Консультация для родителей «Упражнения по приобретению навыков практической жизни по системе Монтессори –вклад в предматетематическую подготовку дошкольника»
консультация

Носова Ольга Анатольевна

Сама атмосфера в группе Монтессори поощряет ребенка к проявлению самостоятельности. Доведение начатого дела до конца также является одним из основных правил в детском саду и школе Монтессори. Организация предметно-пространственного окружения ребенка — подготовленной среды, автодидактический характер большинства материалов, а также позиция педагога предоставляют ребенку широкие возможности самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kombinirovannoy_gruppy.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей комбинированной группы (детей с ограниченными возможностями здоровья РАС, ЗПР, ОНР)

«Упражнения по приобретению навыков практической жизни по системе Монтессори –вклад в предматетематическую подготовку дошкольника»

Упражнения на приобретение навыков практической жизни образуют один из учебных разделов в Монтессори-детском саду и предоставляют детям широкие возможности по овладению различными видами повседневной деятельности: переливание воды и пересыпание ложкой сыпучих веществ, застегивание пуговиц и завязывание бантов, вытирание пыли и подметание пола, — а также более сложными видами деятельности, требующими выполнения достаточно большого числа операций, — мытье посуды, стирка белья, чистка ботинок, мытье стола, мытье овощей и фруктов. Ребенок учится даже тому, что обычно считают небезопасным и не используют в детском саду, а именно: резать острым ножом, гладить достаточно горячим утюгом, печь настоящий пирог и жарить настоящую яичницу, чистить металлические предметы реальными чистящими средствами.

Каков же вклад подобных упражнений в предматематическую подготовку дошкольника?

 Прежде всего отметим, что все эти виды деятельности осуществляются по определенным правилам или предписаниям. Так например, чтобы вымыть тарелку, ребенку нужно налить в два тазика воды, в один из них добавить жидкое моющее средство, помыть тарелку в первом тазике, ополоснуть ее во втором, поставить сушиться на подставку, а когда вода стечет, вытереть ее посудным полотенцем.. По окончании работы следует вылить использованную воду, ополоснуть и протереть тазики, стол, кувшин для воды и ведерко, а также повесить сушиться мокрые тряпочки и полотенце и заменить их сухими.

Порядок выполнения действий показывает педагог, затем ребенок повторяет их, пока не освоит. В рамках каждого такого упражнения — мытья рук, стирки белья, чистки ботинок, ... — действия выполняются в определенном порядке. Если его изменить, желаемый результат не будет достигнут. Например, если попытаться сначала «намылить» белье сухим мылом, а потом принести воды и намочить его, то оно не станет чище. Полировка ботинок щеткой с последующим намазыванием их кремом или очищением их от налипшей грязи также не даст нужного эффекта. Для того чтобы эффективно обучать ребенка подобным «сложным» видам деятельности.

Монтессори предлагает сначала проанализировать их и расчленить на более «простые», а затем показать «сложное» действие в виде последовательности более элементарных шагов. «Каждое сложное действие, — пишет Монтессори, — имеет следующие друг за другом, однако очень отличающиеся друг от друга этапы. Анализ движений состоит в том, чтобы попытаться распознать эти последовательные шаги, а затем точно и раздельно выполнить их».

Рассмотрим, например, рамку с пуговицами, имеющую вертикальные прорези-петли. При расстегивании пуговиц нужно выполнить следующие действия: 1) положить рамку перед собой, так чтобы правое полотнище ткани находилось над левым; 2) если есть застегнутые пуговицы, перейти к завершению работы. 3) большим и указательным пальцами правой руки сжать верхнюю застегнутую пуговицу справа; 4) большим и указательным пальцами левой руки сжать край ткани слева на уровне пуговицы; 5) потянуть пуговицу и ткань одновременно в разные стороны: пуговицу  — вправо, ткань — влево; 6) когда отверстие расширится, нагнуть пуговицу и вставить в него ее левую половину; 7) отпустить обе руки; 8) большим и указательным пальцами правой руки потянуть край ткани вправо, так чтобы пуговица полностью освободилась; 9) отпустить край ткани  10) закончить работу. Очевидно, перед нами снова пример алгоритма, на этот раз — алгоритма расстегивания пуговиц. Поскольку на рамке имеется 6 пуговиц, действия 3–9 будут повторяться несколько раз, пока все пуговицы не окажутся расстегнутыми, следовательно, данный алгоритм является циклическим.

Достаточно часто «сложная» деятельность, включающая выполнение многих действий, предполагает, по Монтессори, тренировку отдельных умений, например, переливание воды сначала предлагается как самостоятельное упражнение, а позже входит в качестве составного элемента в такие упражнения, как мытье пола, посуды, фруктов и овощей и т.д. Если ребенок освоил способ мытья рук в тазике с водой, значит Подготовка к изучению математики в системе Монтессори , он должен уметь убирать за собой: ополаскивать тазик, насухо протирать стол и остальные предметы, менять полотенце и тряпочки. Таким образом, более простые и короткие алгоритмы или же их отдельные звенья — последовательности действий — могут стать составными частями более сложных алгоритмов.

