Как развить музыкальный слух у ребенка?
консультация

Консультация для родителей на тему: Как развить музыкальный слух у ребенка?

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

Как развить музыкальный слух у ребенка?

Автор: Устьянцева Е.С.

Музыкальный руководитель

ГБДОУ №85 Приморского района С-Пб

На тему наличия и отсутствия музыкального слуха встречается много разных рассуждений, в том числе от взрослых людей, которые говорят, что им (или их детям) "медведь наступил на ухо".
В каком же возрасте приходит этот самый медведь? Можно ли развить слух и может ли быть так, что изначально не дано?

*

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.

Для начала определимся с терминами:
Слух - это просто способность слышать звуки. Есть у всех детей без патологий развития.
Мелодия - это последовательность звуков различной высоты. Обычно мелодия подчиняется еще музыкальным законам, но не будем усложнять.
Музыкальный слух - это уже способность распознавать высоту звуков и мелодию, из этих звуков составленную, а после чего возможность правильно ее воспроизводить (петь).

Абсолютный слух - способность точно запоминать высоту звуков и воспроизводить их без предварительного повторения. В случае знания нотной грамоты человек с абсолютным слухом может без музыкального инструмента точно спеть мелодию по нотам в правильной тональности. Или как пример, без прослушивания звука (например, гудка телефона) точно воспроизвести его высоту.


Любой ребенок без слуховых отклонений будет иметь музыкальный слух, если его развивать с детства. И отсутствие музыкального слуха во взрослом возрасте - это просто недостаток развития, такой же, как неумение плавать, кататься на велосипеде или танцевать.

Однако не любой ребенок сможет развить абсолютный слух, потому что эти способности - это уже генетическая предрасположенность, врожденный талант.

Давайте разберемся, что подразумевает именно Музыкальный слух, потому что именно он наиболее важен для того, чтобы играть на музыкальных инструментах и петь.


Важно понимать, что Музыкальный слух - это уже некоторый результат, который состоит из нескольких составляющих (очень похоже на изучение языка):
1) Уметь различать высоту звуков (какой выше, какой ниже)
2) Уметь запомнить мелодию, узнать знакомую мелодию
3) Уметь правильно воспроизвести (спеть) мелодию

Прежде чем задаться целью развивать слух у ребенка, нужно как минимум для себя осознать, а какой результат хочется получить.

Это как со спортом. Есть профессиональные навыки, а есть общая физическая подготовка. И здесь то же самое. Есть музыкальное образование с дальнейшим возможным поступлением в консерваторию, а есть общее музыкальное развитие с возможностью превратить его в хобби для души.

Итак, возьмем среднюю цель - музыкальный слух, умение спеть на встрече друзей. Это средний необходимый уровень развития способности, на которую способен любой ребенок.

Слушание музыки.

Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем. Малышам можно включать колыбельные из детской классики: П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»; В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»; Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»; И. Брамс – «Колыбельная»; Р. Шуман – «Грезы»; Э. Григ – «Поэтическая картинка». Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет: П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»); Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина); Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

1) УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ ЗВУКОВ

Например, Как гавкает собачка мама? Как гавкает собачка-папа? а как щеночки маленькие? Ребенок изображает, используя разную высоту звуков (то низким голосом, то пищит) и разную громкость. Это упражнение подходит самым маленьким. Это очень забавно это смотрится в их исполнении.

Как рычит медведь? Как пищит мышка? Ребенок подражает и выдает разную высоту звуков. Это важно.

Я спрашивала иногда и что-то еще, например, как ты чихаешь, покажи! А как чихает мама? А как папа? И ребенок с удовольствием изображает, причем на разные голоса.

Если есть детское пианино, то можно сыграть на низких звуках и спросить, ребенка, кто это идет, медведь или мышка? А потом сыграть на высоких звуках и спросить то же самое. Дети обычно очень быстро начинают различать и все правильно говорят.

Для деток постарше, если есть детское пианино, можно поиграть так: ребенок отворачивается, мама нажимает на клавишу. Ребенок поворачивается и старается по звуку угадать, какая клавиша была нажата. 3 попытки. Постепенно ребенок замечает, что на пианино в одну сторону звуки становятся выше, а в другую - ниже.

