«Игры, способствующие гармоничному развитию сенсорной сферы дошкольников»
консультация

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе, поэтому важно создавать стимулирующую среду и поддерживать интерес к разнообразным сенсорным опытам. Существует множество игр, способствующих развитию сенсорных способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry_2.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры, способствующие гармоничному развитию сенсорной сферы дошкольников»

 Игры для тренировки различных видов восприятия (зрения, осязания, слуха) основаны на работе с органами чувств ребенка. Все описанные выше игры являются прекрасным инструментом в воспитании дошкольников и способствуют гармоничному развитию их сенсорной сферы.

Развитие зрения и восприятия цвета

 Для сенсорного развития детей дошкольного возраста используются отдельные   внешние свойства предметов и явлений. Это помогает обратить внимание ребёнка на изучаемый предмет, учит выделять, определять и применять полученные знания в играх и жизни.

«Зажги лампочку»
Такая игра развивает зрительные ощущения и формирует представления о свете и темноте. Для занятия вам понадобится настольная лампа или торшер. Правила игры очень простые, как раз то, что нужно для детей раннего возраста. Ребёнок (с подсказкой родителя) поочередно включает и выключает свет. Задача взрослого – как можно эмоциональней озвучивать действия малыша: «Выключил свет…», «Ой, стало так темно…», «Ура! Свет включился..» и т.п.

«Солнечные зайчики»
Упражнение помогает закрепить знания о свете и темноте. В солнечный день поймайте с помощью маленького зеркальца солнечный луч и обратите внимание ребёнка на блики солнца, которые пляшут по стене, полу и потолку. Затем предложить малышу попытаться поймать солнечного зайчика.

«Сорока-воровка»
Забава развивает зрительные ощущения, формирует представления о блестящих и переливающихся предметах. Для игры возьмите блестящие вещи (зеркало, кольца с камушками, шарик из фольги, перламутровые камушки для аквариума, монету, ключ, металлическую ложку и т.д.), пластиковую банку, полиэтиленовую плёнку и мелкие пластиковые игрушки.
В начале занятия покажите ребёнку, как могут переливаться и блестеть разные предметы в свете солнца. Затем перемешайте их, предложив малышу выбрать среди них блестящую вещь и назвать её. Потом расскажите, кто такая сорока и почему её называют воровкой. Пусть ребёнок представит, что он волшебным образом превратился в эту птицу и должен найти и собрать все переливающиеся предметы в комнате. Чтобы игра стало ещё интереснее, собирайте вещи под весёлую заводную музыку. Затем рассмотрите собранную «добычу» и проверьте её на блеск под светом лампы. Обратите внимание малыша, что все предметы блестят по-разному: одни более ярко, а другие намного тусклее.

Слуховое развитие

1.«Найди пару»

Малышу дают несколько игрушек, которые издают разные звуки, и просят подобрать среди них звучащие одинаково. Игра подходит для тренировки слухового восприятия.

2.«Найди пару»
Такая развивашка тренирует внимание и умение определять на слух одинаковые звуки. Сначала сделайте звуковые коробочки (это могут быть футляры из-под киндеров или спичечные коробки с наполнением из круп, камешков, пуговиц и других мелких предметов). Обратите внимание, что они обязательно должны быть парные. Затем предложите малышу послушать, как звучит каждая коробочка, и определить, какие из них шумят одинаково.

«Тише, мыши, кот на крыше»
Эта игра научит обращать внимание на те звуки, которые обычно незаметны, а также поможет потренировать самодисциплину и развить слух. Попросите ребёнка представить, что он стал мышкой и ему нужно спрятаться от кошки. Для этого нужно сидеть очень-очень тихо и слушать тишину. После этого вместе обсудите, какие звуки ребёнок слышал в это время: тиканье часов, своё дыхание, шум холодильника и т.д.

«Что звучит»
Занятие развивает слуховое восприятие и помогает выучить названия разных музыкальных инструментов. Для игры возьмите металлофон, бубен, маракасы, погремушки, флейту, губную гармошку, барабан и попросите малыша встать к вам спиной. Сначала вы издаёте звук каким-нибудь музыкальным инструментом, а потом ребёнок должен понять, что сейчас прозвучало.

Восприятие размера и форм

«Игра в прятки»

Знакомит с плоскими геометрическими формами на практике и учит подбору правильной формы. Вам понадобится доска Сегена (или другая, похожая на неё дидактическая игра со скрытыми формами). Играя, вы предлагаете ребёнку спрятать картинку, вставив фигурки в углубления на свои места: «Смотри, здесь рыбка. Она хочет поиграть с тобой в прятки. Ты поможешь ей спрятаться? Спрячь рыбку под нужной формой». Такие развивашки в лёгкой непринуждённой форме учат малыша новому и закрепляют знания.

«Шар и куб»

Игровое упражнение знакомит с геометрическими фигурами. Для занятия понадобится 3D модель куба и шара или игрушки, схожие по форме. Покажите их и расскажите про свойства: «Посмотри, это шар. Он круглый и катится вот так. А это куб, попробуй покатать его, как шар. Не выходит? Это потому, что его стороны плоские, ведь у куба есть углы». Обязательно дайте ребёнку покрутить фигуры в руках, рассмотреть и постучать по ним.

«Вкусное угощение»

Такое занятие обучает ребёнка подбору нужной формы с помощью зрительного соотнесения. Для игры возьмите мягкие игрушки, печенья разных форм (круглые, квадратные, треугольные, в форме сердца и т.д.) и листы картона, вырезанные в форме печений. Сначала перемешайте все сладости, а потом предложите детям угостить ими игрушки: «Кто же пришёл к нам сегодня в гости? Зайчик, медвежонок и кукла Маша! Давайте угостим всех печеньями, только для начала нужно разложить их по формам. Мишка кушает только квадратное печенье, а кукла Маша – круглое».

Восприятие запаха и вкуса

Что за продукт?»

Игра развивает умение различать запахи и соотносить их с объектом. Подготовьте маленькие чашечки и разложите в них кусочки ярко пахнущих фруктов или овощей. Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить, что лежит в тарелочке. После того, как малыш назвал продукт, дайте попробовать его на вкус.

«Съедобное-несъедобное»

Эта забава учит определять по запаху съедобное от несъедобного. Возьмите лягушку или любую игрушку и стаканчики. В одни положите кусочки лука, апельсина, лимона, хлеба, кофе, а в другие – мыло, шампунь, туалетную воду, зубной порошок. Потом расскажите историю, что к вам гости прискакала лягушка. Но в её реку сливали отходы с завода, потому она потеряла нюх. Теперь ей очень нужна помощь ребят. Предложить детям помочь гостье и определить по запаху, что можно кушать, а что нет.

«Ароматная радость»

Берут несколько одинаковых баночек с разными ароматами (крема, ароматные свечи и др.), дают понюхать одну из них ребенку, после чего баночки меняют местами и просят определить по запаху какую из них ему давали ранее.

Игра отлично подходит для тренировки обоняния.

«Найди пару»

Развивашка поможет сопоставить разные вкусы с продуктами питания. Для занятия сделайте картинки с едой (лимон, клубника, рябина) и карточки, на которых описан вкус (кислый, сладкий, горький). Предложите ребёнку подобрать к каждой картинке карточку с нужным вкусом (лимон – кислый, клубника – сладкая, рябина – горькая).

Моторика

«Дорисуй пластилином»

Полезная и интересная идея для развития мелкой моторики, которая учит подбирать цвета. Сделайте контурные картинки овощей и фруктов с отсутствующими фрагментами цвета и подготовьте разноцветный пластилин. Задача малыша – подобрать к каждой карточке нужный цвет и «закрасить» её, размазывая пластилин.

