Статья " Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
статья (старшая группа)

Долгобородова Оксана Мевленовна

В данной статье отражены особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     

Введение

В настоящее время количество рожденных детей с нарушениями речи значительно возросло. Несмотря на то, что большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают речью: ее звуковой, фонематической, лексико-грамматической сторонами, у детей с нарушением речи процесс овладения речью происходит неодинаково. В ряде случаев процесс овладения речью может задерживаться, и тогда отмечаются различные отклонения в овладении речью, т.е нарушается нормальный ход ее развития. Дети с ОНР составляют значительную часть таких детей. ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с отдельными  элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. У этих детей не сформирована и функция словообразования, так как она представляет собой одну из самых сложных функций. Для ее развития дети должны овладеть некоторыми словообразовательными умениями: научиться распознавать морфемы в слове, выделять продуктивные словообразовательные модели из речи взрослых и, наконец, строить собственные словообразовательные модели. От степени овладения этими словообразовательными умениями и навыками детьми дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается словообразование, во многом зависит успешность развития их «языковой компетентности» и возможность усвоения знаний в этой области. Все это требует сформированности грамматического и лексического строя речи. Следовательно, словообразовательная функция для детей с ОНР является очень сложной. Но ее формирование очень важно и необходимо для развития речи дошкольников. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В дальнейшем (при отсутствии своевременного выявления этих нарушений и их коррекции) эти «неправильности» могут создавать для ребенка серьезные трудности при овладении чтением и письмом, непонимание при общении с малознакомыми людьми. Неумение пользоваться способами словообразования ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Школьники, имеющие такие проблемы, обычно имеют диагноз неярко выраженное недоразвитие речи. Учебный материал воспринимается и воспроизводится такими детьми слабо. Возникает нежелание читать и писать. На фоне этого у детей могут развиваться неврозы, стрессовые ситуации, что, безусловно, вредит здоровью и нормальной жизнедеятельности.

      Несмотря на то, что на протяжении последних десятилетий проблема общего недоразвития различного генеза  является   объектом  пристального  изучения  многих  исследователей (Р.Е.Левиной, Н.Н. Трауготт , Е. Ф. Соботович, С. Н. Шаховской, Н. С. Жуковой, Л. Н. Ефименковой, А.В.Ястребовой, Л.Ф.Спировой  и др.) мало внимания уделяется готовности этих детей к проведению словообразовательных действий разной степени сложности, хотя большинство авторов указывают на трудности, которые дети испытывают в процессе образования новых слов ( недостаточное понимание значений приставочных глаголов, трудности в образовании притяжательных и относительных прилагательных, сравнительной степени качественных прилагательных.

        

 

Определение словообразования.

        Многие известные авторы, как в отечественной так и в зарубежной литературе  дают  разные  определения словообразования. В частности Степанова М. Д. считает, что словообразование это особый путь развития словаря, как «основное  средство  обогащения   словарного   состава   языка»  ( Левковская К. А.), как одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами ( Лопатин В. В.). Словообразование является основным источником пополнения словарного состава языка, которое осуществляется разными способами (Тихонов А. Н.).

        Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка путем соединения и комбинирования морфем.

        Между тем Кубрякова Е. С. термин «словообразование определяет соответственно, как способ создания новых слов в том или ином языке. Шанский Н. М.определяет его как собрание способов, правил образования новых слов. Головин Б. Н., как некий весьма родственный и сложный механизм, производящий слова.

        Словообразовательно мотивированные (производные) слова могут быть предметом  различия   лексических  и   лексико-семантических  классификаций.

Также Немченко В. Н.  считает, что термин «словообразование» используется для обозначения так называемого механизма создания новых слов. Этот механизм образует всем известные действующие в языке правила, способы, определенные схемы, образцы или модели с помощью которых создаются новые слова. По мнению Земской Е. А. новые слова не проходят незамеченными. Их встречают как новичков в школе, приветливо или насмешливо, неприязненно. Кроме того термином «словообразование» в современном языкознании обозначают и другие понятия: строение готовых, производных слов, определяемое их взаимоотношением с другими словами языка на том или ином этапе развития; также определенная область языковой структуры, система производных слов. Учитывая изложенное, можно считать, что объектом словообразования являются реально существующие в языке слова со стороны их образования, т.е. в отношении того, как они «сделаны» и могут быть сделаны вновь.

 

  Организация обследования. Характеристика детей  

                                             участвующих в обследовании.

