше всего понравилось, какие выводы они для себя сделали.

Благодарю родителей за плодотворную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...

Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста

Развитие речи дошкольников с помощью мнемотаблиц....

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мастер-класс на тему: «Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста»

Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Отчет по теме самообразования "Использование метода синквейн речевом развитие детей дошкольного возраста"

в материале отражена работаа по использованию метода синквейн в развитие речи детей....

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....