Хорошо известно, что в ходе воспитания и обучения в детском саду, который работает по любой системе, не только Монтессори, ребенок знакомится с самыми разными видами деятельности, осуществляемой по определенным правилам или предписаниям, например, с подвижными и дидактическими играми, правилами поведения в обществе, правилами перехода улицы, одевания и раздевания и т.д. Подобные правила, по существу, также являются алгоритмами, однако у Монтессори этот аспект усилен. Подобное усиление происходит как за счет разнообразия видов практической деятельности и используемых при этом алгоритмов, так и вследствие способа показа той или иной деятельности — четкого выделения начала, конца и каждого этапа работы; демонстрации одного и того же алгоритма работы с конкретным материалом каждому ребенку, а также, если вспомнить о сенсорных материалах, за счет применения, по существу, одного и того же алгоритма при работе с разными материалами (составление пар, сериация) с последующей их модификацией и использованием их отдельных звеньев в дальнейших упражнениях с дидактическими материалами и в реальной жизни.

Так, например, существует множество способов завязывания бантов, в результате применения которых бант может по-разному располагаться, а узел его может выглядеть различным образом. Монтессори-педагог, зная разные способы, поначалу показывает каждому ребенку один и тот же, с тем чтобы детям было проще освоить его, а также чтобы другие дети могли показать учащемуся ребенку тот же способ. При этом он демонстрирует последовательные шаги, из которых состоит подобная деятельность. Свою роль играет также материал — рамки, а не какие-либо предметы одежды. С их помощью процессы развязывания-завязывания, расстегивания-застегивания и т.д. приобретают более отвлеченный характер: это уже, если так можно выразиться, «завязывание вообще» или «застегивание вообще», а не завязывание конкретного банта или застегивание данной пуговицы на данном платье или пальто.

 Добавим, что уже на упражнениях в практической жизни происходит опосредованная подготовка к арифметическим операциям. Если ребенок рассыпает крупу в несколько чашек, перекладывая поочередно по одной ложке в каждую чашку, затем еще по одной и т.д., он, по сути, осуществляет процесс деления. То же можно сказать о разливании воды в несколько сосудов одинакового объема. Когда крупу или воду из разных сосудов снова помещают в один сосуд, то совершаемые при этом действия можно интерпретировать как сложение или же, учитывая равенство количеств крупы или объемов жидкости, как умножение.

Организация предметно-пространственного окружения ребенка — подготовленной среды, автодидактический характер большинства материалов, а также позиция педагога предоставляют ребенку широкие возможности самостоятельной работы. В помещении для свободной работы материалы расположены на низких открытых полках и доступны любому ребенку. Как уже говорилось выше, дети могут самостоятельно выбрать материал и работать с ним, если они уже умеют это. В противном случае педагог показывает, как обращаться с материалом и, если необходимо, как контролировать ошибки. Далее учитель некоторое время наблюдает за работой ребенка, а затем, как только его помощь становится не нужна, отходит от него, а ребенок занимается самостоятельно. Сама атмосфера в группе Монтессори поощряет ребенка к проявлению самостоятельности. Доведение начатого дела до конца также является одним из основных правил в детском саду и школе Монтессори. Разумеется, обычно показывает все этапы выполнения работы, в том числе завершающий. Если ребенок, например, после мытья фруктов забыл протереть тазики или заменить полотенце сухим, ему напоминают об этом учитель или другие дети. Если ребенок устал, ему на первых порах могут помочь закончить работу и предложат убрать материал на место, но с течением времени это становится для него естественным и привычным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни»

В данной консультации представлены интересные и простые упражнения и игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

Работа по теме самообразования.Консультация для родителей «Упражнения по Монтессори»

Всемирно известный педагог из Италии. М. Монтессори, много лет занималась изучением раннего развития детей, подробно исследовала развитие мелкой моторики в раннем возрасте. Монтессори доказа...

Консультация для родителей "Упражнения и игры по развитию слухового восприятия дошкольников"

Консультация для родителей "Упражнения и игры по развитию слухового восприятия дошкольников"...

Мастер-клас для родителей «Упражнения по развитию графических навыков ребёнка»

С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная со штрихов и каракулей. Постепенно развиваясь, ребенок ...

Консультация для родителей ! "Упражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольников"

Плоскостопие – заболевание, выражающее в деформации (расплющивании, опускании) свода стопы. Возникает тогда, когда нагрузка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы ...

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»...

Консультация для родителей. Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.

Консультация для родителей.Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «мол...