Для того, чтобы выявить насколько нарушено словообразование прилагательных у детей моей речевой группы я решила провести более детальное обследование этого процесса.

Обследование проводилось на базе  ГБДОУ Д /с № 135 Выборгского р-на.  В обследовании принимали участие 14 детей (8 мальчиков и 6 девочек, в возрасте 6 лет) 9 из них с диагнозом фонетико-фонематическое нарушение речи и 5 с диагнозом общее недоразвитие речи. Обследование состояло из 4 заданий, определяющих различные виды словообразования прилагательных. Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах, позволили получить следующие данные, характеризующие обследуемых детей :

  • У большинства мам беременность протекала с токсикозами, в основном I половины беременности, у двоих на фоне токсоплазмоза, еще у двоих на фоне хронического пиелонефрита и у четырех наблюдалась угроза выкидыша, в некоторых мам была анемия, повышенное давление, многоводие.
  • Роды протекали нормально у одной матери, досрочные роды у троих матерей, также у некоторых из них при родах использовалась стимуляция, роды через кесарево сечение у пяти, гипоксия мозга наблюдалась у четверых детей.
  • Некоторые дети состояли в раннем детстве на учете у невропатолога с диагнозами: минимальная мозговая дисфункция (ММД) -1 ребенок, пренатальная энцефалопатия (ПЭП) -5 детей, пирамидальная недостатоность -3 детей, задержка развития речи – 2 детей .
  • Заболевания до года перенесли из 14 обследуемых детей 7, ОРВИ – двое детей,  отит – 1 ребенок, хронический пиелонефрит- 1 ребенок, судороги при высокой температуре – 1 ребенок, отек Квинке-2 детей.

Таким образом, анамнестические данные представленные выше при сопоставлении позволяют судить о значительном отставании в психомоторном и раннем речевом развитии обследуемых детей с речевой патологией.

Обследование словообразования прилагательных

 

Во время обследования детям были представлены следующие 4 задания

Задание  №1.1.  Образование относительных прилагательных.

Задание  №1.2.  Образование относительных прилагательных.

Задание  №2.     Образование качественных прилагательных.

Задание  №3.     Образование притяжательных прилагательных.

        

Задание №1.1.Обследование относительных прилагательных

Материал исследования.

        Словосочетания, обозначающие из чего сделан предмет: скамейка из дерева, шапка из меха, сумка из кожи, стакан из стекла, кораблик из бумаги, ком из снега, подушка из пуха, сапоги из резины, ключ из железа, стена из кирпича.

Процедура и инструкция.

        В начале исследования формируется ориентировка в задании: «ваза сделана из стекла, поэтому мы говорим: ваза стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «скажи, если скамейка сделана из дерева, то какая она?» В случае затруднения повторяется предыдущий пример словообразования или называются 1-2 слога (де-, дере-).

Задание №1.2.Образование относительных прилагательных

Материал исследования.

        Словосочетания: лист березы, лист клена, лист дуба, шишка сосны, шишка ольхи, джем из яблок, варенье из вишни, варенье из малины, компот из груш, суп из грибов.

Процедура и инструкция.

        Экспериментатор дает следующую инструкцию: «скажи, как называется лист березы, какой он?» В случае затруднения воспроизводится 1 или 2 слога слова (бе-, бере-).

Задание №2. Образование качественных прилагательных.

Материал исследования.

Вопросы:

  1. «Как назвать лису за хитрость, какая она?»
  2. «Как назвать волка за жадность, какой он?»
  3. «Как назвать зайца за трусость, какой он?»
  4. «Как назвать обезьяну за ловкость, какая она?»
  5. «Как назвать цветок за красоту, какой он?»
  6. «Как назвать железо за прочность, какое оно?»
  7. «Как назвать богатыря за силу, какой он?»
  8. «Как назвать солдата за храбрость, какой он?»
  9. «Если днем мороз, то как можно назвать такой день, какой он?»
  10. «Если светит солнце, то как называют такой день, какой это день?»

Процедура и инструкция.

        Экспериментатор задает ребенку вопрос: «как назвать лису за хитрость, какая она?» В случае затруднений осуществляется помощь со стороны экспериментатора, называется первый слог слова, например: хит-, трус-.

Задание № 3. Образование притяжательных прилагательных.

Материал исследования.

        Словосочетания: нора лисы, лапа волка, лапа медведя, хвост зайца, шкура овцы, молоко коровы, сумка мамы, газета папы, кофта бабушки, шарф дедушки.

