Обучение грамоте детей с ТНР в ДОУ
консультация
Консультация для родителей и воспитателей по обучению детей грамоте. Звуки и буквы, характеристика звуков, Звуковой анализ и синтез, что это такое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
« ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ТНР В ДОУ»
Консультация для воспитателей и родителей
Обучение грамоте детей в детском саду - это целенаправленный систематический процесс по подготовки к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенной школьной программой.
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется», мы поймем, что ребенок, который не произносит звук правильно, вряд ли напишет его правильно в недалеком будущем.( не берем во внимание правила русского языка)
Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, то есть слышать звуки в слове.
Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как:
«Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделения каждого звука. Так, при анализе слова «КОМ» ребенок должен произнести его три раза: «ККом», «кООм, «коММ».
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.
Также детям необходимо знать, что:
- звуки мы слышим и произносим;
- буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные звуки можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки - звуки, которые петь нельзя, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, неба.
Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы. (Е,Я,Ё,Ю)-учим позже
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - [йа], Ю - [йу], Е - [йэ], Ё - [йо].
Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми:
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные - зеленым.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняем, что когда произносим глухой звук, горлышко не дрожит, а при произнесении звонких звуков - горлышко дрожит (положить руку на горлышко).
Согласные звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Согласные глухие звуки: П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Ч, Х, Ц.
Примерные игровые задания:
Игра «Поймай звук».
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий - зеленый.
Игра «Звуковой поезд»
Задача: учить определять нахождение звука в начале, середине или конце слова.
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Выложить схему к слову ДОМ.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (синим квадратиком)
- Какой второй звук в слове ДОМ? (второй звук [О])
- Звук [О] какой? (звук [О] - гласный)
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (красным квадратиком)
- Какой третий звук в слове ДОМ? (третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (звук [М] - согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (ДОМ)
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ… В результате получается «дэомэ», вместо «дом». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучение в детском саду предусматривает название букв по их звуковым обозначениям: м, н, т… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, камушек, веревочки, вылепить из пластилина и т.д.
- Обвести по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
В нашем детсом саду обучение чтению проводится по особой методике, которая оправдывает себя на 100%. Занятия проводятся по обучению грамоте 2 раза в неделю. На первом занятии детей знакомим со звуком, проводятся упражнения, игры, задания с изучаемым звуком, проходит работа со схемами-звуковой анализ и синтез. На втором занятии дети знакомятся с буквой, конструируют букву, печатают. Проводятся игры на узнавание и запоминание буквы, чтение слогов, слов, работа с кассами букв. В кабинете логопеда читаем с листа слоги, слова, предложения с изучаемыми буквами.
Листы для чтения заготавливаются заранее . Слова и предложения только с теми буквами, которые изучили на занятии. С каждым занятием, по мере знакомства с буквами, текст листов усложняется. Всего листов для чтения 20.
На первых занятиях происходит знакомство с гласными :У, А, О, И, Ы,Э.
Порядок работы с согласными звуками и буквами исходит из сложности артикуляции звуков Первыми изучаются гласные. Затем берутся согласные, которые сложны в артикуляционном отношении, такие, как Т- ТЬ, П –ПЬ, К-КЬ.,Х-ХЬ, С-СЬ, Б-БЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, Ш-, М-МЬ, Н-НЬ, Ж, Л-ЛЬ, З-ЗЬ, Ч, Ц, Р-РЬ, Ф-ФЬ
С йотированными Е,Я,Ё,Ю детей знакомят после того, как дети запомнят все звуки и буквы.
Домой, помимо других заданий, даётся задание на чтение с Листа, составленного логопедом по мере усвоения букв в определенном порядке.
Уважаемые родители!
Обучение грамоте - ответственные период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Успехов вам в занятиях с вашими детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"
Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»
обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...

Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной группе Тема: «Письмо от Королевы Грамоты»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте детей в подготовительной группеТема: «Письмо от Королевы Грамоты»...