2) УЧИМСЯ ЗАПОМИНАТЬ МЕЛОДИЮ И УЗНАВАТЬ ЕЕ

Чтобы запомнить мелодию, нужно ее несколько раз услышать. Причем не просто услышать, а иметь возможность заметить, что это одна и та же мелодия.

На начальном этапе важно петь/слушать небольшое количество песенок (1-3). Так, чтобы ребенок имел возможность заметить, что мелодия повторяется, запомнить ее.

Например:

  • Мама поет перед сном одну и ту же песенку (при условии, что у мамы есть слух и мелодия не меняется от раза к разу)
  • любые детские песенки, которые можно включить
  • музыкальные игрушки (выбирайте только игрушки, которые нормально реалистично и по-доброму выглядят - НЕ хаги-ваги)
  • детское пианино или книжка/телефон с песенками

Т.е. ребенок должен иметь возможность слушать разные мелодии. И повторять их прослушивание. Постепенно он начнет узнавать их. Какие-то будут нравиться больше, какие-то меньше. Но обращайте внимание на то, какие там песенки. Современные не всегда хороши.

3) УЧИМСЯ ПЕТЬ

Умение петь можно разделить на три составляющие.

  • музыкальный слух
  • чувство ритма
  • голос

Очень важно для ребенка само понимание того, что вообще можно петь. Некоторые дети, в семьях которых никто не поет, с огромным удивлением и интересом прибегают посмотреть, послушать, если кто-то начинает петь. Если в семье никто не поет, то подойдет даже просто видео, где поют дети или взрослые. Но петь детские песенки ребенку обязательно должен человек с музыкальным слухом. Если слуха у родителя нет, лучше не петь совсем, а послушать готовые песенки или попросить кого-то петь. Потому что ребенку очень важно понимать, что мелодия - это определенная последовательность звуков разной высоты, а не просто декламирование стихов нараспев каждый раз как придется.

Как и когда начать петь?

Для начала лучше брать простые песенки, без насыщенного сопровождения.

Дальше ребенок может помогать петь какие-то части песенки, часто это бывают окончания фраз или припев, или какие-то короткие понятные фразы.

Чтобы ребенок чувствовал длительность музыкальных фраз и ритм, можно хлопать вместе под музыку, топать, прыгать, ходить. В дальнейшем это влияет на то, как ребенок понимает и чувствует ритм, а также момент, когда нужно начинать петь под музыку.

И третья часть - это развитие голоса. Когда мы поем, мы дышим определенным образом. Берем дыхание, посылаем воздух равномерно, чтобы получался красивы звук. Постоянно слышим обратную связь. Здесь важен пример для подражания и тренировка. Если ребенку нравится петь, то он будет петь. Слушать песенки, подпевать, запоминать их.

Советы родителям:

  • Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца;
  • Многие дети любят играть «в школу». Включайтесь в эту игру. Ставьте «пятерки» в дневник, вызывайте к «доске»; сами становитесь учениками, а Ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что Вы должны петь, играть и танцевать;
  • Иногда говорите, что Вы забыли, как надо петь или играть на инструменте – попросите ребенка Вас научить этому;
  • После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей;
  • Записывайте выступления малыша на аудио- или видеоносители;
  • Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика).

Желаю успехов в музыкальном развитии детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить музыкальный слух у ребенка?

Как развить музыкальный слух у ребёнка? В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения. И все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко, запоминае...

Как развить музыкальный слух у ребенка?

Как развить музыкальный слух у ребёнка? В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения. И все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко, запоминае...

Как развить музыкальный слух. Консультация для родителей.

Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке. Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, что...

Как развить музыкальных слух у детей

     Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из - за отсутствия правильного музыкального воспитания. Как избежать этой ошибки? ...

«Как развить музыкальный слух ребенка»

Консультация для родителей...

"Как можно развить музыкальный слух ребенка в домашних условиях"

Консультация "Как можно развить музыкальный слух ребенка в домашних условиях"...