Процедура и инструкция.

        Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «скажи, как называется нора лисы, чья это нора?» и т. д. В случае затруднений используются картинки.

 

Анализ состояния словообразования прилагательных у       детей с речевой патологией

В обследовании детям было представлено 4 задания на словообразование прилагательных.

В задании № 1.1 детям предлагалось образовать относительные

прилагательные.

В этом задании у детей наибольшие затруднения вызвали следующие словосочетания: сумка из кожи, большинство детей дали ответ – кожевая, а также были ответы – кожевная, кожаная; подушка из пуха – восемь детей образовали частично, неправильно ставя ударение – пуховая, пуховая, двое

дали неправильный ответ – пухная. Также вызвали затруднения словосочетания: скамейка из дерева – деревная, деревая; шапка из меха – меховая, мехивая; ком из снега – снеговой.

В задании № 1.2 детям также  предлагалось образовать относительные прилагательные.

При выполнении этого задания наибольшие трудности вызвали следующие словосочетания: суп из грибов , в семи случаях дети дали ответ -  грибовый, в двух – грибочный, также были ответы – грибовный, грибовый; Чуть меньше ошибок в словосочетаниях: компот из груш – грушевой, грушовый, грушенный; шишка ольхи – ольхивая, ольхистая; шишка сосны – сосная, сосновиная;Также в еденичных случаях лист березы – березный, лист клена – кленовый, лист дуба – дубовой.

Задание № 2 заключалось в следующем. Детям надо было образовать качественные прилагательные.

Это задание для детей оказалось наиболее легким. Самым трудным оказался вопрос: как назвать зайца за трусость, какой он ? В шести случаях дети назвали его трусом, так же были одиночные ответы – трусовый, трусный; У троих детей возникли трудности в образовании словосочетания морозный день, они дали ответ – морозовый; Один ребенок назвал волка за жадность жадиной и один ребенок назвал железо за прочность жестким.

В задании № 3 детям надо было образовать притяжательные прилагательные.

Это задание оказалось для детей самым сложным. Наибольшие трудности возникли при ответах на вопросы: как назвать нору лисы, чья это нора ? большинство детей ответили -  лисы, лисичная, лисиная, лисичья, также были единичные ответы - лисовая, лисина, лисички; как назвать лапу медведя, чья

                                                         -25-

это лапа ? большинство детей дали ответ – медведя, медвежая, также были ответы – медведина, медвединая, медведевая; как назвать шкуру овцы, чья

 это шкура ? четверо детей ответили – овцовая, также овчиная, овцаная, овечки,

овчавая, овчина, овечкина. На вопрос хвост зайца, чей хвост? – в пяти случаях дети ответили зайчий, шестеро – зайчоный и зайца, в одном случае зайчишный; Чуть меньше ошибок было в словосочетаниях лапа волка, дети отвечали – волка, волчиная, волкина, волковая; молоко коровы – коровино, коровы,коровное.

Данные представленные в обследовании свидетельствуют о том, что наиболее легко дети с речевой патологией овладевают образованием качественных прилагательных и трудно образованием притяжательных прилагательных. Чуть меньше трудностей возникает в овладении образованием относительных прилагательных. При выполнении заданий встречались ошибки, обусловленные использованием в словообразовании продуктивных суффиксов, суффиксов более раннего онтогенеза, таких как, -к, -ин, -ик, -ов, -ев. Например: волчиная, снеговой, морозовый, грибовый. Также наблюдались ошибки, связанные со смещением ударения: пуховая, пуховая, меховая, клёновый и с незнанием некоторых слов, например: железный.

При проведении обследования дети проявляли интерес к выполнению задания, старались, отвечали быстро, но в большинстве случаев неправильно, иногда требовалась помощь взрослого.  

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Игра – первая деятельность, которой принадлежит  значительная роль  в  развитии  личности,  в  формировании  свойств  и обогащении  его внутренн...

Статья: «Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

В данной статье рассказывается об особенностях эмоционнальной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ."

В статье рассматривается проблема развития речи детей с ОНР .Упоминаются исследователи ,изучившие вопросы речевого развития детей .В статье описывается педагогический опыт организации коррекционной ра...

Статья "Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Статья «Особенности навыков общения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста, воспитания гуманных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для...

Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи" Аннотация: в статье рассматривается проблема сенсорного развития детей старшего ...