Родительское собрание «Финансовая грамотность детей»
материал

Болушева Галина Александровна

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_fin.gram_.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе

«Финансовая грамотность детей»

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического

воспитания детей дошкольного возраста. 

           Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в гости.

Наша тема родительского собрания  посвящена финансовой грамотности дошкольника.

 Наверное, вы удивлены, почему мы выбрали именно эту тему для обсуждения?

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Но большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности лучше начинать со среднего возраста на начальных ступенях образовательной системы. Кем бы ни стал ребенок, где бы не жил, он обязательно столкнется с законами экономики.

Современный ребенок рано включается в экономическую жизнь семьи, ходит с родителями за  покупками в магазин и родители прислушиваются к мнению ребенка в отношении покупок; выбирая игрушку, дети не выбирают невзрачную, дешевую игрушку, а хотят купить дорогую красивую; при посещении продуктовых магазинов, сами кладут в корзину товары которые ему хотелось бы купить, знают что такое реклама, некоторые дети в 4-7 лет имеют карманные деньги, пользуются разными услугами (парикмахеров, фотографов…). Овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Наша задача педагогов, на доступном уровне, в игровой и увлекательной форме, расширить знания детей по экономическому воспитанию, привить детям правильное отношение к тому, что делают для них взрослые, уважение к труду людей.

Сейчас, хотелось бы вам рассказать о занятиях, играх которые у нас в плане, по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.

Свои первые познания об экономике мы начнем с сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Банк», проиграем в различные ситуации, при этом будем учиться культуре общения и поведения.

Будем читать сказки, а ведь во многих сказках есть экономическая составляющая, например во многих сказках отражается труд людей: «Хаврошечка», «Морозко», «Федорино горе», «Мужик и медведь»,

сказки о потребностях: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»,

 сказки о бартере: «Лисичка со скалочкой», Катаев «Дудочка и кувшинчик»,

сказки о деньгах:  К.И. Чуйковский «Муха - цокотуха», А. Толстой  «Буратино»,

сказки о рекламе: «Ш.Перро «Кот в сапогах», Г.Х.Андерсен «Новое платье короля», С.Михалков «Как мужик корову продавал»

Окунемся в мир современных профессий, где  обсудим с детьми,  какую пользу приносит та или иная профессия. И что было бы если бы не было, например парикмахеров, врачей и т.д?

Не все дети знают где и кем работают их родители.

Мы запланировали:

- беседу-размышление «Чего нельзя купить за деньги?» - не все в мире покупается и продается;

- Дидактическую игру «Ты сегодня папа и получил зарплату» - упражнять детей в планировании семейного бюджета.

 - Дид.игру «Дом в котором живут деньги» - познакомим детей с деятельностью банка. - Рассказ-беседа «Что такое реклама».

- Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

И чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.

Сегодня мы вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествие

в «игровой мир экономики».

1. Остановка « Азы экономики»

Первые познания об экономике дети получают конечно в семье. Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее.  Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги?

 2. Где их взять ?

3. Как ими правильно распоряжаться?

 Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с четырехлетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 4 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед ребенком важно делиться успехами своей карьеры.

Чтобы  ребенок осознал  что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить, предложите своему малышу вместе поиграть, пожалуй, в самую полезную экономическую игру для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин.  Сейчас продается множество аксессуаров для такой игры: бумажные «деньги», кассовые аппараты, весы, тележки, наборы «товаров». Поход в магазин можно превратить в увлекательное развивающее занятие. Именно в магазине  лучше всего осваивать азы математики и экономики. Нужно лишь подключить к этому мероприятию чуть-чуть фантазии…

Играйте в профессии, здесь дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. 

По большому счету, для того чтобы ваш малыш вырос экономически грамотным, вам просто нужно больше с ним разговаривать, рассказывать, пояснять, обсуждать.

