Организация проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ
статья

Иванова Мария Алексеевна

Организация проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателям спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

Мы с вами знаем, что в соответствии с ФГОС в дошкольном учреждении должны быть созданы все условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также для каждого воспитанника должна предоставляться возможность проявления своего творчества и индивидуальности. Поэтому индивидуальная работа с детьми является обязательной частью нашей профессиональной деятельности.

В особенно пристальном нашем внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные, а также индивидуальная работа  организуется с целью активизации пассивных детей.

Индивидуальная работа с детьми делится на четыре группы:

- коррекционную;

- компенсирующую;

- дополнительную;

- развивающую.

Коррекционную работу ведут с детьми, имеющими некоторые нарушения в развитии. Очень важным тут является то, что такую работу ведут исключительно квалифицированные специалисты: логопед, психолог, инструктор по физкультуре. Так же важно и то, что такая работа ведется с согласия родителей ребенка.

Компенсирующие занятия проводятся воспитателем на основе мониторинга с детьми, долго не посещающими детский сад по разным причинам. И вследствие чего отстающими от основной части группы.

Дополнительная работа проводится с детьми, которые показывают повышенный интерес к определенным видам знаний или деятельности. Таким детям рекомендуется посещать кружки и дополнительные занятия по интересующим видам деятельности.

Развивающие занятия проводятся наиболее часто. Обычно они проводятся со всеми детьми по очереди для закрепления и повторения того, что дети узнали во время непосредственной образовательной деятельности.

 Чтобы охватить своим вниманием каждого ребенка в группе, организовать целенаправленное взаимодействие с ними, педагог должен изучать индивидуальные особенности воспитанников, педагогически грамотно выбирать формы, методы, приемы работы.

 Формы и методы индивидуальной работы. Педагог должен внимательно изучать психофизические особенности, личностные качества, интересы, предпочтения и трудности детей и на основе этого выстраивать с ними работу. И часто болеющие дети, и воспитанники с ОВЗ, если они есть в группе, не должны чувствовать, что они в чем-то отстают, ущемлены. Поэтому педагог должен использовать разные формы индивидуальной работы. Это может быть индивидуальное взаимодействие ребенка с воспитателем или выполнение задания на примере, по образцу взрослого. Например, во время самостоятельной деятельности, если у ребенка что-то не получается, воспитатель демонстрирует ему алгоритм действий. Также это может быть задание, которое нужно выполнить по образцу или при помощи сверстников. Для этого педагог может создать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке. Такая организация работы будет полезна и для ребенка, который выступает в роли наставника, так как учит его умению объяснять и обучать.

Методы индивидуальной работы тоже могут быть разными. Например, словесные: рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание;

наглядные: показ иллюстраций, макетов, предметов;

практические: упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент.

 Какой метод выбрать, педагог решает в зависимости от места, где проводит индивидуальную работу, и особенностей конкретного ребенка. Все дети разные. Кто-то лучше работает в группе, а кто-то ищет личного контакта с педагогом, кто-то, наоборот, стесняется. Одному ребенку достаточно один раз объяснить, другому необходимо показать на примере, как действовать, и дать подробную инструкцию. Поэтому в ходе индивидуальной работы задача педагога – помочь воспитанникам поверить в собственные силы и справиться со своей застенчивостью и скромностью.

 Время проведения индивидуальных занятий так же имеет значение. Утром дети еще расслаблены после сна, их физическая и умственная активность снижена. Поэтому не рекомендуется использовать физические упражнения на развитие движений. А также упражнения для развития мышления и логики. Разумно будет использовать беседы, дидактические игры, проговаривание чистоговорок,  потешек и т. п. На прогулке лучше проводить занятия для совершенствования различных видов движений, координации, ловкости, а также упражнения на внимание, память, логику. Так же можно вспомнить слова песни или небольшого стихотворения, которое разучивали на занятии.

Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.

С отстающими детьми необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия. Индивидуальная работа проводится с подгруппой детей или отдельно с ребёнком. Для поддержания интереса активности творчества детей индивидуальную работу проводят не только с отстающими детьми, но и с остальными. Тем более, что индивидуальная работа может иметь не только обучающее, развивающее значение, но и воспитательное, когда детей знакомят с какими-то нормами, правилами и т.д.

Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во время с/р игр, прогулок, дежурств, п/и, трудовой деятельности.

Правильно организованная индивидуальная работа  дает возможность детям полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение.

Из всего вышесказанного можно сделать определенные выводы. Так как ФГОС ставит акцент на индивидуализации дошкольного образования, то в своей работе воспитатель дошкольного учреждения должен в первую очередь опираться на требования стандарта. Быть не только профессионалом, знающим психологию и физиологию дошкольника, но и чутким, внимательным товарищем, уважающем  интересы маленького человека, признающим его право на собственное мнение, свой личный темп и особенности развития. Осуществлять эти требования поможет рационально организованная индивидуальная работа с детьми. Успех индивидуальной работы в ДОУ зависит от слаженного взаимодействия семьи и педагогического коллектива, а также грамотного планирования занятий с каждым ребенком.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста на тренажерах и др.

Подборка из интернета, с разных сайтов в моей обработке....

Индивидуализация в образовании. Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, раскрывающие понятия "Индивидуализация" и "индивидуальный подход" в работе с детьми дошкольного возраста. В рекомендац...

Консультация для педагогов "Использование занимательной математики в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста"

Использование занимательной математики в индивидуально работе с детьми дошкольного возраста...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ...

Перспективный план индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста ОВЗ. Физическая культура.

Перспективный план строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми....