Особенности словообразования дошкольников с ОНР
консультация (старшая группа)

Конарева Лилия Игоревна

Консультация для родителей.

Особенности развития навыков словообразования у данной категории детей. Игры для развития словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_slovoobrazovanie_doshk_s_onr.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности словообразования дошкольников с ОНР

В современном обществе возрастает количество детей с речевыми нарушениями. Одним из наиболее часто встречающихся является общее недоразвитие речи. Для детей данной категории усвоение родного языка связано с рядом трудностей:

  • на фоне относительно развернутой речи  наблюдается неточное употребление многих лексических значений;
  • в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий;
  • наблюдаются трудности в использовании вариантов слов, подборе однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок;
  • пониженной речевой активности и наблюдательности,
  • ограничение коммуникативной деятельности детей с ОНР :
  • с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;
  • трудности формирования и формулирования мысли:
  • перед речевым высказыванием ребенок надолго умолкает, взрослый вынужден либо подсказывать слово, либо задавать дополнительный вопрос.
  • отмечается большой интервал между словами;
  • ребенок не может дать полноценную информацию, выразить сообщение. стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам:
  • дети с нежеланием включаются в речевое общение, боясь употреблять слово неправильно.
  • морфологически нечленимое использование слов - слова в предложении используются ребёнком в какой-либо одной форме, в течение многих лет жизни ребёнка, отмечаются факты длительного совместного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.

У дошкольников 5-6 лет в норме сформированы следующие навыки словообразования:

- понимание ребенком значения производных слов.  Инструкция: «Покажи, где   бант, а где бантик».)

- умение ребенка объяснять значение производных слов. (Инструкция: «Подумай и объясни, кто это или что это?») Лексический материал: Будильник, сапожник, бумажник, писатель, выключатель.

- умения ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  ИК, ЧИК, ОК, К. (Инструкция: «Как назвать ласково?» Лексический материал: бант – бантик; блин – блинчик; жук – жучок; дуб – дубок; лошадь – лошадка.)

- умения ребенка образовывать форму существительного с увеличительным суффиксом ИЩ. (Инструкция: «Это дом, а это – домище. Это мяч, а это?…».)

- умение ребенка  образовывать существительные с суффиксом единичности ИНК. (Инструкция: «Назови один предмет. Я из бус взяла, и это… бусинка».)

-умение ребенка образовывать существительные с суффиксами деятеля НИК, ТЕЛЬ, ИСТ, ЕЦ. (Инструкция: «Назови того, кто…собирает грибы» и т.д. Лексический материал: грибник, охранник, строитель, парашютист, продавец.)

-умение ребенка образовывать существительные с суффиксом вместилища НИЦ. (Инструкция: «Для каждого предмета есть своя посуда. Это конфета, а для нее… конфетница». Лексический материал: сахар – сахарница, хлеб – хлебница, суп – супница, салат – салатница, сухари – сухарница.)

-умение ребенка образовывать форму притяжательных прилагательных от названий животных. (Инструкция: «Это лиса, а это хвост. Скажи, чей хвост?»)

-умение ребенка образовывать от существительных относительные прилагательные, указывающие на признак предмета через отношение к другому предмету. ( Инструкция: «Кораблик из бумаги какой?»

Лексический материал: кораблик из бумаги – бумажный, шляпа из соломы –  соломенная, суп из грибов – грибной, компот из сливы – сливовый, платок из пуха – пуховый.)

- умение ребенка образовывать  приставочные глаголы. (Инструкция: «Я начну, а ты закончи». Лексический материал: Петя лил, лил, и, наконец… налил.)

Предлагаю вашему вниманию игры для формирования словообразования, в которые можно играть дома.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

«Ласковые имена»

Взрослый: В одном детском саду дети решили называть друг друга ласково по именам: Юля- Юлечкой, Сережу – Сереженькой. А как назвать других детей? Оля – …., Саша - …, Костя - …, Таня - …., Ира - …, Миша - …, Соня - … .

«Малыши»

Назовите детенышей животных. Волк - …, медведь - …, кошка - …, заяц - …, свинья - …, лиса - …, гусь - … .

«Гномик и великан»

Взрослый: Жил гномик. Он был очень маленький, поэтому у него была не голова, а головка. А как же скажем про другие части тела? Нос - …, уши - …, руки - …, локти - …, лоб - …, глаз - …, щека - …, ноги -… А рядом жил великан. У него были не руки, а ручищи. А как же скажем про другие части тела? Нос - …,  локти - …, лоб - …, глаз - …, ноги -…

«Назови ласково»

Назови ласково предметы. Гриб – грибочек, чашка – чашечка, стол - …, кресло - …, кровать - … .

«Частичка»

Образование слов со значением единицы целого. По римеру взрослого дети образуют слова:

дождь–дождинка, бусина-бусинка, пыль-пылинка, роса-росинка, икраикринка, изюм-изюминка, солома-…, чай-…, песок-…, снег-…, пух-… .

 «Что для чего?»

Взрослый: К Маше придут гости, а она не знает, во что положить хлеб, салат и т.д. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется? Для супа супница Для сахара - Для чернил - Для соуса – соусница Для конфет - Для мыла – Для салата – салатница Для хлеба - Для пепла –

 «Два слова в одном»

Дети отвечают на вопросы взрослого.  Когда падает снег, как мы это называем? (Снегопад)  Когда листья падают? (Листопад)  Когда камни с гор падают? (Камнепад)  Какой прибор сосёт пыль?  Какая машина сок выжимает?  Какая машина кофе варит? Образование существительных из различных частей речи.

«Придумай слово»

Взрослый: Родились у кошки котята, такие красивые, смышлёные, игривые… Мы решали, мы гадали, как же гам котят назвать? Давайте подумаем вместе. Этот котенок пушистый. Назовем его Пушок. Этот котенок белый, как снег. Назовем его …(Снежок). Этот котенок серый, как дым. Назовем его …(Дымок). Этот котенок часто шалит. Назовем его (Шалун). Этот котенок высоко прыгает. Назовем его …(Прыгун). Этот котенок очень маленький. Назовем его …(Малыш). Этот котенок черненький. Назовем его … (Черныш). Дай имя котенку, который много ест, много спит, больно царапается, который рыжий, тихий, хитрый, смелый.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 «Назови ласково»

Дети образуют прилагательные по примеру взрослого. Зубастый крокодил – зубастенький. Ленивый бегемот – ленивенький. Быстрая обезъянка – … Страшный рассказ – … Соленый огурец – … Кислое яблоко – …

«Какой? Какая? Какое?»

По примеру взрослого дети образуют прилагательные. Ум – умный, умная, умное. Длина – длинный, длинная, длинное. Страх - …, разговор-…, загар-…, старость -…, глубина -…, холод - … .

«Придумай название»

Взрослый. В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но еще не имеют названий. Давайте придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города сразу же их запомнили и никогда не путали. По примеру взрослого дети придумывают название улиц. Улицу, на которой находится завод, назовём – Заводская. На которой много цветов – Цветочная. На которой расположена школа - … На которой много берез - … Образование относительных прилагательных.

«Что из чего?»

Взрослый называет существительное, а дети образуют прилагательное. Бумага-бумажный Виноград – виноградный Дерево – деревянный Лимон – лимонный Стекло - стеклянный Глина - …. Резина - … Гриб - … Мех - … Резина - … «Помоги и мне» Взрослый называет существительное, а ребенок – прилагательное. Деревня – деревенский Иркутск – иркутский Город - … Село - … Москва - … Дом - ….

«Скажи правильно» 

Взрослый называет существительное, а ребенок прилагательное. Утро – утренний Вечер - … Завтра - … Завтра - … День - … Ночь - …

«Чьи хвосты?» 

Дети образуют прилагательные по примеру взрослого. Кошка – кошачий Лиса - … Лебедь - … Гусь - … Слон - … Медведь - … Ёж - … Овца - … Собака - … Мышь - … Волк - …

«Чья вещь?» 

Дети образуют притяжательные прилагательные по примеру взрлслого. Мама – мамина (сумка) Тетя - … Дядя – дядин (чемодан) Бабушка - … Папа - … Дедушка - … «Назови листья (иголочки)» Дети образуют прилагательные по примеру взрослого. Дуб - дубовый Береза - … Ель - … Клен - … Осина - … Рябина - … Липа - … Тополь - …

«Доскажи словечко»

Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают (говорят последнее слово) Эта темная юбка, а другая ещё (темнее). Этот дом высокий, а другой ещё … Это красное платье, а другое ещё … Мама молодая, а дочка ещё … Это удобное кресло, а другое ещё … Сахар сладкий, а мёд ещё … Ромашка красивая, а роза ещё … Диван мягкий, а подушка ещё … У сестры книжка толстая, а у брата ещё … У Маши голос громкий, а Пети ещё … Этот коридор узкий, а другой ещё …

«Назови птичку» 

Дети отвечают на вопросы взрослого.  Как можно назвать птицу с длинным хвостом? (Длиннохвостая)  С желтой грудкой? (Желтогрудая)  С острым клювом? (Остроклювая)  С голубыми глазами? (Голубоглазая)  С красными щеками? (Краснощекая)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ

«Добавляй и говори»

Взрослый показывает детям, что если к слову ехать добавить у вначале, то получиться новое слово уехать. Далее также с приставками в-, вы -, от -, за-, пере-, под-,до-,с-,на-, пере-, при-. Затем вместе с детьми он повторяет аналогичные действия со словом лить. Потом дети самостоятельно образуют слова самостоятельно от следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

В данной статье отражены особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

Особенности словообразования у детей с ОНР

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих различные нарушения речи, особенно велик процент детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Анализируя состояние речи у детей с общим ...

Рекомендации для воспитателей "Особенности словообразования существительных у дошкольников"

Словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Предметом словообразования является слово...

Консультация "Особенности словообразования у дошкольников с ЗПР"

В структуре расстройств словоизменения и словообразования дошкольников с ЗПР в качестве ведущего нарушения выявлено нарушение семантического уровня морфологической системы языка, а именно, трудности д...

Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новы...

"Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня"

Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новы...

Особенности словообразования имен прилагательных у детей с ОНР

Формирование процесса словообразования имен прилагательных у детей с ОНР занимает достаточно много времени и вызывает многочисленные трудности. При образовании слов наблюдается большое количество ошиб...