Итак, вырастить ребенка экономически грамотным совсем не сложно. Делайте вместе с ним покупки, планируйте семейный бюджет, объясняйте, когда и почему

необходимо экономить, обсуждайте те или иные профессии, одним словом, впустите его в свою жизнь.

2. Остановка « Знатоки экономики»

Разминка: Экономические загадки:

- Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)

-  На товаре быть должна обязательно…..(цена)

-  Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без……(рекламы)

- Коль трудился круглый год, будет кругленьким …..(доход)

-  Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)

-  На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке…(проценты)

-  Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы …..(ссуду)

-  Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…..(залог)

-  И врачу и акробату выдают за труд…….. (зарплату)

-  Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для  них…..(договоры)

 Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

 Уважаемые родители,  дети  наверное думают, что можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь?  Так ли это? Я вам предлагаю  поиграть в игру «Что можно купить за деньги , а что нельзя» (предлагаю карточки..)

Педагог предлагает родителям:

  Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.

- А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта?

- Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку  нужно планировать заранее.

 Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

3 остановка «Экономика в сказках»

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?  (Три поросенка).

2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

3. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

4. В какой сказке, сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

5. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

6. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

7. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства  помогли получать доход? (вершки и корешки).

         Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

- Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые  производят)

-  и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

 Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

-  Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на  семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось  игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться

убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но

не приказывать.

-  Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь,

будете платить все больше и больше.

4. Остановка « Конечная»

Уважаемые родители! Мы предлагали вам заполнить анкету «Экономическое воспитание дошкольников» с вопросами, проанализировав ваши ответы мы  увидели, что вы тоже заинтересованы вопросами формирования финансовой культуры дошкольников.

 Итоги анкетирования родителей.

  1. Анализ ответов показал, что 100  % опрошенных родителей считают, что экономическое воспитайте необходимо его ребенку. Против - 0 человек (   %).

  1. На вопрос, с какого возраста начинать экономическое воспитание многие ответили, что экономическое образование нужно начинать с  5 лет -   26  %, чуть побольше ответивших -  60   % считают, что с 3-4  лет. ; и 14% считают , что экономическое образование нужно начинать со школьного возраста  Т. е. основная часть опрошенных родителей (    86 %) считают, что экономическое воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.

  1. Вместе с тем  34    % родителей ответили, что знакомят своих детей с бюджетом семьи,  66    % знакомят иногда или частично и    0   % ответили, что нет, не знакомят.

  1. Почти все опрошенные ( 78 %) считают, что основной метод при экономическом воспитании ребенка – это игра. На втором месте - совместный поход в магазин так считают (  15 %), на третьем стоит чтение литературы  (  7 %).

  1. Анализируя ваши ответы, мы увидели, что основными источниками информации по экономическому воспитанию для вас являются: специальная литература, затем книги и ТВ.

  1. Большинство родителей рассказывает своему ребенку на доступном уровне, какую роль играет электроэнергия, газ, вода в жизни человека (  87   %) и объясняют правила экономного пользования водой, электроэнергией, газом (  87 %).

      Эта тема действительно заслуживает внимания. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - это новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими представлениями, пока еще на начальном уровне

Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в среднем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родительского собрания: "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"

Цель:   привлечение родителей к реализации программы по финансовой грамотности. Задачи:  1.  Познакомить родителей с программой экономического воспитания и его возможност...

Родительское собрание "Финансовая грамотность для детей"

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможнос...

Родительское собрание "Финансовая грамотность для детей"

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможнос...

Родительское собрание «Финансовая грамотность» в форме деловой игры

Родительское собрание.Форма проведения: деловая игра.Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудн...

Конспект родительского собрания «Финансовая грамотность для детей».

Конспект родительского собрания«Финансовая грамотность для детей»Старший возрастЦель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания «Финансовая грамотность для детей»

материал предназначен для повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста....

Родительское собрание "Финансовая грамотность для детей"

Цель: Вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников.Расширение представление родителей об их роли в развитии финансовой...