Педагогический проект на тему «Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего возраста»
проект по развитию речи (средняя группа)

Фендеч Татьяна Александровна

Представленный проект посвящен эффективному методу развития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники. Методика представлена подробно и доступно, ориентирована на систематичность занятий и предполагает активное участие самих детей. Структура проекта обеспечивает последовательность и постепенность овладения материалом, начиная от простых символов и заканчивая сложными схемами и таблицами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему

«Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего возраста»

Актуальность проекта

Современные исследования показывают, что развитие речи является одним из ключевых факторов формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Важно понимать, что речь ребёнка развивается не только благодаря пассивному восприятию окружающего мира, но и активно — путём запоминания новых слов, выражений и понятий. Одним из эффективных методов развития памяти и улучшения качества усвоения новой лексики является применение мнемотехнических приёмов. Использование мнемотехники позволяет сделать процесс обучения увлекательным и доступным даже для маленьких детей, способствует развитию зрительной и слуховой памяти, улучшает внимание и повышает интерес к занятиям.

Цель проекта

  • Разработать систему занятий с использованием мнемотехник, направленных на улучшение речевого развития дошкольников посредством активизации познавательной активности, стимулирования внимания и повышения интереса к обучению.

Задачи проекта

  • Изучить теоретические основы использования мнемотехники в образовательном процессе дошкольников.
  • Разработать методику проведения игровых упражнений и заданий с применением различных видов мнемонических техник.
  • Создать комплекс дидактического материала, способствующих формированию и закреплению навыков правильного произношения звуков, расширения активного словаря, умения строить грамматически правильные предложения.
  • Провести диагностику уровня речевого развития детей до начала внедрения методики и сравнить полученные результаты после завершения курса занятий.
  • Оценить эффективность разработанной системы мероприятий и определить перспективы дальнейшего её совершенствования.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Анализ научно-методической литературы по вопросам применения мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста.

Подбор материалов и разработка серии картинок-карт, схем, символов, обеспечивающих наглядность подачи учебного материала.

Составление планов-конспектов занятий с подробным описанием каждого этапа занятия.

Организация пространства группы детского сада таким образом, чтобы обеспечить комфортное проведение занятий и возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Основной этап

Занятие №1. «Рассказываем сказку». Занятие направлено на развитие связной речи и понимания сюжета произведения. Дети учатся пересказывать знакомые сказки, используя специально подготовленные карточки-помощники («домик», «лес», «волк», «бабушка»).

Занятие №2. «Кто живёт в лесу?» Игра направлена на расширение кругозора и обогащение словарного запаса. Детям предлагается вспомнить названия животных, обитающих в лесах нашей страны, и расположить соответствующие картинки рядом с символами леса.

Занятие №3. «Собираем букет». Задание предназначено для тренировки артикуляции и изучения цветов. Каждое слово ассоциируется с определённым цветом цветка, что помогает детям лучше запомнить новые слова.

Занятие №4. «Мои друзья». Практическое занятие, направленное на формирование навыка составления предложений. Ребёнок выбирает карточку своего друга и описывает его внешний вид, привычки и любимые игры.

Занятие №5. Итоговое занятие. Повторение пройденного материала, итоговая диагностика уровня речевого развития воспитанников.

Заключительный этап

Анализ результатов диагностики, оценка эффективности проведённых мероприятий, определение перспектив дальнейшей работы по использованию мнемотехники в образовательной практике детского сада.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня развития устной речи у дошкольников.
  • Улучшение показателей звукопроизношения и обогащения словарного запаса.
  • Формирование устойчивого интереса к учебным занятиям.
  • Совершенствование педагогических компетенций воспитателей в области организации эффективного образовательного процесса.

Методы оценки результата

Для определения степени успешности реализации проекта планируется провести сравнительную оценку начального и конечного уровней речевого развития воспитанников. Для этого будут использованы следующие методы:

  • Диагностика состояния общей речевой готовности (опросник, наблюдение).
  • Индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление особенностей восприятия и воспроизведения словесного материала.
  • Наблюдение за развитием коммуникативных навыков во время коллективных игр и общения между сверстниками.

Таким образом, разработанный проект направлен на повышение эффективности образовательного процесса в средней группе детского сада, внедрение инновационных методик и технологий, ориентированных на всестороннее развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...

Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Насоящий проект напоавлен на психомоторное  и речевое развитие детей методами логоритмики...

Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Данный проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей дошкольного возраста методами логоритмики....

Педагогический совет на тему: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста»

1.Информационная частьПодведение итогов по теме: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста» (ответственный: старший воспитатель, воспитатели и специалисты)2.А...

Статья на тему :«Использование пальчиковых игр для развития детей среднего возраста»

  Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Методическая разработка совместной деятельности с родителями по теме: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Данная разработка поможет ознакомить родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста,дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами техн...