Коммуникативное развитие детей раннего возраста
консультация

Бондарева Виктория Кирилловна

Коммуникативное развитие детей раннего возраста

 

Аннотация: в статье рассматривается коммуникативное развитие ребенка раннего

возраста, этапы развития детской речи, основные задачи развития общения у детей

раннего возраста.

 

Ключевые слова: ранний возраст, коммуникативные навыки, коммуникативное

развитие, раннее развитие, коммуникативная функция речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативное развитие детей раннего возраста

Аннотация: в статье рассматривается коммуникативное развитие ребенка раннего

возраста, этапы развития детской речи, основные задачи развития общения у детей

раннего возраста.

Ключевые слова: ранний возраст, коммуникативные навыки, коммуникативное

развитие, раннее развитие, коммуникативная функция речи.

Одним из ведущих приоритетов в образовании, на сегодняшний день, является

коммуникативная направленность образовательного процесса. Человек, умеющий

общаться, рассматривается в современном мире, как владеющий ключевой компетенцией,

которая позволяет ему быть успешным в различных сферах.

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. По мнению педагогов и

психологов, коммуникативные умения не являются врожденными, они формируются в

процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. То, что

происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения

человека, которые могут сохраниться до конца жизни. В связи с этим особое значение

приобретает формирование коммуникативных умений у детей раннего возраста, который,

по Д.Б. Эльконину, охватывает период жизни ребенка от года до трёх лет.

В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с

окружающими, со сверстниками. Низкий уровень сформированности коммуникативных

умений приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые препятствуют

общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс

позитивной социализации.

Овладение коммуникативными умениями детьми начинается с момента рождения,

так как именно в период младенчества ребенок впервые входит в социальный мир

отношений. Развитие коммуникативных умений в раннем возрасте формируется

совместно с процессом овладения неречевыми и речевыми составляющими речи в

разнообразных видах деятельности, являющимися главными на конкретном возрастном

этапе развития ребенка, т.е. в эмоциональном контакте, предметно-практической и

игровой деятельности.

Основой формирования коммуникативных умений является совместная

деятельность с ребенком. Общение со взрослым ведет к наращиванию объема средств

общения, которые становятся понятными обоим участникам в ситуации взаимодействия.

Коммуникация со сверстником представляет собой неотъемлемую часть жизни детей, так

как ребенок не испытывает в этом общении высоких требований к себе и коммуницирует

на равных, испытывая при этом стремление к дальнейшему контакту.

Применение тех или иных коммуникативных умений определяется этапом

развития детской речи как средством общения.

Этапы развития детской речи от рождения до трех лет:

1) доречевой или довербальный этап – включает период гуления, лепета, относится

к первому году жизни;

2) первичное освоение языка или этап возникновения речи – дограмматический. К

нему относится второй год жизни;

3) этап освоения грамматики или этап развития речевого общения. Относится к

третьему году жизни.

Этапы развития потребности в общении ребенка со взрослым:

1) потребность во внимании и доброжелательности взрослого;

2) сотрудничество со взрослым появляется у ребенка после овладения

им произвольным хватанием;

3) нужда в уважительном отношении взрослого возникает на фоне познавательной

деятельности детей;

4) потребность во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослого

возникает в связи с интересом взаимоотношений и обусловлена овладением социальными

нормами.

При дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребенку трудно будет

научиться общаться с другими людьми. Вот почему, так важно уделять внимание

коммуникативной функции речи с раннего возраста, которая зависит от социальной

среды, в которую входят взрослые и сверстники, окружающие ребенка. Вхождение в

систему социальных отношений, происходящей в процессе совместной деятельности,

способствует усвоению правил поведения, изменению форм общения. Именно в

деятельности происходит познание окружающего мира, усвоение словаря.

Основные задачи развития общения детей раннего возраста:

- стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения

различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со

взрослыми и сверстниками;

- подбор наиболее эффективных методов и средств, способствующих созданию

интереса, мотивации к речевой деятельности у детей.

Для ребенка третьего года жизни важным средством развития становится

возможность понимать речь и говорить. Функции речи расширяются, и она становится не

только средством общения ребенка со взрослым, но и средством его общения с детьми.

Начинает формироваться содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

- чутко отзываются на любое действие сверстника.

