«Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей 2–3 лет» март 2024 год
консультация

Старкова Марина Петровна

В.А. Сухомлинский писал «Источники творческих способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики,

как средство развития речи

детей 2–3 лет»

Актуальность темы.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались такие учёные, как М.И. Лисина, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев и другие

В. А. Сухомлинский писал «Источники творческих способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмовальных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.    

Для развития мелкой моторики полезны такие упражнения:

- перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

- застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

- плести косички из жестких ниток;

- рисовать и штриховать карандашами;

- играть в пальчиковые игры и др.                  

 Игры с различными предметами и материалами влияют на:

- развитие хватания;

- развитие согласованных движений обеих рук;

- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- формирование ручных умений (расстегивание и застегивание липучек, кнопок, молний);

- развитие осязания;

- развитие мышления и воображения.                    

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить ребёнка к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Удачи Вам в ваших начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики...

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи дошкольников.

В материале приведены факты, как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, помещены простейшие тесты определения ведущей руки и уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольни...

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией,таким образом кисть руки является органом речи, так  же, как и артикуляционный аппарат....

Статья на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей с ОНР"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение....

Консультация для родителей на тему : Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей дошкольного возраста". Март 2024г.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения но...