Консультация для воспитателей Тема: «Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»
консультация

Свешникова Наталья Сергеевна

Консультация для воспитателей

Тема: «Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первоуральское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 «Смайлик»

Консультация

«Игры – забавы в развитии эмоциональной сферы дошкольника»

Исполнитель: Свешникова Н.С.

инструктор по физической культуре

г.о. Первоуральск  2018

Вначале было не слово, а игра, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Ребёнок ещё не может говорить, но уже кулюкает, гугукает, улыбается во весь рот, реагируя на колыбельные потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые погремушки. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познаёт первые слова – сигналы, вступает в «контакты» с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует  движения, пополняет свой кругозор, радуется жизни.

В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают. Развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом всё, что составляет богатство человеческой личности.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не играли». Есть даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль  медицины и психологии – игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться на чём-то радостном, облегчить свою жизнь, своё положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живёт уважение к прошлому и вера в будущее.

Игры…  Их такое великое множество: с мячом и шарами, с палками и верёвочками, с фантами и камешками, со словами и загадками, домашние и хороводные, зимние и летние… Причём, не только детские, но и те, которые увлекают и привлекают взрослых, а то и бабушек.

Дети – люди с обострённым чувством юмора. Не случайно в их опыте столько всяких дразнилок, страшилок, подковырок и т.п. они испытывают огромное удовольствие от бессмыслицы, от перевёртываний, от всего, что кажется взрослым нелепицей. На то они и дети. Для них  юмор – последняя реальность их оптимизма. Ребята прибегают к юмору, потому что он мощь самореабилитации.

 Юмор – их лучшее противоядие против казенщины, скуки, серости. Он для ребёнка прекрасная психологическая защита против разных бед и неприятностей.

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими веками, а ниточка – верёвочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, в том числе игры – шутки, игры – минутки.

  Практически все забавы, даже игры – упражнения, просты и основаны на импровизации – бесценной привилегии детей.

   Все игровые миниатюры представляют собой разноцветные мгновения счастливой жизни ребёнка, где есть «намёк и добрым молодцам урок», где на досуге приобретается тот опыт, который потом обязательно пригодится в жизни. У забав и потех нет точного возрастного адреса. Какие-то игры и упражнения следует слегка усложнить, какие-то немного упростить.

Игры, состязания, тренировочные упражнения могут быть включены в сценарии и программы праздников и вечеров отдыха, КВНа и семейной вечеринки; их можно и нужно модернизировать, обогатить новыми деталями и находками.

  Игра вроде бы и не нуждается в пропаганде: веками доказывала и доказала она свою неотъемлемую принадлежность человеческому быту. От детских забав, в которых   закаляются и развиваются ум и тело ребёнка, до Олимпийских состязаний эллинов, положивших начало всепланетному игровому азарту, продвигающему вперёд границу возможностей человека. Игра – это бодрость, оптимизм, сила воли, здоровье,  наконец.

 Те, кто бывал за границей, не могли не заметить, как легко и охотно включаются немцы и французы, американцы и итальянцы – даже самые солидные, - в забавные состязания, как хохочут, попав в самые курьёзные игровые ситуации. Раскованность физическая избавляет от психологической закомплексованности, от боязни «уронить себя». Мы же почему-то опасаемся выглядеть по-детски непосредственными, считаем, что игра – ребячество.

 Между тем, в каждом взрослом человеке притаился ребёнок, эдакий озорной «Куздрямчик» (его, кстати, подсмотрела в детских фантазиях поэт Н. Хаткина). Наш слишком деловой быт не даёт ему возможности прорваться наружу, пошалить и повеселиться. А ведь радость, веселье, бодрость, даруемые игрой, необходимы нам как витамины. Но мы разучились играть. А жаль…

Вы, наверное, помните такие давние – давние игровые забавы, как «гляделки», «предъяви зелень», «замри». Забавы эти вроде бы спорны. Играющие в «гляделки» садятся или становятся друг против друга и смотрят прямо, не мигая, глаза в глаза. Кто первым мигнёт, тот и проиграл. Не правда ли, несколько  жестокие условия? Но ведь нужны воля и выдержка, чтобы не мигнуть. И напряжение, и усилие. А такая потеха, как «замри»? дети, вступающие в эту древнюю игру, договариваются, что в любой жизненной ситуации, даже во время урока, по команде партнёра: «замри!», необходимо застыть в самой неудобной позе. Например, с поднятой рукой или ногой. И стоять молча до тех  пор, пока не прозвучит команда: «отомри!». Тоже жестковатая потеха, но и она требует собранности, волевых усилий, чтобы продержаться, не сделать ни одного движения. А «предъяви зелень»?  

Участники обязаны всегда и везде иметь при себе зелень – листочек дерева или травку и предъявлять её немедленно по первому требованию, иначе – проигрыш. Значит, необходимо постоянно помнить о «зелёнке», держать память в напряжении. Это тренировка памяти, своеобразный тренинг.