Однако, в раннем возрасте ребенок еще не умеет играть с кем-либо. В других детях

он видит не партнеров по совместной игре, а конкурентов, претендентов на общие

игрушки. Поэтому появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. С такого

противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к

своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, эгоцентризм,

договориться о взаимоприемлемых условиях игры. Со временем с помощью взрослого

малыш усваивает правила совместной игры.

Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям, чем общение с

взрослым. От взрослого ребенок ждет оценки своих действий или информации. Действия

ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, он

управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или

навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с

собой.

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно

учить детей общаться друг с другом. В этом случае взрослый:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике человека;

- организует совместные игры детей;

- учит доброжелательному общению;

- поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые

слова и т.п.

Важно показать, что другой ребенок может быть не только конкурентом, но и

партнером, что играть с ним гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя

совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого,

взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству

Только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь

значительных успехов в развитии общения.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и

органично включающейся во все виды деятельности. Наилучшие возможности для

возникновения эмоциональных контактов создает игровая деятельность. Именно в игре

ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности, в процессе которой

происходит освоение средств общения. Именно в игре ребенок проживает различные

ситуации, связанные с событиями окружающего мира, усваивает навыки общения.

Педагог или родитель, создавая специальные игровые ситуации, вызывает у детей

эмоциональный отклик, а также активизирует речевое общение, например, «в гости к

детям пришел Зайчик, давайте накормим его!» Дети в данной ситуации начинают

выражать свои эмоции, сопровождая их речью, а также учатся коммуникации.

Исходя из возрастных особенностей, задачи по формированию коммуникативных

навыков, можно сформулировать следующим образом:

Задачи к игровым упражнениям детей 1,5-2 года:

1. Помогать детям преодолевать застенчивость.

2. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях.

3. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

4. Помочь осознать собственные чувства, эмоции.

5. Формировать способность выражать словами свои чувства.

6. Учить распознавать разные эмоциональные состояния других людей.

7. Формировать начальные навыки речевого этикета (поздороваться, попрощаться,

поблагодарить, попросить, извиниться).

8. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.

9. Формировать доверие и привязанность к педагогу, доброжелательное отношение к

сверстникам.

10. Предотвращать негативное поведение; обеспечивать каждому ребёнку физическую

безопасность со стороны сверстников; формировать представления о нежелательных и

недопустимых формах поведения.

11. Добиваться различения детьми запрещённого и нежелательного поведения («нельзя» и

«не надо»), вводить чёткие нормы жизни группы: запрещать прибегать к насилию для

разрешения конфликтов, разрушать продукты деятельности других детей, пользоваться

личными вещами других без их согласия.

Задачи к играм детей 2-3 года:

12. Развивать эмпатию, навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми:

умения договариваться, уступать, ждать своей очереди.

13. Формировать представление о равноправии как норме отношений со сверстниками.

14. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

15. Развивать активность, инициативность, самостоятельность.

16. Создавать в группе положительный психологический климат, в равной мере проявляя

любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и

органично включающейся во все виды деятельности. Наилучшие возможности для

возникновения эмоциональных контактов создает игровая деятельность. Именно в игре

ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности, в процессе которой

происходит освоение средств общения. Именно в игре ребенок проживает различные

ситуации, связанные с событиями окружающего мира, усваивает навыки общения.

Педагог или родитель, создавая специальные игровые ситуации, вызывает у детей

эмоциональный отклик, а также активизирует речевое общение, например, «в гости к

детям пришел Зайчик, давайте накормим его!» Дети в данной ситуации начинают

выражать свои эмоции, сопровождая их речью, а также учатся коммуникации.

Работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей раннего

возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую

часть проблем в общении. Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку

полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с

людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического

общения». М., Мозаика-Синтез, 2005.

2. Жердева Е.В. «Дети раннего возраста в детском саду». Издание 2—е. — Ростов

н/Д: Феникс, 2007. — 192 с. — (Мир вашего ребенка)

3. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве [Текст]: избр. психол. тр. / Д.Б.

Эльконин. – М.: Педагогика, 1989.

4. Янушко Е. «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3лет. –

Москва: Теревинф, 2007. — 232с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация деятельности по коммуникативному развитию детей раннего возраста.

Книга  вводит  ребенка  в  самое  сложное  в  жизни – в мир  человеческих  чувств,  радостей  и  страданий,  отношений,  поступков...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста»

Данные игры можно использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным. Дети с удовольствием включаютс...

Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...

Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста при взаимодействии с родителями воспитанников

Организация работы ДОУ для повышения педагогической культуры семьи. Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....