«Бусы для мамы»

Занималка отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка составлять цепочку по схеме. Для игры возьмите шнурок с твёрдым концом, бусины разного цвета и размера, а также подготовьте карточки со схемами нанизывания (чередование цветов, размеров, форм и т.п.). Сначала показываем малышу картинку, по которой ребенок должен собрать бусы, а потом просим его сделать украшение для мамы, о котором она давно мечтала.

«Картина из песка»

Задание для усидчивых, которое отлично развивает мелкую моторику. Вам понадобится цветной песок, картон и клей-карандаш. Сначала волнистыми линиями нанесите на картон клей, а потом предложить ребёнку засыпать весь лист разноцветным песком. Когда все будет готово, попросите малыша перевернуть картон и посмотреть, что получилось.

Тактильные ощущения

«Волшебные коробочки»

С помощью этой идеи можно познакомить ребёнка с сыпучими предметами и развить мелкую моторику в игровой форме. Вам понадобятся контейнеры разного размера, которые нужно наполнить крупой, песком, камушками, бусинками, а также воронка и мелкие игрушки. Сначала предложить малышу пересыпать крупу из одной миски в другую с помощью совочка, а потом попросите насыпать всё в воронку. В конце занятия устройте совместные «раскопки», стараясь отыскать спрятанные в песке игрушки.

«Мешочек с секретом»

Берут несколько разных мелких предметов (бусины, макаронины, крупу и др.), показывают их ребенку, проговаривают вместе с ним все названия и просят их запомнить. После этого родители просят его отвернуться на несколько секунд, за которые им нужно успеть рассортировать предметы по разным непрозрачным мешочкам. Затем ребенка просят наощупь определить, что именно находится в каждом мешочке.

 «Платочки для кукол»

Занимательное упражнение учит малыша находить одинаковый материал на ощупь. Для занятия подготовьте несколько куколок в одежде из разных материалов (мех, лён, шёлк, бархат), а также отрезки (платочки) из тех же тканей. Задача ребёнка – подобрать каждой кукле верный платочек, потрогав наряд.

Осязание

«Поймай зверька»

Ребенка просят закрыть глаза, после этого берут любую плюшевую игрушку и проводят ей по разным частям его тела. Затем его просят определить и сказать, где именно «пробежал зверек» – по руке, ноге, животу и т.д.

Игра достаточно проста в реализации, не требует от родителей большого количества реквизита.

 «Найди заплатку»

Ребенку предлагают на выбор несколько фигур и просят подобрать ту, которая подойдет по очертаниям к контурам вырезанной на бумаге фигуре. Игра тренирует зрение, осязание, логику и пространственное мышление в целом.

«Найди фигуру»  Цель: закрепить умение узнавать на ощупь шарик и кубик, называть их, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку достать кубик из мешочка для предметов. Ребенок на ощупь достает кубик. Показывает и называет, и бросает кубик в мешочек соответствующего цвета. Затем воспитатель, просит ребенка, на ощупь достать шарик. Ребенок на ощупь достает шарик. Показывает и называет, и бросает шарик в мешочек соответствующего цвета

 «Подражание»

Родители называют ребенку эмоции («злость», «радость», «грусть») и сопровождают их выразительными гримасами. После этого ему называют те же эмоции и просят повторить соответствующие им гримасы.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать у детей тактильное восприятие, моторику рук и речь, различать предметы по ощущениям, форме, размеру.

Ход игры: воспитатель кладет фигуры большого размера в большой мешочек, а маленькие в маленький мешочек. Детям предлагается по очереди вытаскивать фигуры из мешочка и называть их. Затем ставить фигуру в ячейку соответствующего размера.

Величина

«Подбери по размеру»

Цель: закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький»; учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.

Ход игры: по групповой комнате разложены предметы разной величины большие и маленькие. Дети находят большие и маленькие предметы и кладут их в соответствующий мешочек.

«Продолжи ряд»

Цель: учить детей продолжать ряды фигур по образцу, закреплять представления детей о величине, вырабатывать зрительную концентрацию и координацию движений.

Ход игры: воспитатель выкладывает на планшете с липучками ряд фигур и предлагает ребенку повторить последовательность фигур.

«Прятки»

Цель: практическое знакомство с величиной.

Ход игры: воспитатель раскладывает перед ребёнком кубики большого и маленького размера. Затем просит ребёнка спрятать маленький кубик в маленьком мешочке, кубик не видно. Далее воспитатель даёт большой кубик и тоже просит спрятать его в маленьком мешочке, не получается. Делаем вывод, что маленькие предметы можно спрятать в маленьком мешочке, а большие нет.

Цвета

«Достань шарик»

Цель: учить соотносить цвет шарика с цветом мешочка, сортировать по цветам, развивать моторику рук, запоминать цвета, развивать речь.

Ход игры: воспитатель просит ребенка взять шарик из мешочка для предметов. Ребенок достает шарик на ощупь. Показывает, какой шарик он достал. Называет цвет и бросает шарик в мешочек соответствующего цвета.

«Достань кубик»

Цель: учить соотносить цвет кубика с цветом мешочка, сортировать по цветам, развивать моторику рук, запоминать цвета, развивать речь.

Ход игры: воспитатель просит ребенка взять кубик из мешочка для предметов. Ребенок достает кубик на ощупь. Показывает, какой кубик он достал. Называет цвет и бросает кубик в мешочек соответствующего цвета.

«Сортировка по цветам»

Цель: формировать у детей представления о цвете, упражнять в умении быстро находить предмет заданного цвета, развивать внимание, развивать моторику рук.

Ход игры: воспитатель раскладывает по группе предметы красного и синего цвета. Затем просит детей найти предметы красного цвета. Дети ходят по группе и собирают предметы красного цвета. Бросают их в мешочек красного цвета.

«Что в мешочке?»

Цель: закреплять названия цветов, развивать мелкую моторику рук, соотносить цвет предмета с цветом мешочка.

Ход игры: в цветных мешочках лежат предметы, но цвет предмета не соответствует цвету мешочка. Ребенок достает предмет, называет его цвет и ищет мешочек соответствующего цвета. Все предметы необходимо разложить по мешочкам соответствующего цвета.

Знакомство  детей с геометрическими фигурами: квадрат, круг, треугольник.

На полотне располагаются кармашки с липучками, для фигур. И карманы для сортировки.

«Подбери фигуру»

Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, учить подбирать фигуры по образцу, закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Ход игры: воспитатель на кармашки прикрепляет круг, квадрат и треугольник. Ребенок берет фигуру, обводит её пальцем и прикладывает к фигурам на кармашках. Находит нужную фигуру и кладёт её в соответствующий кармашек.

«Назови геометрическую фигуру»

Цель: учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры: ребёнок достает из кармашка фигуру, называет её. Находит карман с такой же фигурой и прячет фигуру в карман.

«Кармашки для сортировки»

Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, учить подбирать фигуры по образцу.

Ход игры: воспитатель раскладывает фигуры квадрата и треугольника по группам. Затем просит найти фигуру треугольник. Дети находят треугольники и кладут их в соответствующий карман.

Сенсорное развитие в группе раннего возраста играет очень важную роль в общем развитии детей. Развитие сенсорных навыков у детей в раннем возрасте помогает им лучше понимать окружающий мир, развивать координацию движений, улучшает восприятие информации и помогает детям лучше адаптироваться к различным ситуациям.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе, поэтому важно создавать стимулирующую среду и поддерживать интерес к разнообразным сенсорным опытам. Развитие сенсорных навыков в раннем возрасте положительно сказывается на общем развитии ребенка и помогает ему более успешно учиться и адаптироваться к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения

О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....

Консультация для воспитателей Тема: «Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»

Консультация для воспитателейТема: «Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»...

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....