Любимые сказки, мультики, игры, к которым ребёнок многократно возвращается, чтобы пережить ещё и ещё раз удовольствие победы добра над злом или ощущение победы над собой, своего успеха в чём-то, и есть тренинг, система упражнений, обогащающая внутренний мир ребёнка. Так детские забавы становятся средством самовоспитания. В руках воспитателя они становятся средством коррекции – исправления, поправки, частичного изменения неправильно сформированного в ребёнке психического процесса или личностного качества.

Существует очень много игр – забав, не требующих больших пространств и сложной атрибутики, небольших по объёму и несложных по содержанию, но важных по назначению, в которых, как в сказках, есть намёк и «добрым молодцам урок».

 Есть забавы двигательные и интеллектуальные, дворовые и настольные, зимние и летние. Они доступны всем.

Это:  игры – минутки;

Игры – тренировки;

Игры – упражнения;

Игры – шутки;

Игры – аттракционы;

Игры и упражнения на слова, про слова, со словами.

Не требуют сложных атрибутов, громоздкой амуниции, можно совмещать с любой трудовой деятельностью.

Игры – аттракционы

Могут быть с предметами и без них; они помогают в развитии, самопроверке, тренировке силы, ловкости, смекалке, развивают глазомер, точность движений и приучают к настойчивости в достижении цели, - например: «Азбука» - изображение пантомимой (любые предметы, животные, птицы) все буквы алфавита; «Присядь и вытолкни», «Что можно пронести на … носу?» (книгу, веник, коробок спичек, гимнастический обруч и т.п.), «Достань мячик», «Кто сильнее?», «Необычный волейбол» и т.д.

Игры – упражнения

 На развитие координации движения, например: «А ну, попробуй!», «Вращай одновременно», «Камешки», «Не урони мячик», «Ложку на ножку» и т.д.;

на развитие реакции: «Не подражай!»,  «Рикошеты», «Разбудили – беги!», «Ловец колец» и т.д.;

на внимание: «Сколько чего?», «Сосчитаете ли?», «Выполни уговор», «Играют трое», «Повтори быстро» и т.д.;

 на развитие памяти: «На ком оборвётся?», «Цвет и форма», «Движение по памяти», «Скопируй позы и т.д.;

 на развитие наблюдательности: «Что за спиной?», «Слепые менялы», «Успейте подхватить» и т.д.

Забавы с шарами

«Чей шар больше?», «Волейбол с воздушными шарами», «Толкни ядро», «Шары – мишени», «Бег с капканом» и т.д.

Забавы для младших детей

«Берегись, Буратино!», «Петушки», «Колобок», «Спина к спине», «Пролезь в обруч» и т.д.

Настольные игры

«Логово», «Крышки на банки», «Каков объём сосуда», «Взвесь на руке» и т.д.

Игры со спичками

«Рисуем спичками», «Кто быстрее?», «Рассортируйте», «Колодезь», «Горящая спичка» и т.д.

Словесные игры или вербальные – детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами, т.к. у ребёнка ещё мало слов в словарном запасе, и он теряется в сложном нашем мире общения, беднеет духовно.

Замечено страшное явление современности – замена истинных слов сленгом, набором стёртых канцеляризмов, вульгаризмов. Избыток бранных слов, грязная матерщина – показатель скудности человека, его ограниченности. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого своё звучание (ударение, интонационный смысл, музыка). Сочинение стихов на заданную рифму – бурим. Значит, владение словом – инструментом общения, мышления – неоценимое богатство.

Существует великое множество игр словесных, например: «Полслова за вами», «Алфавит вокруг нас», «Собачья викторина – аукцион», «Все слова на букву «П», «Добавь словечко», «Рифмы – омонимы – каламбуры», «Успей подхватить», «Слово к слову» и др.

Просто весёлые, смешные игры и забавы – «Попробуй не ошибись», «Тянем – потянем», «Сороконожки», «Состязание на ходулях», «Бег в мешках», «Перепрыгни!», «Подними противника», «С завязанными глазами», «С конца до начала», «Задом наперёд туда и обратно», различные забавы «Кто быстрее», шуточные вопросы, забавные загадки, «Час рекордов Гиннеса», Эстафета «Фантазёры» и т.д.

Используемая литература:

  1. «Игры – потехи, забавы – утехи» С. Шмаков.
  2. «От игры к самовоспитанию» С. Шлаков, Н. Безбородова
  3. «400 способов занять ребёнка» Ш. Фельучер
  4. «Игры, забавы, развлечения» Е. П. Гайдаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"

Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников....

Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....

Презентация на тему "Игра как средство формирования эмоциональной сферы дошкольника"

В презентации  представлен материал о формировании эмоций у дошкольников в детском саду как об одном из необходимых условий  психического здоровья ребёнка....

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....