Консультация " Музыкотерапия"
консультация (подготовительная группа)

Сайгина Ирина Евгеньевна

Данный материал предназначен педагогам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Направление музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей , убирает напряженность и раздражительность, снимает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx19.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Консультация

 «Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста»

 

                                                            Подготовила

                                                          Муз.руководитель: Сайгина И.Е.

                                                         

                                                 

                                                    2023                                           

Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха .По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального слуха являются:

Звуковысотный слух

Тембровый

Музыкотерапия термин имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает « лечение музыкой». Музыкотерапия дает возможность преодолевать негативные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние ребенка в семье. Музыкальная терапия — это особая форма работы с детьми с использованием средств музыкального воздействия. Это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.         Музыкотерапия происходит в индивидуальном или групповом порядке.

Виды музыкотерапии:

  1. Экспериментальная( занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека)
  2. Клиническая(применяется в профилактических и лечебных

 целях)

    3..Интегративная( проходит с иными видами терапии, относящимися к искусству: танцы, рисование

      4.Тематическая(имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной теме)

      5. Фоновая( используется в качестве фона во время психотерапевтического сеанса)

      6.Активная( человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм)

      7 .Рецептивная( человек пассивно слушает музыкальное произведение)

Музыку можно использовать для влияния на самочувствие ребенка. Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины

Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах,  стрессах , неврозах , борьбе с личными неурядицами а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Для создания положительного микроклимата в семье, можно использовать музыкотерапию в различных ситуациях А чтобы ребенок быстро заснул и видел хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом . Музхыкотерапию нужно использовать соблюдая определенные правила: В начале нужно изучить информацию об исполняемом произведении. Следует  заранее посмотреть текст исполняемого произведения. Нужно выбрать правильно дозу. Она не должна быть  утомительной , т.к возбуждает нервную систему..
Достоинствами музыкальной терапии являются

 1.      Абсолютная безвредность;

 2.      Легкость и простота;

 3.      Возможность контроля и прогнозирования.

 4.      Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих много времени. Особенности применения музыкотерапии: -        лечебные сеансы проводить ранним утром или поздно ночью; -        человек не должен испытывать чувство голода; -        сеансы не должны превышать 30 минут; -        количество занятий не ограничено.

 Как слушать? Продолжительность сеанса — 15–30 минут. Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. Музыкальная терапия противопоказана младенцам с предрасположенностью к судорогам, детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма, больным отитом, детям, у которых резко повышается внутричерепное давление

 Еще одним важнейшим методом музыкотерапии является — пение или вокалотерапия. Его преимущество заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на групповое взаимодействие. Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, закомплексованным лицам, страдающим функциональными расстройствами органов, бронхиальной астмой, головными болями. Наряду с песнями возможно применение элементарных мелодических и ритмических импровизаций, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

Особую ценность в музыкотерапии имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизированный свободный танец под звуки классической музыки

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является очень важной. Используя формы и методы музыкотерапии необходимо соблюдать следующие условия:

1.Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

2.     Не должно быть принуждения.

3.         У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагаете вместе попеть, потанцевать, порисовать, лепить, почитать.

4.         Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку хочется сменить вид деятельности.

5.         Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

6.         Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

7.         Не только сами радуйтесь «произведению» ребенка, но расскажите гостям, окружающим, вывесите удачные работы на видном месте.

Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», можно предложить ребенку закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Следует обращать внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Ребенка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки «шелеста листьев», «шума моря» и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Родители сами могут выступать в роли музыкотерапевта

   Музыкотерапия очень помогает детям с отклонениями    в речи, так как прививает ребенку чувство ритма и скорости.

Рекомендуемые произведения для проведения музыкотерапии
Музыка для пробуждения:

  • «Вальс цветов», «Зимнее утро» П. Чайковский
  • «Аквариум» К. Сен – Санс
  • «Романс» Д. Шостакович
  • «Утро». Э. Григ
  • «Менуэт» Л. Боккерини

Музыка для релаксации:

  • Колыбельные песни
  • «Мелодия» К. Глюк
  • «Лебедь» К. Сен – Санс
  • «Лунная соната» Л. Бетховен
  • «Песня Сольвейг» Э. Григ
  • «Романс» Г. Свиридов

Организующая музыка: (способствующая концентрации внимания)

  • «Марш» С. Прокофьев
  • «Ария» И.С. Бах
  • «Музыкальный момент» Ф. Шуберт
  • Альбом «Времена года»: «Весна», «Лето» Вивальди

Родители сами могут выступать в роли музыкотерапевта,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Музыкотерапия"

Консультация для родителей и педагогов "Музыкотерапия"...

Консультация "Музыкотерапия для дошкольников"

Использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка....

Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома»

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома"...

Консультация "Музыкотерапия в домашних условиях" (12.01.2018)

Советы для взрослых, как расслабиться и снять эмоциональное напряжение в домашних условиях с помощью музыкотерапии....

Консультация "Музыкотерапия"

Консультация "Музыкотерапия"...

Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома»

Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома» Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоционал...